Урок окружающего мира в 4-м классе по программе "Начальная школа XXI века"

Разделы: Начальная школа


Тема: «Искусство  России ХIХ века».

Тип урока: обобщающий урок.

Цели:

  • обобщение имеющихся у детей знаний о культурном  наследии России, расширение знаний о понятии искусство, раскрытие причинно-следственных связей между видами искусства – живописью, литературой, музыкой;
  • развивать интерес к истории культуры России;
  • воспитывать инициативность, индивидуальность в ответах.

Оборудование: учебник «Окружающий мир», под. ред. Н.Ф. Виноградовой, карточки с  записями, картины художников, использованных на уроках. 

ХОД УРОКА

1. Введение в тему урока

Определение темы учениками.

– Что вы понимаете под словом культура? Выделите главное и докажите.
– Какой век называют «золотым веком» русской культуры и почему?
– Культура – это накопленный за много веков  пласт знаний, знания могут быть в    искусстве, в науке, потому что ещё Горький говорил, что в то, что создано человеком,  вложена душа того, кто создавал.
– А где же больше всего этой души? (В книгах, науке и искусстве)
– А 19 век дал России столько великих людей, что просто невозможно перечислить. А чтобы рассказать о каждом, нужно написать много книг. Культура России именно 19 века преуспела в литературе, музыке, архитектуре, живописи.
– Итак, сегодня мы с вами вспомним всех представителей «золотого века русской культуры».

2. Работа по обобщению изученных знаний

– Посмотрите на доску,  вы видите фамилии выдающихся людей,
нужно разделить их на три группы и вспомнить наиболее известные произведения. (Группы – художники, писатели, поэты) 1 человек

4 человека работают по карточкам.

Карточка №1

Кто написал оперу «Иван Сусанин»? О чём она и чему посвящена?

Карточка №2

Сколько балетов написал П.И.Чайковский? Расскажите о сюжете любого балета.

Карточка №3

Расскажите о поэме «Руслан и Людмила».

Карточка №4

Рассказать об открытии большого театра.

Все участвуют в викторине.

  1. О ком написал К.Паустовский «Читая его сказки, мы с полным правом можем гордиться тем, что мы – дети страны, давшей миру одного из самых пленительных и певучих поэтов» (О Пушкине) Рассказать о нём (о Пушкине) коротко.
  2. Его считали одним из образованных людей России, он вместе с Пушкиным путешествовал по России зачем? (о Дале)
  3. О ком говорили: «Он чувствовал чужие страдания». (о Некрасове) Рассказать, что знаете
  4. Портрет какого писателя изображён на стр. 109? Что знаете о нём. (о Толстом)
  5. Какому писателю прислали такое письмо: « Милостивый государь! Редакция имеет честь известить Вас, что присланный Вами рассказ написан недурно и будет помещён в журнале. Гонорар предлагается редакцией в размере 5 коп., со строки»? (о Чехове)
  6. У кого в комнате жили малиновки, варакушки, ольшанки, черноголовки? (о Глинке)
  7. У какого композитора дома была оркестрина? Что это такое? (о Чайковском, музыкальная шкатулка)
  8. Что такое «Товарищество передвижников»?

3. Физминутка в виде игры

– Я называю фамилию, а вы показываете движением, кем был данный человек: А.П.Чехов, М.М.Глинка, А.И. Куинджи, А.Г.Венецианов, А.А.Фет, В.И.Даль, В.А.Жуковский, Ф.И.Тютчев.

Проверка ответов по карточкам.

4. Работа в парах

– Какой художник очень любил красный цвет?
– Эту картину художник написал в Италии. Изображена красивая  женщина, которая собирает виноград. Корзина уже полна, а ей так хочется сорвать ещё одну спелую гроздь. Назовите художника и картину.
– Какой художник первый изобразил женщину на лошади? Как называется картина?
– Какой художник писал картины о тяжёлой жизни людей и детей? Назовите картину.
– Какой художник изображал русских мастериц? Назовите картины.
– Расскажите о картине «Охотники на привале». Кто её написал?
– Что изображал на своих картинах И.И.Левитан?

5. Вывод

– Вот мы и закончили наш сегодняшний разговор об искусстве 19 века. Что можно сказать о людях создававших данные произведения искусства? Какие это люди? Что значит быть культурным человеком?

6. Домашнее задание

Написать мини-сочинение «Кто такой культурный человек»?