Цели:
- Познакомить со структурой письма и его стилистическими особенностями; обучить написанию письма другу, родным и близким людям.
- Овладеть речевым этикетом и культурой выражения чувств.
- Воспитывать уважение друг к другу, к близким людям.
Оборудование:
- Словарь С.И. Ожегова, 4 штуки
- Таблички: письмо – поздравление; письмо – информация; письмо – пожелание.
- 3 письма напечатанные.
- Таблички: части текста: начало, основная часть, концовка.
- Тихая музыка.
- Рисунок почтальона Печкина.
- Карточки со словами для писем.
- Ноутбук, проектор
Ход урока
I. Оргмомент.
II. Словарная работа.
Здравствуйте, до свидания, спасибо, пожалуйста.
III. Изучение нового материала.
1. Вводная беседа.
– Ребята, догадайтесь, кто спешит к вам на урок.
У него сегодня много
Писем в сумке на боку –
Из Ташкента, Таганрога,
Из Ростова и Баку.
– Правильно, почтальон.
– В каких произведениях, написанных для детей, вы встречались с почтальоном? (“Почта” Маршака, “Письмо Неумейки” Акима, “Дядя Федор, пес и кот” Успенского).
– Сегодня к нам на урок пришел герой повести Э. Успенского почтальон Печкин. Послушайте, что он вам говорит:
– Ребята, а знаете ли вы, что такое письмо?
– Для того чтобы узнать точное значение этого слова, давайте обратимся к словарю С.И. Ожегова.
2. Сообщение темы урока.
– Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с разными письмами, с правилами написания письма, узнаем, кому и для чего их пишут, научимся писать письма своим близким и друзьям.
3. Какие бывают письма.
– В сумке у почтальона Печкина несколько писем. Прочитайте письмо и определите, кому и для какой цели оно написано.
1 письмо:
Дорогой ИА-ИА!
Поздравляю с днем рождения!
Желаю всего-всего хорошего.
Желаю много-много счастья.
Шлю подарочек – очень
Полезный Горшочек.
Твой Пух.
– Это письмо – поздравление, в котором Вини-Пух поздравляет своего друга с днем рождения и шлет ему свои пожелания.
– Если поздравление, что должно быть в письме?
2 письмо:
Дорогие друзья! Я хочу рассказать вам о чудной истории, произошедшей со мной. Я изобрела необыкновенный способ путешествия на утках.
У меня были свои собственные утки, которые носили меня, куда мне угодно.
Я побывала на юге, где так хорошо, где такие прекрасные теплые болота и так много съедобных насекомых.
Я скоро заеду к вам.
До встречи!
Лягушка-Путешественница.
– Это письмо друзьям: письмо – информация.
– Что должно быть в письме?
В нем сообщение о том, как лягушка изобрела способ путешествия на утках, где она побывала и что видела. Это письмо не только несет информацию, но и отражает настроение и характер отправителя.
3 письмо:
Юный друг!
Всегда будь юным,
Ты взрослеть не торопись!
Будь веселым, дерзким, шумным.
Надо драться, так дерись.
Никогда не знай покоя,
Плачь и смейся невпопад.
Я сама бала такою
Триста лет тому назад.
Черепаха Тортила.
– Что должно быть в письме?
– Это письмо – пожелание. В нем автор желает своему юному другу быть веселым, дерзким, шумным…
– Какие бывают письма?
– Кому они могут быть адресованы?
– Кого мы называем отправителем письма?
– А кого получателем или адресатом?
Вывод: письма бывают разные: письма – информации, письма – поздравления, письма – пожелания. Письма могут быть адресованы разным людям: родным и близким, друзьям в своей стране и за рубежом.
Получателя письма называют адресатом – от немецкого слова “адрес”.
4. Особенности текста письма.
Структура письма.
– Можно ли считать письмо текстом? Почему?
(предложения связаны по смыслу, есть законченная мысль).
– Письмо, как и любой другой текст, имеет три части: начало (зачин), основную часть, концовку.
– Но письмо имеет и свои особенности.
Оно имеет адресата, ему присущи приветствие, прощание, обращение.
Например: (заготовки на 4 столах)
“Здравствуй дорогая бабушка!”,
“До свидания, моя милая мамочка!”,
“До скорой встречи, папа!”.
В письме употребляются и другие этикетные выражение. Например:
“Извините, что я вас беспокою”,
“Простите, что долго не писала”.
5. Рассматривание таблицы и чтение письма.
Внимание: на помощь к нам пришел ноутбук.
– Прочитайте схему текста письма. Все это надо соблюдать.
– Прочитайте письмо Сережи маме и папе.
– Докажите, что письмо – это текст.
(все предложения связаны по смыслу и грамматически).
– Прочитайте:
1 часть;
2 часть;
3 часть.
– О чем говорится в начале?
– О чем говорится в основной части?
– Как завершается письмо?
Вопросы – это важная составная часть письма к родителям и близким людям.
6. Работа по редактированию письма.
Работа с компьютером.
– Прочитайте письмо Тани к бабушке. Найдите его начало, основную часть, концовку.
– Письмо Тани начинается с обращения к бабушке. Какое обращение было бы бабушке более приятным? (Дорогая бабушка!, Здравствуй, дорогая бабушка!).
Обращение должно быть более ласковым. Тогда письмо принесет бабушке радость.
– О чем можно было бы еще написать в начале письма? (Я давно тебе не писала.)
– О чем узнали в основной части?
– Какие элементы включает концовка письма? (прощание и подпись).
– О чем еще можно было бы написать в концовке? (задать вопросы бабушке, поинтересоваться ее здоровьем, делами).
– Как теплее закончить письмо? (До свидания, моя дорогая бабушка. Целую и обнимаю тебя. Твоя внучка Таня, которая тебя очень любит.).
– Прочитайте переделанное письмо.
7. Конструирование письма.
– Получите конверты с письмами. Вместо писем – карточки с разными фразами из письма. Необходимо составить тексты писем, расположив карточки в нужном порядке.
Играет спокойная музыка.
Защита своего проекта – презентация.
1 парта – другу
2 парта – маме
3 парта – бабушке
4 парта – папе.
– Прочитайте письма.
8. Оформление письма.
И к нам приходит на помощь компьютер.
Существует порядок написания письма:
- Письмо пишут четким, разборчивым почерком.
- Письмо пишут на аккуратном листе бумаги.
- Письмо можно сопровождать рисунком.
- Письмо не пишут сплошным текстом.
- С левого края писчей бумаги оставляют свободное поле шириной до 2,5 см; такие же поля – сверху и снизу.
V. Итог урока.
– Для чего люди пишут письма?
Многие люди сохраняют письма от своих близких и родных. Как вы думаете, почему они это делают?
– Какие письма хранятся у вас в семье?
– Какие письма сохраняете вы?
– У кого появилось написать письмо своим близким или родным?
– Как бы вы начали письмо?
– Что бы написали в основной части?
– Чем бы закончили?
VI. Домашнее задание.
– Напишите письмо своим родным и близким, можно другу.
Подарок от Печкина – ОТКРЫТКИ.