Тема: «Открытия и закрытия в географии»
Цели:
- Дать общее представление о двух взаимосвязанных процессах в становлении и развитии географии: накопление географических сведений первопроходцами – путешественниками и научно-теоретическом поиске ученых.
- Развивать экологическое мышление, формировать экологическую грамотность.
- Развивать эмоционально-волевые, нравственные качества личности.
ХОД УРОКА
I. Организация класса
Просмотр кадров запуска космического корабля.
– Космический корабль выведен на
околоземную орбиту. Один оборот вокруг Земли
корабль совершает за 1 час. Много работ проводят
космонавты в космосе, и одна из главных –
исследование нашей планеты.
Кругосветное путешествие за 60 минут!
– А было время, когда на это уходили годы. Давайте
вспомним историю географических открытий.
II. Проверка домашнего задания
Выходят «путешественники» по одному.
Х. Колумб. Угадайте, кто я?
– Предполагают, что мое открытие произошло в
южной части Западного полушария.
Говорят, о моих молодых годах мало, что
сохранилось в истории. Как будто бы я родился в
итальянском городе Генуя. Вероятно, с юности был
моряком и как утверждают – талантливым. К 30-м
годам перебрался в Португалию. Изучая морские
карты и древние книги, я убедился, что Земля – шар
и если плыть на запад через Атлантический
океан, можно приплыть к берегам Восточной
Азии, и затем в Индию. Свой план я предложил
португальскому правительству.
Плыть на маленьких хрупких суденышках через
океан, о котором никто ничего не знал! Какое
безумие! Португальский король отверг мое
предложение. Тогда я перебрался в Испанию. После
долгих лет борьбы, унижений и разочарований мне
удалось склонить на свою сторону испанского
короля и королеву, которые очень нуждались в
золоте и в новых богатых землях.
Наконец, на последнем приеме у короля и королевы
разрешение на экспедицию получено, они назначают
меня своим адмиралом, вице-королем и главным
правителем всех островов и материков, которые
мною будут открыты.
Итак, год 1492. Три каравеллы отправились в
плавание от берегов Испании. Умеренный ветер
надувал паруса кораблей, и они стремительно
двигались по бескрайнему водному простору на
запад. Открытый океан пугал моряков, – ведь так
далеко они еще никогда не плавали!
Несколько трудных недель продолжался путь по
океану. Уже начал назревать бунт матросов. Но
вдруг с мачты корабля «Санта Мария»
впередсмотрящий прокричал: «Земля! Вижу Землю!»
Корабли подошли к берегу большого острова. Здесь
моряков встретили красивые рослые люди с
медно-красной кожей.
С моей легкой руки их стали называть индейцами, т.
к. я был уверен, что достиг берегов Индии. Только
после моей смерти стало известно, что я открыл
новую часть света.
– Что еще вы можете обо мне рассказать? (Ответы
учащихся)
Д. Кук. А мое первое открытие произошло
на юго-востоке восточного полушария. Кроме того,
я открыл пятый континент.
– Так кто, же я?
– А что еще вы знаете обо мне?
Да, в 1768 году, на корабле «Индевар» я со своей
командой отправился из Англии, пересек
Атлантический океан, обогнул Америку и вышел в
Тихий океан.
Здесь мы бросили якорь у острова Таити и в
течении месяца изучали природу острова, жизнь и
быт населения. Затем взяли курс на юго-запад и
после 40-дневного плавания подошли к незнакомой
земле, с высокими, покрытыми снегом цепями гор.
Это была Новая Зеландия.
Затем подошли с востока к берегам Австралии,
первыми исследовали и обозначили на карте ее
восточное побережье.
Мое первое кругосветное путешествие длилось
чуть меньше трех лет.
В следующем своем кругосветном путешествии я
пытался достичь Южного материка. Однако,
пробиться сквозь льды нам не удалось. Мы
повернули на Север, сделав вывод, что Южного
материка вообще не существует.
Учитель. Отважные исследователи, пробиваясь в самые недоступные места, решали многие географические загадки. Не обошли эти проблемы и Россию. И, например, одна из огромных заслуг великого Петра I – организация экспедиций для исследования восточных и северных окраин России.
В. Беринг. Сам я датчанин (показ
страны Дания)
Но был на службе Российского флота. По приказу
Петра 1 должен был проверить соединяются ли между
собой материка Азия и Америка. И вот в начале 1725
года моя команда в составе 25 человек покинула
Петербург на 25 груженых санях. К середине
следующего лета экспедиция преодолела путь в 8 000
км.
Трудным был путь. Через реки переправлялись на
плотах, а снаряжение и продовольствие
приходились переносить на руках. реки сковало
льдом, все снаряжение погрузили в сани, в которые
впряглись люди. От мороза и голода у членов
экспедиции подкашивались ноги. Многие не
выдержав трудностей бежали. Оставшиеся ели кору
кустарников, встречавшихся на пути, кожу от
сапог. Целых 7 лет экспедиция добиралась до
Охотска. И осенью 1735 года на воду были спущены два
корабля «Святой Петр», который вел я и «Святой
Павел»,командовал которым Алексей Ильич Чириков.
Оба корабля отправились на поиски американских
берегов. Но во время шторма суда разбросало и они
расстерялись.
Команда «Святого Павла» вернулась к российским
берегам. А моя команда, после месяца плавания,
приблизилась к неизвестной земле. Это был
американский берег.
Тем самым наша команда доказала, что между Азией
и Америкой есть пролив.
– Как же он называется? Покажите его.
Учитель. Итак, в начале 19 века на
океанские просторы устремился русский флот.
В 1803 году началось первое в его истории
кругосветное плавание под командой Ивана
Федоровича Крузенштерна. В этом походе
готовились кадры будущих капитанов и адмиралов,
имена которых остались не только в истории
страны, но и на картах мира.
Ф.Ф. Беллинсгаузен. Я был самым молодым
участником плавания того.
А затем, 20 лет спустя вместе с Михаилом
Петровичем Лазаревым, отправились к Южному
полюсу, к точке, где сходятся меридианы. Сто дней
заняло непрерывное плавание. Наша команда трижды
пыталась подойти к самой земле, но льды не
пускали. Пришлось вернуться в Австралию.
После месячного отдыха мы вновь пошли на юг.
Вскоре пересекли полярный круг и увидели
гористое побережье материка, которое назвали
берегом Александра I, тогдашнего российского
императора. Все основательно проверив, мы
убедились. Что это Южный полярный материк –
Антарктида.
И все предположения о несуществующей земли Д.
Кука были опровергнуты.
Итак, нами была открыта шестая часть света –
Антарктида.
– Кто же я?
– Какой географический объект назван моим
именем? Покажите.
III. Работа над новым материалом
– Итак, на картах Земли уже не осталось
белых пятен. Она вся была открыта. Но всегда ли
земля была такой, какой нам представляли
путешественники-исследователи?
Вот какой представляется наша Земля много млн.
лет назад. (Показ дрейфующих плит).
– Плиты перемещаются очень медленно – за год
всего на ширину ладони. Но этого достаточно,
чтобы за миллионы лет континенты перемещались на
огромные расстояния.
– Почему же Земля так изменяется?
– Какие гипотезы выдвинули ученые в разное
время?
(Рассказ учащихся о четырех гипотезах., с. 136-137)
– Да, истинность той или иной гипотезы вы сможете
установить в старших классах, т. к. для этого надо
изучать физику, химию. Но вывод можно сделать
заранее, что все эти 4 гипотезы исходят из того,
что Земля – не комок мертвой породы, и что она
изменяется в соответствии со своими законами. И
вот, к чему приводят эти изменения мы должны
сегодня узнать.
– Путешественники-исследователи предлагают нам это угадать, разгадав кроссворд.
(Учитель читет задания, дети разгадывают кроссворд).
Л |
А | П | Е | Р | У | З |
|||
Г | А | Г | А | Р | И | Н | |||
Д | Р | Е | Й | К | |||||
К | О | П | Е | Р | Н | И | К | ||
Ы | |||||||||
А | Н | Т | А | Р | К | Т | И | Д | А |
Г | Е | Н | Р | И | Х | ||||
А | З | И | Я |
1. Французский мореплаватель посетил Дальний
Восток. Он не только открывал, но и «закрывал
земли».
2. Первый, совершивший кругосветное
путешествие за 108 мин.
3. Английский пират, совершивший кругосветное
путешествие и посвященный в рыцари.
4. Ученый, создавший и доказавший
гелиоцентричекую систему мира, т.е. Солнце – в
центре вокруг которого вращаются планеты.
5. Какую часть света открыли Лазарев и
Беллинсгаузен.
6. Имя основателя, первой Морской академии,
который сам не совершал ни одного путешествия.
7. Часть света.
– Мы как-то привыкли к словосочетанию
«географические открытия»: Колумб открыл
Америку, русские мореплаватели – Лазарев и
Беллинсгаузен – Антарктиду и т. д. В общем,
географических открытий на Земле сделано было
много. Но бывают, оказывается, и географические
«закрытия». И не всегда этот плод человеческой
деятельности.
– Например, на современной карте мы не увидим
некоторых заливов Каспийского моря, таких, как Комсомолец,
Гасан-Кули, Кайдак.
– Что же произошло?
Дело в том, что Каспий в 70-е годы ХХ века сильно
обмелел: уровень воды в нем понизился более чем
на 2 метра и по дну бывших заливов можно было
ходить пешком. Там, где когда-то плескались волны
и разливались пароходные гудки, воцарилась
безводная степь. Напрасно на географической
карте вы будете искать следующие города и озера.
Послушаем их.
(Выходят дети, изображающие «закрытые» географические объекты).
1) Озеро Зайсан
На новой географической карте вы не
найдете меня. А когда-то я числилось среди
крупных озер нашей страны. Находилось я в
Казахстане среди хребтов Южного Алтая и
Тарбагатая почти на высоте 400 метров над уровнем
океана. Около 100 километров в длину и 30 километров
в ширину. Вы спросите, куда же я делось?
– Утонуло. И нахожусь сейчас на дне огромного
искусственного водохранилища на Иртыше.
2) г. Молога
А я и несколько десятков сел и деревень находимся тоже на дне водохранилища – Рыбинского, которое образовалось с постройкой гидроэлектростанции.
3) г. Турткуль
Я бывшая столица Каракалпакии, был построен в 8 километров от реки Амударьи, но начиная с 1925 года воды реки стали размывать восьмикилометровую полосу. К 1950 году подошли к самому городу. Отдельные участки стали обрушиваться в реку. Спасти меня было невозможно. И Меня перенесли в г. Нукус.
(Путешественники читают телеграмму)
– А вот какую телеграмму прислали исследователи Антарктиды в адрес Международного географического общества:
«26-27 МАРТА 1959 ГОДА ОСМОТРЕЛИ РАЙОН МЕЙСИС-АЙЛЕНД И СУЭЙНС-АЙЛЕНД. ПРИ ХОРОШЕЙ ВИДИМОСТИ, ОСМОТРЕНА ПЛОЩАДЬ ОКЕАНА ТОГО РАЙОНА, ГДЕ УКАЗАНЫ НА КАРТЕ ОСТРОВА, СВЫШЕ 14 ТЫС. КВ. МИЛЬ. ОСТРОВОВ НЕ ОБНАРУЖЕНО ПОЭТОМУ ОТВЕТСТВЕННО УТВЕРЖДАЕМ, ЧТО ТАКОВЫХ НЕ СУЩЕСТВУЕТ».
– Да и пришлось с карты Антарктиды удалить эти острова, хотя нанесены на карту они были еще 100 лет назад. Подобные географические закрытия произошли с рядом островов в северном Ледовитом океане.
(Звучит музыка к кинофильму «Земля Санникова»).
– Из какого фильма эта музыка?
– Что же произошло в нем?
Долгие годы между учеными шли споры,
существует ли эта земля?
Земля Санникова названа так по имени
охотника-промысловика Якова Санникова,
увидевшего когда-то очертания неизвестной земли.
Русский геолог Эдуард Васильевич Толль поверил,
что такая земля существует, и летом 1901 года
возглавил экспедицию, которая отправилась на ее
поиски. Экспедиция закончилась трагически:
участники ее погибли.
Академик Владимир Афанасьевич Обручев верил, что
Земля Санникова существует. И именно он написал
увлекательный научно-фантастический роман
«Земля Санникова». Однако наши полярники
доказали, что Владимир Афанасьевич ошибался.
Острова возникают и исчезают не только в
Северном ледовитом океане. На земном шаре
известно много загадочных, таинственных
островов.
Например, около острова Эпи (Новые Гебриды) есть
остров-призрак. Он регулярно выплывает из воды и
затем… исчезает. Площадь этого острова около 1
квадратного километра. Остров не имеет названия,
вернее, их у него было много – при каждом
появлении очередной владелец давал ему свое
название. Но… остров неизменно скрывался под
водой, чтобы через некоторое время возникнуть
снова.
Подобное происходит и в Средиземном море: в
начале XVIII века в результате извержения вулкана
возник вулканический остров. Итальянцы назвали
его Юлия, англичане – Грехэм, а испанцы –
Фернандес. Пока между этими государствами шел
спор о его принадлежности, остров скрылся в
морской пучине. В 1950 году он снова появился, но
через некоторое время опять исчез.
В 1952 году во время извержения подводного вулкана
в Тихом океане недалеко от Японских островов
появился остров, поверхность которого стала
возвышаться над водой на 200 метров.
Просуществовав немногим больше года, остров
скрылся под водой. И таких примеров можно
привести много.
IV. Итог урока
– В заключение скажем, что, помимо
географических открытий, бывали и впредь будут
происходить и географические «закрытия».
Безусловно, будут меняться очертания берегов, а
следовательно, появляться и исчезать новые
заливы, проливы, острова; будут меняться
очертания некоторых внутренних морей, будут
появляться и исчезать острова.
Жизнь нашей планеты идет своим чередом. Так было
тысячелетия назад, так будет всегда.
– А сейчас, я предлагаю вам на минутку задуматься, вспомним все, что происходило на этом уроке и выдвинуть свою гипотезу о том, что особенно смогло заинтересовать наших гостей, о чем бы им захотелось снять фильм.
– Нарисовать планету, какой вы её оставите далеким потомкам