Цели:
- Формировать устойчивые навыки проверки слов с безударными гласными в корне.
- В доступной развлекательной форме упражнять в распознавании и употреблении безударных гласных в корне слова.
- Воспитание коллективного интереса, желание бороться за результат, стремление к победе знаний.
- Развивать чувство ритма, связную речь, умение хорошо ориентироваться в проблеме и быстро ее решать.
Ход урока
Вступление:
Учитель: Ребята, освоить родной язык – трудное дело. Надеюсь, вы не боитесь трудностей на пути к знаниям. Наш сегодняшний КВН поможет вам в достижении того чудесного и таинственного, что прячется за словами “Русский язык”.
Все:
Мы веселые ребята
И не любим мы скучать
С удовольствием мы с вами
В КВН будем играть.Мы отвечаем дружно
И здесь сомненья нет, –
Сегодня будет дружба
Владычицей побед!
1-я команда:
И пусть сильней кипит борьба,
Острей соревнования,
Успех решает не судьба,
А только наши знания.
2-я команда:
И соревнуясь вместе с вами,
Мы останемся друзьями
Пусть борьба кипит острей,
И наша дружба крепче с ней!
1. Приветствие команд. (Условие: все должно быть подчинено теме, во всех заданиях и ответах слова с безударными гласными и проверочные слова использовать активно. Это важно.)
Команда “Стрела”.
Девиз: “Стрела/ одна, а вместе стрелы”.
Речевка:
“Сосна, вода, дела, трава –
Проверить надо все слова.
Безударный гласный –
Стоп! Писать опасно!”
Команда “Звезда”.
Девиз: “Звезда одна, а вместе – звезды”.
Речевка:
“Слуху вы не доверяйте –
Удареньем проверяйте:
Сосны, воды, травы, дело.
А теперь пишите смело!
2-й конкурс.
Учитель: – Обмен любезностями закончен. Объявляю следующий конкурс, который называется:
– Приглашаю по пять участников из каждой команды. За каждое правильно подобранное слово, за вставленную букву и ударение – 1 балл.
3-й конкурс.
Теоретическая проверка знаний:
Вопрос 1-й команде: “Где могут находиться безударные гласные? (Безударные гласные могут быть в корне, приставке, суффиксе, окончании).
Вопрос 2-й команде: “Что нужно сделать прежде, чем написать безударную гласную букву в безударном слоге?(Нужно узнать в какой части слова она пишется).
Вопрос 1-й команде: “Если безударный звук в приставке или в суффиксе?” (Если безударный гласный звук в приставке или в суффиксе нужно запомнить, как они пишутся: по-, пере-, над-, под-, про-, -очк-, -ечк-, -еньк-, -оньк-.
Вопрос 2-й команде: “ Если безударный гласный звук в корне?” (Если безударный гласный звук в корне, нужно подобрать проверочное слово так, чтобы безударный звук стал ударным. Например, мячи – мяч, трава – травы.
Фонетическая разминка.
Учитель: “ Повторим фонетическую зарядку”.
Безударный хитрый гласный:
Слышим мы его прекрасно.
А в письме какая буква?
Здесь поможет нам наука:
Гласный ставь под ударенье,
Чтоб развеять все сомненья!
Учитель: Объявляю следующий конкурс.
4-й конкурс “Хитрые слова”.
– Догадайтесь сами, какие буквы надо вставить и впишите их. Кто быстрее и правильнее.
Учитель: Пока жюри подсчитывают очки, заполним паузу ритмопластикой под музыку Шаинского “Вместе весело шагать”.
5-й конкурс.
“Разбери кучу малу”.
1-я команда.
– Выберите слова с безударной гласной “Е”.
2-я команда.
– Выберите слова с безударной гласной “Я”.
6-й конкурс.
“Верни шарики на место”.
7-й конкурс.
Учитель: Этот конкурс последний и одинаковый для обеих команд. Нужно восстановить деформированный текст и вставить в слова необходимые безударные гласные и озаглавить текст. Очко заработает та команда, которая правильно выполнит это задание.
Прыгнет с обрыва, ост.новится и з.вет сына. |
Мать к.рмила его мол.ком и учила бегать по г.рам. |
М.лыш др.жит от страха, но прыгает. |
Р.дился к.зленок в д.лине горной речки. |
Мать лижет ему шерстку. |
Подсказка для жюри. (Козленок)
Родился козленок в долине горной речки. Мать кормила его молоком и учила бегать по горам. Прыгнет с обрыва, остановится и зовет сына. Малыш дрожит от страха, но прыгает. Мать лижет ему шерстку.)
Подведение итогов:
Учитель: Вот и подошел к концу наш веселый КВН. Настало время “собирать камни”, т. е. подвести итоги. Слово нашему Жюри:
Жюри: Команда “Стрела” набрала … баллов.
Команда “Звезда” набрала … баллов.
– Давайте поздравим нашу команду – победительницу.
– Теперь обе команды обменяйтесь рукопожатиями в знак дружбы.
Слово участникам КВНа:
Мы будем помнить каждый миг:
Наш лучший друг – родной язык!
Учитель: Наш КВН завешен. До новых встреч!