Цели:
- Образовательные: обобщить знания детей по теме урока, работать над понравившимися произведениями и отрывками из них;
- Развивающие: развивать навык сознательного, правильного, выразительного чтения; устную речь учащихся, воображение, сценические навыки и поэтическое восприятие;
- Воспитательные: воспитывать наблюдательность, умение видеть и слышать краски и музыку зимы, учить любоваться этой красотой, любить и оберегать природу.
Оформление доски.
Число. Волшебница зима. А.С.Пушкин, С.Есенин, Чехов, Некрасов, Д.Н.Мамин – Сибиряк и др. ( Рисунки детей) |
Декабрь год кончает, а зиму начинает. Без букв и грамматики не учатся и математики. (Картины зимней природы) |
Белоснежная Серебристые Необозримые Морозное Сонный (Рисунки детей) |
ХОД УРОКА
1. Оргмомент
– Начнем наш урок с пословиц. Как вы думаете,
какая из этих пословиц может стать девизом
нашего урока? (Декабрь год кончает, а
зиму начинает).
– Верно, с приходом месяца декабря приходит к нам
и матушка зима.
– Как понимаете пословицу? (Декабрь –
последний месяц года и первый месяц зимы).
– А сколько всего месяцев в году? (12)
– А какой месяц больше всего нравится вам?
Почему?
– Итак, сегодня у нас заключительный урок по этой
белоснежно богатой теме «Волшебница зима».
2. Работа по теме урока
– Почему я употребила выражение
«белоснежно богатая тема»? (Все о зиме и что
связано с ней, белое, белоснежное. У зимы
несметные богатства: серебро, алмазы, жемчуга.
Эта тема богата различными произведениями очень
многих авторов ).
– Ниже темы урока написаны фамилии, прочитайте
их.
– Почему именно эти фамилии, а не другие такие
как Маяковский, Андерсен, Чуковский? (Потому
что мы знакомились с произведениями этих
авторов).
– Конечно же именно произведения этих поэтов и
писателей помогли нам понять, увидеть красоту и
музыку зимней природы.
– Как называют писатели и поэты зиму ? (Волшебница,
гостья, матушка, хозяюшка, проказница).
– Перед вами картины зимней природы. Картины
пишут художники, а стихи – поэты. Чтобы
оживить картину, надо подобрать к ней подходящие
строчки из стихотворений.
– Откройте учебники и постарайтесь найти самые
живописные строчки к картинам из стихотворений
А.С.Пушкина, С.Есенина, Некрасова.
– Спасибо, вы не только сами увидели, но помогли
увидеть другим краски и звуки зимы.
– А без чего зима на зиму не похожа? (Без снега).
– Конечно же снег одна из радостей зимы. А какие
слова и выражения находят поэты, чтобы описать
первый снег? (Ученики зачитывают отрывки из
стихотворений о первом снеге).
– Во всех этих произведениях чувствуется какая
– то скрытая радость, прелесть приходящей зимы. А
всегда ли зима такая покорная, тихая, робкая? (Нет,
зима не всегда такая. Если с ней ее старший
брат Мороз, то все вокруг изменяется).
– А строчки какого бы стихотворения здесь
подошли? (Буря мглою небо кроет…).
– А всем ли зима является праздником, радостью? (Нет.
Птицам и животным зимой очень трудно добывать
еду…).
– Какое произведение помогла нам понять
опасности зимы для животных и птиц? (Серая
шейка).
– Кто может выйти и прокомментировать отрывок из
этого произведения, который вас больше всего
взволновал.
– И несмотря на все опасности счастливый случай
помог остаться уточке в живых.
3. Физкультминутка
4. Сценка
– А сейчас включаем любимую телепередачу.
Ведущий: Добрый день молодые
телезрители. Мы продолжаем нашу телепередачу о
пришельцах. Кто же такие пришельцы? Те кто
приходит неожиданно и уходит не предупреждая.
Бывают пришельцы космические, бывают земные, а
бывают временные. (Показывает).
Сегодня у нас в гостях один из представителей
временных пришельцев – Зима. (Заходит Зима).
Очень рады вас видеть, гостья Зима. Почему вы
каждый год приходите на землю к людям?
Зима: Мне нравится смотреть, как улыбаются, радуются люди моему снегу, кутаются в теплые шубы от моего мороза.
Ведущий: Многие жители земли называют Вас «волшебницей». Как вы думаете почему?
Зима: Наверное, потому что, я приношу вам много загадочного, сказочного, красивого. И так хочется, чтобы после нашей встречи у вас осталась память обо мне. Сейчас попрошу вас закрыть глаза, я взмахну волшебной палочкой и постараюсь каждому добавить хорошего настроения и радости. (Дети закрывают глаза, а зима читает заклинание и разносит по классу маленькие подарки).
Проплясали по снегам белые метели,
Снегири снеговикам песню просвистели.
У заснеженной доски в снежно-белом классе
Звонко носятся снежки, дарят всем подарки.
Сейчас каждый из вас найдет свою маленькую радость. А я тем временем прощаюсь с вами.
Ведущий: После таких чудес, хочется закончить нашу телепередачу строчками из стихотворения А.С.Пушкина:
Блеснул мороз и рады мы
Проказам матушки Зимы…
До новых встреч, друзья.
– Да, зима настоящая волшебница, да еще какая проказница. Обратите внимание на эти картины. Зима такая маленькая, хрупкая, а смогла весь лес околдовать весь мир обворожить. Так давайте же, используя слова, записанные на доске, опишем прекрасное время года зиму.
5. Итог
– Что вам больше всего понравилось на уроке?
– Что нового вы узнали для себя?
6. Домашнее задание
Нарисовать волшебницу зиму.
Написать мини-сочинение о зиме.