Обобщение и систематизация знаний по теме "Устные приёмы сложения и вычитания в пределах 100"

Разделы: Математика


Тип урока: урок обобщения (урок-путешествие).

Цели:

  • обобщить и систематизировать знания и умения устно выполнять вычисления вида: 36 + 2, 36 + 20, 30 – 24, 36 – 2, 36 – 20, 30 – 4, 60 – 24, 26 + 7, 35 – 7; совершенствовать вычислительные навыки и умения решать текстовые задачи;
  • развивать умение логически мыслить, сравнивать;
  • воспитывать в детях доброту, отзывчивость, взаимовыручку.

Методы: наглядные, словесные, практические.

Оборудование: учебник «Математика. 2 класс» (авторы М.И.Моро, М.А.Бантова, Г.В. Бельтюкова и др.), Москва, «Просвещение», 2008 г.; макет «волшебного поезда»; рисунок Цифрозавра (на плакате); диск с записью (караоке) песни «Голубой вагон»; 3 (для каждой группы) текста-задачи; карточки с примерами; карточки с названиями станций; мультимедиапроектор; ноутбук; экран; запись на флеш-карте электоронных физминуток для глаз (автор И.А.Галкина); маршрут следования от станции к станции; кусочки-образцы ситцевой ткани и шёлковой ткани; красные бумажные сердечки.

ХОД УРОКА

Этапы урока Содержание урока Использование современных образовательных технологий Используемые наглядные пособия и раздаточный материал
Организационный момент Заливистый школьный звонок
Позвал вас на урок.
Будьте внимательны,
А ещё старательны.
Примеры, задачи будем решать,
Будем складывать и вычитать!
   
Сообщение темы и цели урока – Сегодня я вас приглашаю в увлекательное путешествие по стране «Математика» на этом «волшебном поезде».Но чтобы сесть в поезд, вам надо приобрести билет. Для этого надо победить «исполина цифрозавра»! Кто сумеет в кружочках на зубцах его гребня расставить цифры от 1 до 8 так, чтобы ни одна сумма двух рядом стоящих цифр не равнялась какому – либо соседнему числу. Единица стоит уже на своём месте.

Варианты ответов могут быть разнообразными).
– Приглашаю вас занять свои места в поезде и поверить свою готовность к путешествию. (Звучит музыка «Голубой вагон»).

Игровая технология Макет «волшебного поезда».

 

 

Изображение Цифрозавра на плакате

 

 

 

Диск с записью песни (караоке) «Голубой вагон».

Обобщение Первая станция «Разгадайкино»

На острове Мимогу
Три племени живут,
Мимоны лгать не могут,
А Милитики лгут.
Тими – и так, и эдак,
То истина, то ложь…
Корзиночки из веток
Плели Пик, Ил и Пош.
Они все трое были
Из разных трёх племён.
И Пик, взглянув на Ила,
Сказал, что Ил – мимон.
На это Пош ответил:
– Мимон ты сам! А Ил,
Остругивая ветви,
Двух слов не проронил:
Теперь прочти всё снова,
Подумай не спеши,
И кто же из какого
Был племени, реши.

– Что такое племя? (Это жизнь людей сообща. Когда их жизнь связана родственными отношениями, общей территорией, культурой, языком, самоназванием).
(Работа ведётся в трёх группах, для каждой группы записан текст задачи.) Ответ: Пак из племени Тими, Пош – милитики, Ил – мимон.
(Звучит музыка).

Вторая станция «Сосчитайкино»

– Объясните, как будете вычислять (устная работа).

67 – 5 = 60 – 3 =
46 + 30 = 50 – 26 =
73 – 40 = 64 + 20 =

– Найдите значения выражения. (Каждый получает карточку с примерами, решают на время.)

Карточка для 1 варианта:

78 + 9 = 36 + 5 =
7 + 18 = 43 – 4 =
0 + 50 = 24 – 6 =

Карточка для 2 варианта:

92 + 0 = 9 + 33 =
36 – 8 = 45 + 6 =
58 – 9 = 80 – 7 =

Коллективная работа в парах. (Дети обмениваются решениями, ответы зачитывают цепочкой.)
Звучит музыка.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Групповая технология

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Технология поддержки и сотрудничества

 

 

Для каждой группы записан текст задачи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карточка для 1 варианта:

78 + 9 = 36 + 5 =
7 + 18 = 43 – 4 =
0 + 50 = 24 – 6 =

Карточка для 2 варианта:

92 + 0 = 9 + 33 =
36 – 8 = 45 + 6 =
58 – 9 = 80 – 7 =

Физкультминутка Третья станция «Отдыхайкино»

Нужно всем встать, выйти из вагона.
Раз – согнуться-разогнуться,
Два – нагнуться, потянуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять, шесть – тихо сесть.
Семь, восемь – лень отбросим.

Четвёртая станция «Задачкино»

1. Задача 5 на стр. 59.

(Глубина первого колодца 7 метров, а второго – на 3 метра меньше. Какой глубины второй колодец?)
Вы слышали, наверное, от взрослых, что в этом году было очень засушливое лето, и многие колодцы обмельчали, а то и вовсе пересохли. У хозяина какого колодца в засушливый год будут вероятнее всего проблемы с нехваткой воды? (У второго, т.к. у него колодец неглубокий).

2. Задача 4 на стр. 59.

– Прочитайте условие задачи. О чём говорится в задаче? (О том, что у продавца было два куска ткани).
– Что сказано об их длине? (Один кусок 38 метров, а второй – 50 метров)
-Что обозначает число 40? (40 метров ткани продал продавец).
– Что узнал ученик, решая задачу, записав первое выражение? (На сколько метров первый кусок короче, на сколько метров второй кусок длиннее)
Что узнал ученик, записав второе выражение? (Сколько метров в двух кусках)
– Что узнал ученик, записав решение третьим выражением? (Сколько метров ткани у него осталось, когда он продал 40 метров)
– Какой вопрос можно поставить к задаче? Сколько метров ткани у него осталось?)
– Как бы вы решали задачу с таким вопросом? (Решали бы третьим выражением.)
– В какой ситуации можно находить сложением сколько всего ткани? (Когда ткань одинаковая, или, если нам всё равно какая ткань, лишь бы знать сколько её в наличии). Ткань может быть разной. Образцы какой ткани лежат у вас на партах? (Образцы ситцевой ткани и шёлковой ткани)
– Представим ситуацию, если первый кусок – ситцевая ткань, а второй кусок – шёлковая ткань. А покупателю нужно купить 40 метров ткани. Какую ткань он сможет приобрести? (Шёлковую ткань сможет купить и не сможет ситцевую, т.к. ситцевой ткани недостаточно). А если он захочет купить 38 метров ситцевой ткани, а всего ему нужно купить 40 метров ткани? Как поступить в такой ситуации? (Он может купить 38 метров ситца и 2 м шёлка – на отделку, например).

Здоровьесберегающие технологии

 

 

 

 

 

 

Связь с жизнью

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связь с жизнью

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Образцы ситцевой и шёлковой ткани

Физкультминутка (гимнастика для глаз) Пятая станция «Поглядайкино»

– На этой станции нас радушно встречает Кот Леопольд. Порадуемся вместе с ним прекрасной погоде и понаблюдаем за летающими бабочками.
– К чему призывает нас Кот Леопольд? (Беречь зрение! А ещё – жить дружно!)

Шестая станция «Измеряйкино»

Работа в группах. Каждая группа получает задание:
Проложите маршрут нашего путешествия и найдите его длину.
– Что такое «маршрут»? (Это путь следования).
От станции отправления вправо 4 клетки до станции «Разгадайкино». От «Разгадайкино» 2 клетки вниз до станции «Сосчитайкино». От станции «Сосчитайкино» вправо 3 клетки до станции «Задачкино». От «Задачкино» до «Измеряйкино» вниз на 1 клетку.
Каждая клетка длиной 10 метров.
4 + 2 + 3 + 1 = 10 клеток.
10 + 10 + 10 + 10 + 10 + 10 + 10 + 10 + 10 + 10 = 100 метров
К карточкам прилагаются листы в клетку.)
– В виде чего проложен путь? (В виде ломаной.)
– Чему равна его длина?
100 метров.)
– Как вычислили?
– Время путешествия подходит к концу. Вернуться из путешествия нам помогут знаки «>», «<», «=».
Их надо поставить вместо звёздочек в №5, с.58.
91 + 9 * 9 + 91 100 – 45 * 65
68 + 7 * 48 + 7 55 – 40 *15
Работа выполняется самостоятельно с последующей взаимопроверкой.

Здоровьесберегающие технологии с использованием ИКТ

 

 

 

Технология поддержки и сотрудничества

 

 

 

 

 

Маршрут следования

Итог урока

Рефлексия

Седьмая станция «Конечная»

– На какой станции задания были лёгкими? На какой станции испытывали затруднения при выполнении заданий? Что интересного узнали из этого путешествия?
Сердечко приклейте к названию той станции, которая вам больше всего понравилась.

  Красные бумажные сердечки