Дидактические материалы позволяют:
- Закрепить правописание безударных гласных, парных согласных, разделительного Ь, удвоенных согласных; закрепить различные виды разборов (синтаксический, фонетический);слогораздел, перенос слов, ударение;
- Развивать речь учащихся, работая с антонимами, предложениями.
Карточка 1. __________________________________________________________Фамилия, имя
1. Вставь безударные гласные:
Цв...точки, хр…нил, скв…рцы, бл…ны, пч…ла, кр...сота, т…жёлый
2.
Выдели грамматическую основу предложения:По берегам речки растут осины.
3.
Поставь ударение в словах. Подчеркни одной чертой имена существительные.Лесной, берёзка, цветочки, весенний, прибежала, ельник
4.
Вставь, где надо, Ь.Пахн…ет шерст…ю волч…ей
У пен…ка с поганками.
Шли волч…ата ноч…ю
Лунными пол…янками.
З. Александрова
Карточка 2. __________________________________________________________Фамилия, имя
1.
Вставь пропущенные буквы:Ч…сто идут д…жди. Плохо без з…нта и пл…ща. На дв…ре лужи. Тихо кругом. Улетели из с…дов гр…чи и др…зды. Вчера они долго кружились над п…лями и х…лмами. Весной птицы вернутся д…мой.
2.
Выдели грамматическую основу предложения:К лесному ручью вышла лиса.
3.
Раздели слова на слоги.Конверт, окуньки, цветочки, весенний, клеёнка, ельник
4.
. Раздели на слоги слово красный. Запиши все возможные случаи переноса этого слова _____________________________________________________________________________Карточка 3. __________________________________________________________Фамилия, имя
1. Вставь пропущенные буквы:
Жил в Одессе чёрный ко… .
Он зале… на парохо… .
С удовольствием в буфете
Съел с колба…кой бутербро… .
Ю. Мориц
2.
Выдели грамматическую основу предложения:К лесному ручью вышла лиса.
3.
Раздели слова на слоги.Конверт, окуньки, цветочки, весенний, клеёнка, ельник
4.
.Запиши все возможные случаи переноса слова дождевой. _____________________________________________________________________________Карточка 4. __________________________________________________________Фамилия, имя
1.
Допиши предложения словами с противоположным значением. Вставь в слова пропущенные буквы.Р…ка ш…рокая, а ручей _____________. Камень т…жёлый,
а пух ____________.
Яблоко сла…кое, а редька _____________. Ш…повник
ни…кий, а ду… _________.
2.
Выдели грамматическую основу предложения:Ракета полетела в космос.
3.
Раздели слова на слоги. Подчеркни слова, которые нельзя перенести.Уползёт, края, соболь, океан, жареный, тетрадь, осёл, учитель, Егор
4.
Обведи в кружок нужную букву.Около будки лежит (П,п) ёс (Ш,ш)арик. По двору бежит (К,к)отенок (Б,б)арсик. За забором мычит (К,к)орова и гогочут (Г,г)уси. На лугу пасётся (К,к)оза (З,з)орька.
Карточка 5. __________________________________________________________Фамилия, имя
1.
Вставь пропущенные буквы.У ко…ки Мурки мя…кие ла…ки и острые зу…ки. Лоша…ка беж…т по у…кой доро…ке.
2.
Выдели грамматическую основу предложения:Воробей клевал крошки хлеба.
3.
Вставь, где надо, Ь.Улич…ный, пузыр…ки, Жанноч…ка, скуч…ный, ёл…ки, сил…ный, оч…ки.
4.
Напиши слова во множественном числе.Чиж – _______________
Этаж – _______________
Алёша – _____________
Малыш – _____________
Карточка 6. __________________________________________________________Фамилия, имя
1.
Обведи в кружок нужную букву.Век без ош(ы,и)бки не прож(ы,и)ть. Сам погибай, а товарищ(а,я) выруч(а,я)й. Волки рыщ(у,ю)т, добыч(у,ю) ищ(у,ю)т.
2.
Выдели грамматическую основу предложения:Маленькая кошечка сидит на ступеньке.
3.
Вставь пропущенные буквы.Компа…
Когда с тобою этот дру… ,
Ты можешь без доро…
Шагать на север и на ю…,
На запа… и восто… .
4.
Запиши цифрами рядом со словом количество букв и звуков..Клюнуть – ______б.,______зв.
Ожерелье – _______б.,________зв.
Южный – _______б.,______зв.
Армия – ______б.,_______ зв.
Карточка 7. __________________________________________________________Фамилия, имя
1.
Раздели слова на слоги. Поставь знак ударение. Поставь в словах красным точки под гласными, зелёным - под мягкими согласными, синим – под твёрдыми согласными.Июнь, тюльпан, плюс.
2.
Придумай и запиши имена собственные:Город _____________, собака ___________, попугай _____________, улица _____________, река______________.
3.
Вставь пропущенные буквы.Холо… сковал землю. Под ногами хрустит сне…. Моро… щиплет щёки и но… .
4.
Из слов составь и запиши предложение. Подчеркни грамматическую основу.Окнах, нарисовал, на, узоры, мороз.
Карточка 8. __________________________________________________________Фамилия, имя
1.
Поставь ударение.Серый день короче ночи,
Холодна в реке вода,
Серый дождик землю мочит,
Свищет ветер в проводах.
Г. Ладонщиков
2. Вставь пропущенные буквы:
В л…су зв…рьки г…товятся к з…ме. Птицы ул…тают в тёплые края. Белоч…ка суш…т на ветвях д…ревьев гр…бы. Ёж…к спеш…т в свою норку. Мы…ка запасает з…рно.
3.
Рядом с одушевлёнными существительными поставь галочку синим, рядом с неодушевлёнными – зелёным.- Пираты;
- Работа;
- Волга;
- Лимон;
- Змея;
- Вагон;
- Охрана;
- Анечка
4.
Из слов составь и запиши предложение. Подчеркни грамматическую основу.Ёжик, по, бежит, тропинке
__________________________________________________________________________
Карточка 9. __________________________________________________________Фамилия, имя
1.
Поставь ударение. Раздели слова на слоги.Зонтик, урожай, карандаш, утята, животные, шофёр, лейка, пеньки.
2.
Зачеркни лишнее слово в каждой строке. Найди и выдели в словах общий корень:Школа, школьник, школьный, пришкольный, ученик.
Лес, лесной, лесник, лесничество, залезет.
Свет, светлый, светит, цветной, просвет.
3.
Вставь пропущенные буквы.Л…стопад, т…рять, взгл…ну, ш…пну, л…док, пр…мые, вскр…чал, ж…рища.
4.
Из слов составь и запиши предложение. Подчеркни грамматическую основу.Лужами, двор, покрыт, широкий
__________________________________________________________________________
Карточка 10. __________________________________________________________Фамилия, имя
1.
Поставь точки под гласными. В первом предложении подчеркни грамматическую основу.Колокольчик в шапочке лиловой
Весело кивает головой.
Одуванчик, улететь готовый,
Шепчется с гвоздичкой полевой…
З. Александрова
2.
Раздели слова на слоги. Запиши все возможные случай переноса.Хлопок – ___________________________________________________
Силёнка – __________________________________________________
Индейка – _________________________________________________
Якорь – ___________________________________________________
3.
Поставь в словах красным точки под гласными, зелёным - под мягкими согласными, синим – под твёрдыми согласными.Платье, коньки, ягода.
4.
Вставь пропущенные буквы.В л…су на поляне поспела з…мляника. Её яг…ды очень сла…кие. А в…ренье из них вку…ное и ароматное.
Карточка 11. __________________________________________________________Фамилия, имя
1
. Подчеркни слова, в которых есть гласные, обозначающие два звука.Дождик на луже рисует картинку,
Светлую, лёгкую – как паутинку.
Если в неё заглянуть с высоты –
То на картине появишься ты.
А. Пинегин
2.
Раздели слова на слоги. Запиши все возможные случай переноса.Звенья – ___________________________________________________
Глотаю – __________________________________________________
Союзник – _________________________________________________
Язык – ___________________________________________________
3.
Вставь пропущенные буквы. Измени слова по числам.Р…га – ______, эт…жи – _________, пч…ла –_________, …гла – _______.
4.
Обведи в кружок нужную букву.К Ване пришёл поиграть дру(г,к) Оле(г,к) . У Олега тан(г,к). А у Вани “Кама(з,с)”. После игры мальчики пошли есть пиро(г,к) и пить со(г,к).