Тема: «Искусство России ХIХ века».
Тип урока: обобщающий урок.
Цели:
- обобщение имеющихся у детей знаний о культурном наследии России, расширение знаний о понятии искусство, раскрытие причинно-следственных связей между видами искусства – живописью, литературой, музыкой;
- развивать интерес к истории культуры России;
- воспитывать инициативность, индивидуальность в ответах.
Оборудование: учебник «Окружающий мир», под. ред. Н.Ф. Виноградовой, карточки с записями, картины художников, использованных на уроках.
ХОД УРОКА
1. Введение в тему урока
Определение темы учениками.
– Что вы понимаете под словом культура?
Выделите главное и докажите.
– Какой век называют «золотым веком» русской
культуры и почему?
– Культура – это накопленный за много веков
пласт знаний, знания могут быть в
искусстве, в науке, потому что ещё Горький
говорил, что в то, что создано человеком,
вложена душа того, кто создавал.
– А где же больше всего этой души? (В книгах,
науке и искусстве)
– А 19 век дал России столько великих людей, что
просто невозможно перечислить. А чтобы
рассказать о каждом, нужно написать много книг.
Культура России именно 19 века преуспела в
литературе, музыке, архитектуре, живописи.
– Итак, сегодня мы с вами вспомним всех
представителей «золотого века русской
культуры».
2. Работа по обобщению изученных знаний
– Посмотрите на доску, вы видите фамилии
выдающихся людей,
нужно разделить их на три группы и вспомнить
наиболее известные произведения. (Группы –
художники, писатели, поэты) 1 человек
4 человека работают по карточкам.
Карточка №1
Кто написал оперу «Иван Сусанин»? О чём она и чему посвящена?
Карточка №2
Сколько балетов написал П.И.Чайковский? Расскажите о сюжете любого балета.
Карточка №3
Расскажите о поэме «Руслан и Людмила».
Карточка №4
Рассказать об открытии большого театра.
Все участвуют в викторине.
- О ком написал К.Паустовский «Читая его сказки, мы с полным правом можем гордиться тем, что мы – дети страны, давшей миру одного из самых пленительных и певучих поэтов» (О Пушкине) Рассказать о нём (о Пушкине) коротко.
- Его считали одним из образованных людей России, он вместе с Пушкиным путешествовал по России зачем? (о Дале)
- О ком говорили: «Он чувствовал чужие страдания». (о Некрасове) Рассказать, что знаете
- Портрет какого писателя изображён на стр. 109? Что знаете о нём. (о Толстом)
- Какому писателю прислали такое письмо: « Милостивый государь! Редакция имеет честь известить Вас, что присланный Вами рассказ написан недурно и будет помещён в журнале. Гонорар предлагается редакцией в размере 5 коп., со строки»? (о Чехове)
- У кого в комнате жили малиновки, варакушки, ольшанки, черноголовки? (о Глинке)
- У какого композитора дома была оркестрина? Что это такое? (о Чайковском, музыкальная шкатулка)
- Что такое «Товарищество передвижников»?
3. Физминутка в виде игры
– Я называю фамилию, а вы показываете движением, кем был данный человек: А.П.Чехов, М.М.Глинка, А.И. Куинджи, А.Г.Венецианов, А.А.Фет, В.И.Даль, В.А.Жуковский, Ф.И.Тютчев.
Проверка ответов по карточкам.
4. Работа в парах
– Какой художник очень любил красный цвет?
– Эту картину художник написал в Италии.
Изображена красивая женщина, которая
собирает виноград. Корзина уже полна, а ей так
хочется сорвать ещё одну спелую гроздь. Назовите
художника и картину.
– Какой художник первый изобразил женщину на
лошади? Как называется картина?
– Какой художник писал картины о тяжёлой жизни
людей и детей? Назовите картину.
– Какой художник изображал русских мастериц?
Назовите картины.
– Расскажите о картине «Охотники на привале».
Кто её написал?
– Что изображал на своих картинах И.И.Левитан?
5. Вывод
– Вот мы и закончили наш сегодняшний разговор об искусстве 19 века. Что можно сказать о людях создававших данные произведения искусства? Какие это люди? Что значит быть культурным человеком?
6. Домашнее задание
Написать мини-сочинение «Кто такой культурный человек»?