Цели:
- Формирование учащихся технической грамотности, технологической культуры, культуры труда.
- Воспитание профессиональных умений и навыков.
- Ознакомление с основными видами производственного изготовления деталей машин и условиями их взаимозаменяемости в современном производстве, а также с условиями обеспечения технологичности изделий.
Задачи:
- Реализация познавательных и других интересов и потребностей ученика через приобретение технических и технологических знаний, умений и навыков.
- Социально-трудовая адаптация на основе профессионального самоопределения.
- Выполнение основных технологических операций и осуществление подбора материала, заготовок, инструмента, приспособлений.
- Участие в республиканской олимпиаде “Шаг в будущее” в номинациях технология машиностроения.
Содержание программы.
Программа построена на теоретическом изучении основных видов производственного изготовления деталей машин и условиями из взаимозаменяемости в современном производстве, с условиями обеспечения технологичности изделий. Ознакомление с прочностными характеристиками различных материалов.
Способствуют пополнению арсенала технических знаний, позволяет на определённом уровне четко сформулировать понятие "конструктивно"и “неконструктивно” при оценке и анализе конкретного чертежа детали, сборочной единицы.
Способствуют повышению квалификации в области Машиностроительного черчения всем заинтересованным.
Предлагаемая программа знакомит учащихся с технологической прочностными требованиями, предъявляемыми к деталям машин, их работоспособностью и надёжностью, с видом соединения деталей машин и механическими передачами, отражаются вопросы, с которыми наиболее часто приходится встречаться при чтении и выполняемые Машиностроительных чертежей.
- Способствует развитию творческого потенциала учащихся.
- Активизирует: пространственное мышление, технический и технологический аспект обучения.
- Подготавливает к практической деятельности.
Ожидаемые результаты.
- Обогащение знаниями, умениями, навыками техники и обработки материалов.
- Развитие самостоятельности и способности учащихся решать творческие и изобретательские задачи.
- Воспитательные трудолюбия, предприимчивости, самоопределения, коллективизма, человечности, стремления, к знаниям и познанию, обязательности, честности, ответственности и порядочности, культуры поведения и бесконфликтного общения.
- Применение знаний об основных способах изготовления деталей машин и условиями их взаимозаменяемости в современном производстве, а также с задачами обеспечения технологичности изделий в профессиональном самоопределении.
Сроки реализации программы.
Согласно календарно-тематического планирования (прилагается).
Расписание курса
Понедельник | Будни | Каникулярное время |
Вторник | 15:00-17:00 | 10:00-12:00 |
Среда | 15:00-17:00 | 10:00-12:00 |
Четверг | ||
Пятница | ||
Суббота | ||
Воскресенье | Выходной |
В современных условиях обучения мы имеем дело с детьми, воспитанными на компьютерных играх и в виртуальной реальности. И поэтому наряду с традиционными приемами мы используем информационно-компьютерные технологии с применением интерактивной доски и мультимедийной аппаратуры. С одной стороны, это интересно детям, т.е способствует активизации учебной деятельности, с другой - организует содержание урока, этим достигается оптимизация учебного времени, происходит концентрация внимания.
Учащиеся привыкли, что выход к доске - это всегда определенный дискомфорт, с использованием же интерактивной доски снимается напряженность, у старшеклассников повышается мотивация, и выход к доске становится дополнительным стимулом. Вся представленная на доске информация отвечает требованиям эргономики и санитарно-гигиеническим нормам. Вся дальнейшая работа на уроке происходит на интерактивной доске.
Наиболее эффективны, а поэтому и чаще всего использую в работе графические модели. Они изображаются на доске, листе или через проектор, транслируются на специальный экран (используется компьютер и проектор)или интерактивную доску. Графические модели наиболее доступны и наглядны при изучении “машиностроительного черчения”, позволяют в комплексе изучить данный материал, редактировать модель и вносить изменения и дополнения.
На первых этапах обучения наиболее важные и существенные моменты фиксируются учащимися в совместной деятельности с учителем во время дискуссии. Со временем учащиеся составляют модели самостоятельно, формируя абстрактное мышление, наблюдают, как модель постепенно “обрастает” элементами, изменяется. Следующий урок целесообразно начать с модели, созданной на уроке для создания ситуации успеха и выявления новых противоречий.
Дидактический материал.
Логико-смысловые модели (ЛСМ) как понятие введены В.Э.Штейнбергом для представления знаний в виде модели на естественном языке.
Построение логико-смысловых моделей как частный случай моделирования позволяет понять сущность изучаемого объекта, научиться управлять объектом и определять наилучшие способы управления, прогнозировать прямые и косвенные последствия, решать прикладные задачи. (См. приложение 1)
Календарно-тематическое планирование
№п\п | Дата | Кол-во час | Раздел, тема | Отметка-роспись о проведении | Примечание | |
4 | Стандартизация в машиностроении | |||||
1. | 6.10 | Основные понятия в области стандартизации | ||||
2. | 7.10 | Стандартизация,создание и освоение новой техники | ||||
4 | Машиностроительные материалы | |||||
3. | 13.10 | Общие сведения.Металлы | ||||
4. | 14.10 | Неметаллические материалы | ||||
20 | Обработка металлов резанием | |||||
5. | 20.10 | механическая обработка материалов | ||||
6. | 21.10 | Обработка на станках токарной группы | ||||
7. | 27.10 | Обработка на строгальных и долбежных станках | ||||
8. | 28.10 | Обработка на сверлильных станках | ||||
9. | 3.11 | Обработка на фрезерных станках | ||||
10. | 10.11 | Протяжные станки и протягивание | ||||
11. | 11.11 | Нарезание резьбы(резцы,плашка,метчик) | ||||
12. | 17.11 | Нарезание резьбы(накатывание,фрезерование,шлифование) | ||||
13. | 18.11 | Зубонарезание | ||||
14. | 24.11 | Отделочные методы обработки деталей машин | ||||
4 | Литье металлических изделий | |||||
15. | 25.11 | Общие сведения | ||||
16. | 1.12 | Некоторые прогрессивные методы литья | ||||
14 | Обработка металлов давлением | |||||
17. | 8.12 | Общие сведения | ||||
18 | 9.12 | Прокатка | ||||
19. | 15.12 | Прессование | ||||
20. | 16.12 | Волочение | ||||
21. | 22.12 | Свободная ковка | ||||
22 | 23.12 | Объемная штамповка | ||||
23 | 29.12 | Листовая штамповка | ||||
6 | Термическая и химико-термическая обработка детали | |||||
24 | 5.01 | Термическая обработка стали | ||||
25 | 6.01 | Химико-термическая обработка стали | ||||
26 | 12.01 | Гальванические покрытия(гальваностегия) | ||||
8 | Технология получения пластических масс и изготовления изделий | |||||
27 | 13.01 | Общие сведения | ||||
28 | 19.01 | Некоторые методы получения изделий из пластмасс | ||||
29 | 20.01 | Обработка пластмасс резанием | ||||
30. | 26.01 | Основные требования к конструированию деталей | ||||
10 | Основы взаимозаменяемости | |||||
31 | 27.01 | Взаимозаменяемость и точность | ||||
32 | 2.02 | Общие сведения о размерах | ||||
33 | 3.02 | Определение и обозначение посадок | ||||
34 | 9.02 | Схематическое изображение полей допусков | ||||
35 | 10.02 | Шероховатость(микрогеометрия)поверхности | ||||
4 | Понятие о технических измерениях | |||||
36 | 16.02 | Общие сведения | ||||
37 | 17.02 | Средства и методы измерения | ||||
4 | Основные положения технологичности конструкции и их отражение в конструкторской документации | |||||
38 | 23.02 | Технологические требования к конструктивной форме детали | ||||
39 | 24.02 | Технологичность и эргономика | ||||
6 | Понятие о технической механике | |||||
40 | 2.03 | Статика | ||||
41 | 3.03 | Кинематика | ||||
42 | 9.03 | Динамика | ||||
4 | Основные понятия о механизмах и машинах | |||||
43 | 10.03 | Механика и машина | ||||
44 | 16.03 | Механизмы для преобразования движения | ||||
10 | Работоспособность и надежность деталей машин | |||||
45 | 17.03 | Основные виды деформаций | ||||
46 | 23.03 | Классификация нагрузок | ||||
47 | 24.03 | Понятие о рабочих,предельных и допускаемых напряжениях | ||||
30.03 | Определение механических свойств металлов | |||||
31.03 | Понятие о надежности, прочности,жесткости | |||||
6 | Основные сведения о деталях машин | |||||
6.04 | Классификация машин | |||||
7.04 | Классификация деталей | |||||
13.04 | Требования,предъявляемые к машинам и их деталям | |||||
14 | Соединения деталей | |||||
14.04 | Общие сведения | |||||
20.04 | Заклепочные соединения | |||||
21.04 | Сварные,паяные,клеевые соединения | |||||
27.04 | Резьбовые соединения | |||||
28.04 | Шпоночные соединения | |||||
4.05 | Зубчатые(шлицевые) соединения | |||||
5.05 | Штифтовые соединения | |||||
8 | Механические передачи | |||||
11.05 | Общие сведения.Винтовые механизмы(винт-гайка) | |||||
12.05 | Зубчатые и червячные передачи | |||||
18.05 | Ременные передачи | |||||
19.05 | Цепные передачи | |||||
25.05 | 2 | Детали и сборочные единицы передач | ||||