"Ступеньки " для дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками


В настоящее время начало обучения в общеобразовательной школе предъявляет серьёзные требования к физическому и психическому развитию ребёнка-дошкольника, готовности к новым для него учебным нагрузкам.

Как подготовить ребёнка к школе? Сейчас это вопрос из вопросов для родителей, дети которых не посещают детский сад и не получают систематической, целенаправленной поддержки, обеспечивающей их развитие и необходимый для дошкольника запас знаний, умений и навыков. Конечно, можно в домашних условиях выучить с ребёнком алфавит, научить читать и считать. Но достаточно ли этого? Не нужно забывать, что,  придя в школу, малыш полностью меняет свой образ жизни, а это большие нагрузки на его психику.

Еще одно обстоятельство не может не беспокоить даже самых уравновешенных родителей: скоро малыш пойдет в школу, но, ни читать, ни считать он не умеет и не хочет; книги его не интересуют, он ничем не занимается долго. В такой ситуации со стороны родителей на ребенка обрушивается поток упреков, наставлений и даже угроз: «Надо!», «Ты должен!», «В школе будешь двоечником!», «Тебя вообще в школу не возьмут». Но ребёнок не должен готовиться к жизни, он просто должен жить – радостно, содержательно, полноправно!

В муниципальном бюджетном образовательном учреждении дополнительного образования детей «Центр внешкольной работы» района Талнах г. Норильска на протяжении 14 лет ежегодно 1 сентября гостеприимно открывает свои двери школа раннего развития «Ступени», деятельность которой направлена на формирование здоровой, самостоятельной, активной, творческой личности ребенка, способной утвердиться и достичь успеха в жизни.

 

Школу «Ступени» посещают ребята 5-7 летнего возраста и в течение двух лет обучаются по дополнительной образовательной программе «Играю, думаю, живу», освоив которую, «неорганизованные» дети могут избежать психологических стрессов при поступлении в общеобразовательную школу.

Программа имеет социально-педагогическую направленность, ориентирована на обеспечение необходимого уровня развития ребенка, формирование навыков социального поведения через организацию развивающей среды, представляет собой модифицированный вариант синтеза программ, методик, технологий: типовой программы воспитания и обучения в детском саду; образовательной программы школы 1 ступени; методик: развивающего обучения (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков); проблемного обучения (Н.А. Ильина); проектно-исследовательского обучения (Н.Ю. Пахомова, И.С. Сергеев), методики обучения Н.А. Зайцева и включает следующие учебные разделы:

– «Речецветик» – развитие познавательных способностей и речи;
– «Почемучка» – формирование элементарных математических способностей;
– «Живое слово» – обучение грамоте;
– «Веселые нотки» – музыкальное воспитание;
– «Радуга» – изобразительная деятельность.

Прием детей в школу «Ступени» проводится по заявлению родителей без специального отбора. Для успешного усвоения программного материала в начале учебного года комплектуются группы по 10-13 человек. Учитывая возрастные особенности детей и их физиологическое развитие, проводится не более 3-х занятий в день от 3-х до 4-х раз в неделю длительностью 30 минут с 10-минутным перерывом между ними. Основной формой обучения детей в школе «Ступени» являются занятия, на которых им последовательно и в системе дают соответствующие возрасту представления об окружающем мире, о мире чисел, изобразительном искусстве, музыке, формируя умения и навыки практической деятельности, первоначальные навыки учебной деятельности.

В связи с тем, что в первые дни пребывания в школе «Ступени» некоторые дети испытывают серьезную психологическую нагрузку, поскольку у них появляются новые контакты, новые отношения, новые обязанности, новая социальная роль, в начале учебного года  проводится комплекс адаптационных мероприятий под общим названием «Давайте познакомимся!» с целью предупреждения детских неврозов. Во время этих мероприятий ведется наблюдение за поведением детей среди сверстников, на занятиях, в общении со взрослыми. Следует отметить, что почти у всех детей в начале занятий наблюдаются двигательное возбуждение или заторможенность, жалобы на головную боль, плохой сон, снижение аппетита, поэтому в течение недели ребята вместе с мамами, папами, бабушками рисуют, поют, выполняют игровые задания, что позволяет осуществить коррекцию выявленных проблем.

Увлекательные подвижные игры, игровые занятия с элементами тренинга, экскурсии с участием родителей по территории здания, свободная деятельность детей в игровой зоне учебного кабинета, эмоционально-комфортная обстановка позволяют детям стать увереннее и спокойнее, почувствовать преимущества жизни в коллективе сверстников.

 

Система организации учебно-воспитательного процесса в школе «Ступени» выстраивается с учётом возрастных и психофизиологических возможностей дошкольников. Использование технологии проведения нетрадиционных форм занятий, ТРИЗ (Г.С. Альтшуллер), разноуровнего, развивающего, проблемного обучения, проектно-исследовательской деятельности, позволяют разнообразить формы организации работы, обеспечить рациональный подбор раздаточного, дидактического материала, литературных текстов, разноуровневых заданий, осуществить мониторинг освоения знаний, умений, навыков и личностного развития ребенка. Такой подход обеспечивает успешное достижение планируемых результатов.

Пребывая в школе «Ступени», дети ощущают себя настоящими «учениками», так как каждый ребенок может проявить познавательную активность, включиться в процесс самостоятельного добывания знаний через введение в содержание занятий методов проблемного, развивающего, разноуровнего обучения.

 

Для того чтобы добиться положительных результатов в развитии детей, применяются как традиционные, так и нетрадиционные формы обучения: соревнования, конкурсы, сказки, сюрпризы, приключения, путешествия.

Технология мнемотехники, моделирования позволяет обеспечивать эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

<Приложение 1>

Говоря о занятиях, нельзя не отметить, что обязательным элементом их организации является технология здоровьесбережения, предусматривающая физкультми­нутки, подвижные, познавательные и развивающие игры, пальчиковую и дыхательную гимнастику, артикуляционные и офтальмологические упражнения.

Обучение на занятиях само по себе предполагает общение в коллективе сверстников, со взрослыми. Но этого, как правило, не достаточно для удовлетворения потребности общения. Проверка сформированности познавательных способностей, умений реализовать их в различных жизненных ситуациях осуществляется, в том числе, через организацию и систематическое проведение воспитательных мероприятий: тематических праздников, детских утренников, концертов, спортивных соревнований, игр, конкурсов.

Данные формы работы успешно способствуют формированию эмоционального восприятия окружающего мира, развивают инициативу, коммуникативные навыки и умения, расширяют кругозор, являются дополнительным средством эффективного развития и воспитания детей. При этом важно руководствоваться общепедагогическими принципами – актуальность и связь с общественной жизнью, доступность, системность, наглядность, учет возрастных особенностей, ориентируясь на основные подпрограммы воспитательной программы Центра – «Воспитание творчеством»: «Ценности и традиции ЦВР», «Я и общество», «Мир прекрасного», «Если крепок и здоров, к делам серьезным ты готов», «Каникулы», «Семья».

Важным фактором воспитания и обучения детей дошкольного возраста является установление взаимодействия с родителями. Система работы в этом направлении предусматривает различные формы работы: организационные и тематические родительские собрания; родительский всеобуч; недели открытых занятий; групповые, индивидуальные беседы; психолого-педагогические консультации; воспитательные мероприятия; совместные экскурсии в музей; посещение театра и различных организаций города. Основными условиями при этом являются: создание атмосферы доверия и непринужденности в любых формах работы, опора на примеры из педагогической практики и личной жизни, оказание необходимой психолого-педагогической помощи.

 

С целью привлечения родителей к активным действиям применяются разнообразные виды информации: родительский уголок, памятки, пригласительные билеты, буклеты, визитки, СМС-сообщения, поощрения, благодарственные письма.

При всем многообразии форм работы с родителями наиболее эффективной формой взаимодействия педагогов, детей и их родителей в школе «Ступени» выступает проектно-исследовательская деятельность, успешно развивающая не только познавательные способности ребенка, но и обеспечивающая укрепление семейных взаимоотношений.

Так в 2006-2007 уч. году, был разработан и внедрен проект «Береза – символ Родины моей» с целью воспитания патриотических чувств и коммуникативной культуры дошкольников через углубление знаний о берёзе. Родители очень творчески подошли к презентации проектов: «Энциклопедия о березе»-собирались данные о месте прорастания и почему березу называют белой; «Березовое чудо»-исследовалась ценность березы для человека; «Нет дерева сердцу милей»-знакомились с музыкой, стихами, загадками о березе; «Праздники и обряды русского народа». Результат показал ценность и значимость данной работы, интерес к ней всех категорий участников (детей, родителей, педагогов).

<Приложение 2>

С учетом имеющихся наработок, положительных результатов мониторинга развития детей, анкетирования родителей, данная форма работы получила своё продолжение в 2008-2009 уч.г. через разработку и внедрение проекта «Таймырская земля». Содержание проекта было нацелено наактивизацию и обогащение общих представлений детей о своеобразии природы, растительного и животного мира, об особенностях быта и традициях коренного населения Таймыра.

<Приложение 3>

Участники «семейных» групп: «Никелька», «Морошка», «Тундровичок», «Северяне» представили зрителям продукты своей совместной деятельности, в их числе: презентации тематических проектов, творческие портфолио, реферат «Таймыр – удивительный край», иллюстрированная книга «Животные Таймыра», игровые пазлы-фланелеграф «Животные Севера», большие игровые кубики с изображением растений о Таймыре. Кроме того, в результате работы по проекту в учебном кабинете была оформлена выставка «Северное сияние», фотовыставка «Город 80-х», книжный уголок «Край в котором я живу», разработан сценарий итогового мероприятия.

<Приложение 4>

Практика работы над проектом «Таймырская земля» еще раз доказала, что метод проектов как способ организации педагогического процесса, основанного на творческом взаимодействии педагогов, детей и их родителей актуален и очень эффективен, он обогащает детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.

Всё это укрепляет и располагает родителей к совместной творческой работе, позволяет им познакомиться с методикой развития и воспитания детей дошкольного возраста, педагогическими основами семейного воспитания. Сотрудничество и сотворчество с родителями приносят реальную пользу в деле воспитания и обучения детей. Об этом свидетельствуют положительные отзывы в «Книге отзывов и предложений школы «Ступени», а также результаты анкетирования -95% родителей полностью удовлетворены работой школы.

Поскольку данный вид деятельности дошкольников не предполагает выход на творческий результат, важно и ценно определить, насколько ребёнок совершенствуется, повышает уровень своего индивидуально-личностного развития. С этой целью в программе имеет место механизм оценки знаний, умений и навыков, уровня воспитанности и развития личностных качеств обучающихся; предусмотрен комплекс адаптационных мероприятий под общим названием «Давайте познакомимся!». Обозначены средства, формы выявления результативности, итоговые контрольные занятия с индивидуальными карточками-заданиями и таблицы для фиксации результатов, карты ЗУН.

<Приложение 5> <Приложение 6> <Приложение 7>.

Потребность в такой работе возникла не случайно. Причина этого, в первую очередь, – ответственность перед родителями. Во-вторых – это доказательный прогноз обучения и развития детей в общеобразовательной школе. В-третьих – проводимый психолого-педагогический контроль и диагностика обучающихся позволяют оптимизировать процесс индивидуального обучения, своевременно проводить коррекционные мероприятия, обеспечивать планируемые результаты учебно-воспитательного процесса. Кроме того, при поступлении детей в школу данные могут служить подтверждением необходимости учитывать индивидуальный темп обучения того или иного ребенка, чтобы он был успешен.

На сегодняшний день «Ступени» имеют более 340 выпускников, посещающих общеобразовательные школы Талнаха.

 

По результатам анкетирования учителей выпускники, в подавляющем большинстве, имеют стабильные положительные результаты обучения и воспитания, составляют основу «успешных» учащихся. Школа пользуется большой популярностью среди жителей Талнаха, а потому не возникает проблем с набором детей, комплектование групп фактически заканчивается в мае месяце, и в течение учебного года контингент сохраняется на 100%. Тесное взаимодействие с общеобразовательными школами, общественными организациями города свидетельствует о признании высокой результативности проводимой работы.

Основой для успешной деятельности школы раннего развития «Ступени» является профессионально-личностная активность педагогов, которые постоянно стремятся к преобразованиям, активно включаются в инновационную деятельность Центра, города, края, страны.