ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Школьное математическое образование ставит следующие цели обучения:
- овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;
- интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для повседневной жизни;
- формирование представлений об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания действительности;
- формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, понимания значимости математики для общественного прогресса.
В рабочей программе для индивидуального обучения представлены содержание математического образования, требования к обязательному уровню подготовки обучающегося, виды контроля. Программа составлена на основе обязательного минимума содержательной области образования «Математика», а также на основе федерального компонента государственного Стандарта основного общего образования по математике. Это программа для учащихся с отклонениями в умственном развитии, которые отличаются нарушениями внимания, психической нестабильностью, повышенной утомляемостью. Указанные особенности имеют прямое отношение к процессу обучения и следовательно должны в первую очередь учитываться. Выработка любых умений и навыков у учащихся с отклонениями в развитии требуют не только больших усилий, длительного времени, но и однотипных упражнений. В основе данной программы лежит принцип наглядности и доступности. Его можно использовать на любом уроке в режиме учитель – ученик, самопроверки, а также в виде тренировочных занятий. Тренировочные упражнения включают в себя задания с вопросами и наглядными ответами. Они позволяют ученику самостоятельно отрабатывать различные вопросы математической теории и практики.
Целью изучения курса математики в 5-6 классах является систематическое развитие понятия числа, выработка умений выполнять устно и письменно арифметические действия над числами, переводить практические задачи на язык математики, подготовка учащихся к изучению систематических курсов алгебры и геометрии. Планирование рассчитано на 2 часа в неделю – 64 урока. Изучение учебного материала заканчивается итоговой контрольной работой в письменной форме. Предусматривается и полугодовая контрольная работа. Контроль осуществляется в виде самостоятельных работ, письменных тестов, математических диктантов и контрольных работ по разделам учебника. Всего 11 контрольных работ. Все они соответствуют уровню обязательной подготовки. Особое внимание уделяется устному счёту.
Учебно-тематический план
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Всего часов |
В том числе: |
Формы самостоятельной работы учащихся |
||
Уроки |
Лабораторно-практические работы |
Контр. работы |
||||
1. | Повторение курса математики 5 класса | 1 |
1 |
– |
– |
самостоятельная работа. |
2. | Делимость чисел | 8 |
7 |
– |
1 |
самостоятельная работа |
3. | Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями | 6 |
5 |
пр. раб. |
1 |
самостоятельная работа |
4. | Умножение и деление обыкновенных дробей | 9 |
8 |
– |
1 |
самостоятельная работа. |
5. | Отношения и пропорция | 10 |
8 |
пр. раб. |
2 |
самостоятельная работа |
6. | Положительные и отрицательные числа | 5 |
4 |
пр. раб. |
1 |
тест |
7. | Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел | 5 |
4 |
пр. раб. |
1 |
самостоятельная работа |
8.
|
Умножение и деление положительных и отрицательных чисел | 5
|
4
|
–
|
1
|
самостоятельная работа |
9. |
Решение уравнений |
4 |
3 |
пр. раб. |
1 |
тест |
10 | Координаты на плоскости | 6 |
5 |
пр. раб. |
1 |
самостоятельная работа |
11 | Итоговое повторение курса 5-6 классов |
5 |
4 |
– |
1 |
Самостоятельная работа, тест |
12 | Всего | 64 |
53 |
– |
11 |
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Тема 1. «Повторение курса математики 5 класса» (1 час)
Основная цель: повторить и обобщить материал, изученный в 5 классе
Раздел математики. Сквозная линия
- Числа и вычисления
Обязательный минимум содержания образовательной области математика
- Действия с натуральными числами.
- Действия с обыкновенными дробями (с одинаковыми знаменателями).
- Действия с десятичными дробями.
Содержание материала | Кол-во часов | Контроль | Сроки |
У-1. Повторение пройденного материала | 1 |
Самостоятельная (диагностическая) работа |
Требования к математической подготовке.
Уровень обязательной подготовки обучающегося.
- Уметь выполнять действия с натуральными числами.
- Уметь выполнять действия с обыкновенными (с одинаковыми знаменателями) и десятичными дробями.
- Уметь выполнять действия с десятичными дробями.
Уровень обязательной подготовки обучающегося
1. Найдите значение выражения: 21,15 : 14,1 – 2,8 • 0,125
2. Решите задачу. В зрительном зале 120 мест. Во время спектакля занято 2/3 всех мест. Сколько свободных мест в зрительном зале?
3. Решите уравнение: 87,4 : х = 2,3 . Результат округлите до десятков.
Тема 2 «Делимость чисел» (8 часов)
Основная цель: завершить изучение натуральных чисел, подготовить основу для освоения действий с обыкновенными дробями.
Раздел математики. Сквозная линия
- Числа и вычисления
Обязательный минимум содержания образовательной области математика
- Делимость натуральных чисел.
- Признаки делимости на 2, 3, 5, 9, 10.
- Простые и составные числа.
- Разложение натурального числа на простые множители.
- Наибольший общий делитель и наименьшее общее кратное.
- Деление с остатком.
Содержание материала | Кол-во часов | Контроль |
Сроки |
У-2. Делители и кратные | 1 | ||
У-3. Признаки делимости на 10, на 5 и на 2 | 1 | устный счёт | |
У-4. Признаки делимости на3 и на 9 | 1 | устный счёт | |
У-5. Простые и составные числа | 1 | математический. диктант | |
У-6. Разложение на простые множители | 1 | самостоятоятельная работа. | |
У-7. Наибольший общий делитель. Взаимно простые числа | 1 | устный счёт | |
У-8. Наименьшее общее кратное | 1 | устный счёт | |
У-9. Контрольная работа по теме: «Делимость чисел». | 1 | контрольная работа №1 |
Требования к математической подготовке
Уровень обязательной подготовки обучающегося
- Усвоить понятия "делитель" и "кратное".
- Познакомиться с понятиями "наибольший общий делитель" и "наименьшее общее кратное".
- Познакомиться с признаками делимости.
- Уметь разлагать число на множители.
Уровень обязательной подготовки обучающегося
1. Выпишите из чисел 215783, 3289775, 21112221, 44856, 555444, 757575, 835743 те, которые:
а) кратны 3;
б) кратны 9;
в) кратны 5;
г) делятся на 2;
2. Разложить на простые множители число 4104.
3. Найдите НОД и НОК чисел 792 и1188.
Тема 3 «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями» (6 уроков)
Основная цель: выработать прочные навыки преобразования дробей, сложения и вычитания дробей.
Раздел математики. Сквозная линия.
- Числа и вычисления
Обязательный минимум содержания образовательной области математика
- Обыкновенная дробь.
- Основное свойство дроби.
- Сравнение дробей.
- Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.
Содержание материала | Кол-во часов | Контроль | Сроки |
У-10. Основное свойство дроби. | 1 | ||
У-11. Сокращение дробей. | 1 | устный счет | |
У-12. Приведение дробей к общему знаменателю | 1 | практическая работа | |
У-13. Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями | 1 | самостоятельная раб. | |
У-14. Сложение и вычитание смешанных чисел | 1 | устный счёт | |
У-15. Контрольная работа по теме: «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями». | 1 | контрольная работа №2 |
Требования к математической подготовке
Уровень обязательной подготовки обучающегося
- Усвоить основное свойство дроби.
- Уметь сокращать дроби.
- Уметь приводить дроби к наименьшему общему знаменателю.
- Уметь сравнивать дроби.
- Уметь выполнять сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.
- Уметь выполнять сложение и вычитание смешанных чисел.
Уровень обязательной подготовки обучающегося
- Сравните числа: 2/7 и 1/3.
- Вычислите: 1/3 – 1/2 ; 13/18 + 7/12 .
- В первые сутки поезд прошел 3/8 всего пути, во вторые сутки на 1/6 пути меньше, чем в первые. Какую часть всего пути поезд прошел за эти двое суток?
Тема 4 «Умножение и деление обыкновенных дробей» (9 уроков)
Основная цель: выработать прочные навыки арифметических действий с обыкновенными дробями и решения основных задач на дроби.
Раздел математики. Сквозная линия
- Числа и вычисления
Обязательный минимум содержания образовательной области математика
- Умножение и деление обыкновенных дробей.
- Нахождение части от целого и целого по его части.
Содержание материала | Кол-во час | Контроль | Сроки |
У-16.Умножение дробей. | 1 | устный счёт | |
У-17.Итоговый урок по материалу I четверти | 1 | самостоятельная работа | |
У-18.Нахождение дроби от числа. | 1 | устный счет | |
У-19. Распределительное свойство умножения | 1 | самостоят. раб. | |
У-20.Взаимно обратные числа | 1 | матем. диктант. | |
У-21.Деление | 1 | ||
У-22.Нахождение числа по его дроби. | 1 | устный счет | |
У-23. Дробные выражения. | 1 | устный счёт | |
У-24. Контрольная работа по теме: «Умножение и деление обыкновенных дробей». | 1 | контрольная работа №3 |
Требования к математической подготовке
Уровень обязательной подготовки обучающегося
- Уметь выполнять умножение и деление дробей.
- Уметь находить часть от целого и целое по его части.
- Уметь вычислять несложные дробные выражения.
Уровень обязательной подготовки обучающегося
1. Вычислите: а) 5/8 : 7/8 ; б) 5/8 • 2/3 в) 42/3 • 21/2.
2. За два дня было вспахано 240 га .Во второй день вспахали 7/9 того, что было вспахано в первый день. Сколько гектаров было вспахано в каждый из этих дней?
3. Решите уравнение: 1/4х + 3/4х = 5.
Тема 5 «Отношения и пропорции» (10 часов)
Основная цель: сформировать понятия пропорции, прямой и обратной пропорциональностей величин.
Раздел математики. Сквозная линия
- Вычисления и числа
Обязательный минимум содержания образовательной области математика
- Отношение, выражение отношения в процентах.
- Пропорция.
- Пропорциональная и обратно пропорциональная зависимости.
Содержание материала | Кол-во час | Контроль | Сроки |
У-25. Отношения. У-26. Пропорция. |
1 1 |
устный счёт | |
У-27. Обобщение материала II четверти | 1 | самостоятельная работа | |
У-28. Контрольная работа за I полугодие | 1 | контрольная работа № 4 | |
У-29. Прямая и обратная пропорциональные зависимости | 1 | устный счёт | |
У-30. Масштаб | 1 | практическая работа | |
У-31. Длина окружности и площадь круга | 1 | математ.дик. | |
У-32. Шар | 1 | устный счёт | |
У-33. Обобщение, систематизация знаний по изученному материалу. | 1 | самостоятельная раб. | |
У-34. Контрольная работа по теме: «Прямая и обратная пропорциональность. Длина окружности и площадь круга». | 1 | контрольная работа № 5 |
Требования к математической подготовке.
Уровень обязательной подготовки обучающегося
- Усвоить основное свойство пропорции.
- Уметь решать несложные задачи с помощью пропорций.
- Познакомиться с понятиями и формулами длины окружности и площади круга.
Уровень обязательной подготовки обучающегося
1. Найдите неизвестный член пропорции: 8 : 5 = х : 6
2. Решите задачу: Чтобы сшить 6 юбок, требуется 9 м ткани. Сколько таких юбок получится из 15 м этой ткани?
3. Найдите длину окружности, если длина её радиуса 2,25 дм (Число «пи» округлить до сотых).
Тема 6 «Положительные и отрицательные числа» (5 уроков)
Основная цель: расширить представления учащихся о числе путём введения отрицательных чисел.
Раздел математики. Сквозная линия
- Вычисления и числа.
Обязательный минимум содержания образовательной области математика
- Целые числа: положительные, отрицательные и нуль.
- Модуль (абсолютная величина) числа.
- Сравнение рациональных чисел.
Содержание материала | Кол-во час | Контроль | Сроки |
У-35. Координаты на прямой | 1 | практическая работа | |
У-36. Противоположные числа | 1 | устный счет | |
У-37. Модуль числа | 1 | матем.дик. | |
У-38. Сравнение чисел. Изменение величин | 1 | устный счёт | |
У-39. Контрольная работа по теме: «Положительные и отрицательные числа» | 1 | контрольная работа № 6 |
Требования к математической подготовке
Уровень обязательной подготовки обучающегося
- Уметь изображать положительные и отрицательные числа на координатной прямой.
- Уяснить понятие модуля числа.
- Уметь сравнивать числа.
Уровень обязательной подготовки обучающегося
1. Отметьте на координатной прямой точки А (3), В (– 4), С(– 4,5), Д(5,5), Е(–3). Какие из предложенных точек имеют противоположные координаты?
2. Отметьте на координатной прямой точку А(– 6),приняв за единичный отрезок длину двух клеток тетради. Отметьте на этой прямой точки В, С, Д и Е, если В правее А на 20 клеток, С – середина отрезка АВ, точка Д левее точки С на 5 клеток и Е правее точки Д на 10 клеток. Найдите координаты точек В, С, Д и Е.
3. Сравните числа: а) – 1,5 и – 1,05; б) – 2,8 и 2,7; в) – 3/4 и – 2/3
4. Найдите значение выражения: |– 3,8| : |– 19|; б) |3,5| + |11/2|.
Тема 7 «Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел» (5 уроков)
Основная цель: выработать навыки сложения и вычитания положительных и отрицательных чисел.
Раздел математики. Сквозная линия
- Вычисления и числа.
Обязательный минимум содержания образовательной области математика
- Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел.
Содержание материала | Кол-во час | Контроль | Сроки |
У-40. Сложение чисел с помощью координатной прямой. | 1 | практическая работа | |
У-41. Сложение отрицательных чисел | 1 | матем.дик. | |
У-42. Сложение чисел с разными знаками | 1 | устный счет | |
У-43. Вычитание | 1 | самост. раб | |
У-44. Контрольная работа по теме: «Сложение и вычитание чисел с разными знаками» | 1 | контрольная работа № 7 |
Требования к математической подготовке
Уровень обязательной подготовки обучающегося
- Уметь выполнять сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел.
Уровень обязательной подготовки обучающегося:
1. Вычислите:
а) –1,3 – 2,8;
б) –8,4 + 3,7;
в) 3,9 – 8,4
г) 8 – 12 + 11 – 9;
д) (–3,7 – 2,4) – (7/15 – 2/3) + 5,9.
2 .Решите уравнение:
а) 5 – х = 1,7;
б) х + 3,12 = – 5,43.
в) х – 3,22 = – 8,19; г) 13/4 – у = 21/4
Тема 8 «Умножение и деление положительных и отрицательных чисел» (5 часов)
Основная цель: выработать прочные навыки арифметических действий с положительными и отрицательными числами.
Раздел математики. Сквозная линия
- Вычисления и числа
Обязательный минимум содержания образовательной области математика
- Умножение и деление положительных и отрицательных чисел.
- Числовые выражения, порядок действий в них, использование скобок.
- Законы арифметических действий: переместительный, сочетательный, распределительный.
Содержание материала | Кол-во час | Контроль | Сроки |
У-45. Умножение | 1 | устный счет | |
У-46. Деление | 1 | устный счет | |
У-47. Рациональные числа | 1 | матем. дик. | |
У-48. Свойства действий с рациональными числами | 1 | самост. раб. | |
У-49. Контрольная работа по теме « Действия с рациональными числами» | 1 | Контрольная работа № 8 |
Требования к математической подготовке
Уровень обязательной подготовки обучающегося
- Уметь выполнять умножение и деление положительных и отрицательных чисел.
- Уметь выполнять арифметические действия с рациональными числами.
Уровень обязательной подготовки обучающегося
1. Вычислите:
а) –3,8 • 1,8;
б) – 433,62 : (– 5,4);
в) (– 0,4) – 1,5 • 2 + 3.
2. Раскройте скобки и найдите значение выражения: 23,6 + (14,5 – 30,1) – (6,8 + 1,9).
3. Выполните действия: (– 9,18 : 3,4 – 3,7) • 2,1 + 2,04.
Тема 9 «Решение уравнений» (4 часа)
Основная цель: подготовить учащихся к выполнению преобразований выражений, решению уравнений.
Раздел математики. Сквозная линия
- Уравнения и неравенства.
- Выражения и их преобразования.
Обязательный минимум содержания образовательной области математика
- Уравнение с одной переменной.
- Корень уравнения.
- Линейное уравнение.
- Простейшие преобразования выражений: раскрытие скобок, приведение подобных слагаемых.
Содержание материала | Кол-во час | Контроль | Сроки |
У-50. Простейшие преобразования выражений путем раскрытия скобок и приведения подобных слагаемых | 1 | тест | |
У-51. Приведение подобных | 1 | устный счет | |
У-52. Решение уравнений | 1 | практическая работа | |
У-53. Контрольная работа по теме: « Решение уравнений» | 1 | контрольная работа № 9 |
Требования к математической подготовке
Уровень обязательной подготовки обучающегося
Уметь решать линейные уравнений и уравнения, сводящиеся к ним.
Уметь выполнять простейшие преобразования выражений при решении уравнений.
Уровень обязательной подготовки обучающегося.
1. Решите уравнения: а) 6х – 12 = 5х + 4; б) 0,6(х + 7) = 0,5(х – 3) + 6,8.
2. На первой стоянке в 4 раза меньше автомашин, чем на второй. После того как на первую приехали 35 автомашин, а со второй уехали 25 автомашин, автомашин на стоянках стало поровну. Сколько автомашин было на каждой стоянке первоначально?
Тема 10 «Координаты на плоскости» (6 часов)
Основная цель: познакомить учащихся с прямоугольной системой координат на плоскости.
Раздел математики. Сквозная линия
- Геометрические фигуры и их свойства.
Обязательный минимум содержания образовательной области математика
- Параллельные и перпендикулярные прямые (знакомство).
- Декартовы координаты на плоскости.
- Координаты точки.
- Чтение и составление таблиц, диаграмм и графиков.
Содержание материала | Кол-во час | Контроль | Сроки |
У-54. Прямые на плоскости | 1 | устный счет | |
У-55. Параллельные и перпендикулярные прямые | 1 | практическая работа | |
У-56. Координатная плоскость | 1 | самостоятельная .раб. | |
У-57. Урок-игра "Рисуем в координатах" | 1 | устный счет | |
У-58. Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков | 1 | практическая работа | |
У-59. Контрольная работа по теме : «Координаты на плоскости» | 1 | контрольная работа № 10 |
Требования к математической подготовке
Уровень обязательной подготовки обучающегося
- Уметь распознавать параллельные и перпендикулярные прямые, различать их взаимное расположение.
- Уметь определять координаты точки плоскости.
- Уметь строить точки с заданными координатами.
Уровень обязательной подготовки обучающегося
1. Изобразите на координатной плоскости точки А (– 2; – 2), В(– 1; – 1), Д(1; 1), Е(–2; 6). Проведите луч АВ и отрезок СД.
2. Постройте угол, равный 100о. Отметьте внутри угла точку С.Проведите через точку С прямые, параллельные сторонам угла.
3. Постройте угол МАР, равный 35о, и отметьте на стороне АМ точку Д. Проведите через точку Д прямые перпендикулярные сторонам угла МАР
Тема 11 «Повторение. Решение задач» (5 часов)
Раздел математики. Сквозная линия
- Числа и вычисления.
- Выражения и преобразования.
- Уравнения и неравенства.
Обязательный минимум содержания образовательной области математика
- Арифметические действия с рациональными числами.
- Простейшие преобразования выражений.
- Линейное уравнение с одной переменной.
Содержание материала |
Кол-во |
Контроль |
Сроки |
У-60. Арифметические действия с рациональными числами. | 1 | матем .дик. | |
У-61. Решение геометрических задач. | 1 | устный счет | |
У-62. Решение уравнений и текстовых задач. | 1 | самостоят .раб. | |
У-63. Урок обобщения и систематизации пройденного материала | 1 | итоговый тест | |
У-64. Контрольная работа за курс 6 класса. | 1 | итоговая контрольная работа № 11 |
Требования к математической подготовке
Уровень обязательной подготовки обучающегося
- Уметь выполнять арифметические действия с рациональными числами.
- Уметь решать линейные уравнений и уравнения, сводящиеся к ним.
- Уметь решать текстовые задачи с помощью пропорций и процентов.
- Уметь решать несложные текстовые задачи с помощью уравнений.
- Уметь определять координаты точки плоскости.
- Уметь строить точки с заданными координатами.
Литература
- для учителя:
- Федеральный Закон РФ «Об образовании»
- Дорофеев Г.В. и др. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по математике. М., «Дрофа», 2001.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010// «Вестник образования» – 2002 – № 6 – с.11-40.
- Концепция математического образования (проект)//Математика в школе.– 2000. – № 2. – с.13-18.
- Кузнецова Г.М. Миндюк Н.Г. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Математика 5-11 классы. М., «Дрофа», 2002.
- Стандарт основного общего образования по математике//«Вестник образования» – 2004 – № 12 – с.107-119.
- Виленкин Н.Я. и др. Математика – 6 класс
- Приложение «Математика» к газете «Первое сентября»
- для учащихся:
- Виленкин Н.Я. и др. Математика – 6 класс
- А.С.Чесноков и др. Дидактические материалы по математике 6 класс