Возраст учащихся, на которых рассчитан проект – 5-11 классы.
Цель проекта: издание сборника, посвященного Медведевскому району, включающего поэтические произведения жителей села Азаново.
Задачи:
- Выявить поэтически одаренных людей нашего села;
- Познакомить учащихся школы с творчеством самобытных поэтов-земляков;
- Создать условия для пропаганды творчества поэтов-сельчан.
Сроки реализации: сентябрь 2008 г. – октябрь 2009 г.
Полная стоимость: 1200 рублей.
Имеющиеся средства:
- компьютер;
- принтер;
- сканер;
- ксерокс;
- ресурсы Интернета.
Законодательная база проекта
Конвенция о правах ребенка
Часть I
Ст. 3.1. Во всех действиях в отношении детей,
независимо от того, предпринимаются они
государственными или частными учреждениями,
занимающимися вопросами социального
обеспечениями, судами, административными или
законодательными органами, первоочередное
внимание уделяется наилучшему обеспечению
интересов ребенка.
Ст.12. Государства – участники обеспечивают
ребенка, способного сформулировать свои
собственные взгляды, право свободно выражать эти
взгляды по всем вопросам, затрагивающим ребенка,
причем взглядам уделяется должное внимание в
соответствии с возрастом и зрелостью…
Ст.13.1. Ребенок имеет право свободно выражать свое
мнение. Это право включает свободу искать,
получать и передавать информацию и идеи любого
рода, независимо от границ, в устной, письменной
или печатной форме, в форме произведений
искусства или с помощью других средств по выбору
ребенка.
Ст. 13.2. Осуществление этого права может
подвергаться некоторым ограничениям, однако
этими ограничениями могут быть только те,
которые предусмотрены законом и которые
необходимы для уважения прав и репутации других
лиц, для охраны государственной безопасности или
общественного порядка, или здоровья, или
нравственности населения.
Конституция Российской Федерации
Глава 2. Права и свободы человека и гражданина
Ст.26.1. Каждый вправе определять и указывать свою
национальную принадлежность.
Ст.29.1. Каждому гарантируется свобода мысли и
слова.
Ст.43.1. Каждый имеет право на образование.
Ст.44.2. Каждый имеет право на участие в культурной
жизни и пользование учреждениями культуры…
Закон о Государственной молодежной политике в Республике Марий Эл
Ст.4 Принципы и приоритеты государственной
молодежной политике.
Ст.5 Цели и задачи государственной и молодежной
политике.
Ст.18. Молодежные детские общественные
объединения.
Закон Российской Федерации «Об образовании»
Глава V. Социальные гарантии реализации прав
граждан на образование
Ст.50. Права и социальная поддержка обучающихся,
воспитанников
1. Права и обязанности обучающихся, воспитанников
образовательного учреждения определяются
уставом данного образовательного учреждения и
иными предусмотренными этим уставом локальными
актами.
4. Обучающиеся всех образовательных учреждений
имеют право на получение образования в
соответствии с государственными
образовательными стандартами, на обучение в
пределах этих стандартов по индивидуальным
учебным планам, на ускоренный курс обучения, на
бесплатное пользование дополнительных (в том
числе платных) образовательных услуг, на участие
в управлении образовательным учреждением, на
уважение своего человеческого достоинства, на
свободу совести, информации, на свободное
выражение собственных мнений и убеждений.
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года
1.2. Новые социальные требования к системе
российского образования
Школа – в широком смысле этого слова – должна
стать важнейшим фактором гуманизации
общественно-экономических отношений,
формирования новых жизненных установок
личности. Развивающемуся обществу нужны
современно образованные, нравственные,
предприимчивые люди, которые могут
самостоятельно принимать ответственные решения
в ситуации выбора, прогнозируя их возможные
последствия, способны к сотрудничеству,
отличаются мобильностью, динамизмом,
конструктивностью, обладают развитым чувством
ответственности за судьбу страны.
Устав МОУ «Азановская средняя общеобразовательная школа»
I стадия работы над проектом
Подготовка к работе над проектом
1. В государстве существуют органы власти, которые руководствуются, прежде всего, законами.
От каждого из нас зависит, как будет реализовываться актуальная программа и каким образом будет формироваться общественная политика.
II стадия работы над проектом
Выбор проблемы
1. Созданные творческие группы обсуждали
предложения.
2. Каждая группа аргументировала в пользу
выявленной проблемы.
3. После представленных результатов
социологического опроса среди учащихся школы
была выявлена самая актуальная проблема, которая
не решается в нашем селе: пропаганда
талантливых сельчан, пишущих стихи.
III стадия работы над проектом
Сбор информации
Учащиеся собрали и проанализировали разную информацию по данной проблеме.
1
группа провела социологический опрос.
2
группа исследовала различные публикации –
газеты «Вести» – поэтическая страничка,
«Марийская правда», журнал «Ончыко».
3
группа работала в социуме – ЦД, с/администрация,
родители, сельская библиотека, население.
После обработки полученной информации был
проведен анализ данных по проблеме.
В соцопросе приняло участие 80 учащихся. Опрос
показал, что большинство не могу назвать
односельчан, пишущих стихи. Обучающиеся знают
только Сошину Н.А. как поэта.
После изучения материалов районной газеты «Вести», журнала «Ончыко» было выявлено, что публиковались стихи только двоих наших сельчан: Киртаевой С.С., Сошиной Н.А., Ямбаевой Л.Л.
Третья группа определила, что в сельской библиотеке Панфилова Н.Н. собирает ежегодно вырезки из СМИ о наших сельчанах, ЦД приглашал выступить со своими стихами Киртаеву С.С., Орехов О.И. пел песню собственного сочинения. Органы местного самоуправления могут нам помочь в пропаганде творчества наших поэтов.
IV стадия работы над проектом
Актуальность
Жизнь любого населенного пункта похожа на
жизнь отдельного человека: годы молодости и
зрелости, расцвета и забвения, какие-то важные и
незначительные события – все это и есть
биография. Есть она и у нашего села, которая
складывается из жизненного опыта людей, немало
сделавших для его процветания.
Учащимся школы известны знаменитые
односельчане, которые принесли славу селу
благодаря своим трудовым достижениям. Школьники
видят результаты творчества мастеров-умельцев,
однако мало знают о тех, кто творит словом.
Для них, поэтов, стихи – голос души, они
передают ее состояние. Сила творчества возвышает
их над нами, помогает разобраться в себе и
окружающих людях. Поэзия – спутница в их
повседневной жизни, потому что поэты тоже задают
себе вопрос: «Что делать?»
В нашем селе Азаново несколько самобытных
поэтов, но подрастающее поколение не знает своих
талантливых земляков, поэтому мы считаем, что
проект «Стихи – голос души» является
актуальным и своевременным. Школьники нашего
села в процессе работы над проектом получили
информацию о поэтах, собрали материал о них,
ознакомили учащихся школы, прочитали их
творения, наладили сотрудничество. Данная
деятельность способствует развитию у
обучающихся духовности как высшего уровня
нравственно- эмоционального развития человека.
Однако нас беспокоит, что со стихами знакомы
не все азановцы и жители Медведевского района.
Поэтому мы предлагаем издать сборник со стихами
поэтов азановской земли. В него войдут сведения о
поэте, стихотворения, разнообразные по тематике
и жанру. Они увлекут читателей в мир творчества.
Гипотеза
Если мы создадим условия для пропаганды творчества поэтов-земляков, повысится уровень нравственно-эмоционального развития школьника?
Цель проекта: издание сборника, посвященного Медведевскому району, включающего поэтические произведения жителей села Азаново.
Задачи проекта:
- Выявить поэтически одаренных людей нашего села;
- Познакомить учащихся школы с творчеством самобытных поэтов-земляков;
- Создать условия для пропаганды творчества поэтов-сельчан.
- Способствовать развитию духовности как высшего уровня нравственно-эмоционального развития человека.
Информация о различных подходах к решению проблемы:
Во время изучения проблемы издания сборника
выяснилось, что наибольшую трудность составляет
место публикации и финансирование.
Создание сборника способствует развитию
взаимодействия учащихся с общественными
организациями, представителями государственных
организаций и учреждений. В процессе реализации
проекта появится возможность научиться
рекламировать результат работы, разовьет
индивидуальные качества, вовлечет в интересную
социально-значимую деятельность.
Помощь в реализации проекта будут оказывать
директор школы, заместитель по воспитательной
работе, библиотекари школы и села,
учителя-предметники, глава сельской
администрации Видякин А.И.
Для успешного завершения работы над проектом у
нас имеются такие средства, как компьютер,
принтер, сканер, ксерокс, цифровой фотоаппарат и
наше желание.
V стадия работы над проектом
Реализация плана действий
В ходе работы над проектом, мы поняли, что можем познакомить жителей села с поэтически одаренными личностями. Издание сборника послужит материалом для уроков истории и культуры народов, пополнит материалы школьного музея «Логос».
Для этого необходимо:
- Собрать информацию о людях нашего села, пишущих стихи.
- Организовать встречу с поэтами, на которой примут участие 70 человек.
- Провести конкурсы стихов на русском и марийском языках среди учащихся 1-11 классов, посвященные 65-летию Медведевского района, чтецов будет не менее 20 человек.
- Выступить на районном конкурсе чтецов, примут участие не менее двух человек.
- На школьный конкурс «Минута славы» приготовить песню на слова Орехова О.И.
- Создать компьютерную презентацию к песне «Азановский край» Орехова О.И.
- Разработать и создать рекламные буклеты о поэтах-земляках 100 штук.
- Издать поэтический сборник.
- Провести презентацию сборника поэтов-односельчан.
- Выявить новые таланты среди молодежи села Азаново.
Это количественный результат работы по проекту.
Качественный результат проявит себя в условиях активного общения подростков с людьми старшего возраста, у ребят выработается чувство ответственности за себя и других, сформируется культура общения между собой.
Календарный план работы над проектом
№ п/п | Дата |
Мероприятие |
Отметка о выполнении |
1 | Сентябрь 2008 г. | 1. Выявление проблемы, актуальной для
села; 2. Социологический опрос; 3. Поиск материала о поэтах села. |
выполнено выполнено выполнено |
2 | Октябрь 2008 г. | 1. Изучение теоретических вопросов,
связанных со стихотворчеством; 2. Проведение литературного мероприятия «Рождение стиха». |
выполнено выполнено |
3 | Ноябрь 2008 г. | Конкурс чтецов, посвященный Медведевскому району. | выполнено |
4 | Декабрь 2008 г. | 1. Конкурс чтецов на марийском языке; 2. Встреча с Сошиной Н.А.; 3. «Минута славы». |
выполнено выполнено выполнено |
5 | Январь 2009 г. | Создание рекламных буклетов о поэтах (Рисунок 1) | выполнено |
6 | Февраль-март | 1. Систематизация материала для
публикации сборника поэтов с. Азаново; 2. Определение разделов сборника; 3. Разработка дизайна сборника. |
выполнено выполнено выполнено |
7 | Апрель | 1. Сдача собранного материала для
публикации сборника стихов; 2. Публикация сборника стихов «Стихи – голос души». |
выполнено выполнено |
8 | Май | Презентация сборника | выполнено |
Вариант решения проблемы:
- Обратиться к администрации школы, к директору школы с просьбой предоставить мультимедийную технику для реализации проекта.
- Обратиться к администрации поселения с просьбой оказать материальную помощь в публикации сборника.
- Обратиться к коммерческим структурам с просьбой оказать спонсорскую помощь в публикации поэтического сборника.
- Создать электронную презентацию о поэтах.
- Выступить на собрании в школе перед родителями с проектом.
- Использовать собранный исследовательский материал на уроках литературы, истории и во внеурочное время в проведении творческих дел.
Смета расходов
Имеется 35 тысяч: мультимедийная,
множительная техника, цифровой фотоаппарат.
№ п/п | Статья расходов | Кол-во, цена | Сумма |
1 | Шариковые ручки | 5 x 5 руб. | 25 руб. |
2 | Бумага для офисной техники | 1 x 150 руб. | 150 руб. |
3 | Цветная бумага для офисной техники | 1 x 160 руб. | 160 руб |
4 | Типографские расходы | 1585 руб. | 1585 руб. |
Итог | 1920 руб. |
Итого на сумму: 1920 рублей
Достигнутые результаты
- Выявили среди односельчан, пишущих стихи: Киртаева С.С., Голубева А.З., Сошина Н.А., Орехов О.И., Ямбаева Л.Л., Гончарова Л.В.
- Провели встречу с Сошиной Н.А. , на которой она рассказала о том, когда начала писать стихи, где публиковала их, сколько выпустила сборников.
- Провели конкурсы стихов на русском и марийском языках, были прочитаны стихи поэтов Медведевского района и села Азаново.
- На районном конкурсе чтецов было прочитано стихотворение Сошиной Н.А.
- На «Минуте славы» с песней Орехова О.И. «Азановский край» победила группа «АГА» из 9 класса.
- Вахитова Г, Шембулатова А. создали презентацию о с. Азаново.
- Разработан рекламный буклет о поэтах села (Рисунок 2).
- Раздали буклеты родителям, жителям села.
- Разработала дизайн сборника Шембулатова А. (Рисунок 3).
- Систематизировали материал для публикации.
- Создала макет сборника «Стихи – голос души» Шембулатова А.
- Проведена исследовательская работа.
- Выступление на краеведческой конференции с исследовательской работой о поэтах села (Шембулатова А. – руководитель Гончарова Л.В.).
- Сдан сборник для печатания в типографию.
- Напечатан сборник «Стихи – голос души».
- Проведена презентация поэтического сборника.
VI стадия работы над проектом
Устная защита проекта (Презентация)
1-й ученик:
Я не зря себя хвалю,
Всем и всюду говорю,
Что стихи слагать умею:
Вдохновение имею.
Я могу в часок любой
Сочинить вам стих большой.
2-й ученик: Внутри нас сидит «лирик», но не каждому дано найти слова для выражения захватившего чувства.
3-й ученик: Легкое ли это дело – писать стихи? Как рождаются стихи?
4-й ученик:
Рождается внезапная строка,
За ней встает немедленно другая,
Четвертая смеется, набегая,
И пятая, и после, и потом.
Откуда, сколько – я и сам не знаю…
Так льются из души Константина Бальмонта.
1-й: Анна Ахматова считала, что ей «… их кто-то диктует».
2-й: У Пушкина «душа стесняется лирическим волненьем».
3-й: Каждый, кто пишет стихи, по-своему решил для себя, чем является творчество для него: способом выплеснуть на бумагу эмоции, попытки разобраться в себе, или это его призвание.
4-й: Мы, ученики Азановской средней школы, решили узнать, есть ли в нашем селе люди, которые обладают даром слагать стихи.
1-й: Мы провели социалогический опрос и выяснили, что ребята не знают поэтов с.Азаново. Они могут перечислить знаменитых сельчан, которые славились, благодаря своему труду, мастерству. Однако тех, кто творит словом, затрудняются назвать.
1-й: Поэтому ученики 8 и 9 классов разработали проект «Стихи – голос души» о тех, кто передает ее состояние.
2-й: В ходе работы по проекту мы основывались на различные законы. По «Конвенции о правах ребенка» мы имеем право свободно выражать свое мнение, искать, получать информацию.
3-й: В конституции Российской Федерации прописано право на участие в культурной жизни. Другие законы дают право на свободу выражения собственных мнений и убеждений.
4-й: От наших действий зависит, как будет реализовываться программа. Мы выдвинули гипотезу: «Если создадим условия для пропаганды творчества поэтов-земляков, повысится уровень нравственно-эмоционального развития школьника»?
1-й: Наша цель достигаема.
2-й: Задачи выполняемы.
3-й: Наибольшую трудность вызывает финансирование издания сборника. У нас имеется 35 тысяч. Это мультимедийная техника. Необходимо еще 1920 рублей. На типографские расходы.
4-й: Работая над проектом, мы поняли, что можем познакомить жителей села с поэтически одаренными личностями.
1-й: Сборник со стихами поэтов-сельчан нужен!
2-й: Для осуществления цели было многое сделано.
3-й: Собран материал о поэтах азановской земли.
4-й: Проведена встреча с поэтессой села.
1-й: Прошли школьные конкурсы чтецов.
2-й: Выступили на районном конкурсе чтецов со стихами поэтессы села.
3-й: Исполнили песню «Азановский край» на стихи нашего поэта и создали видеоклип к песне.
4-й: А эти слова разве не прекрасны? Это сочинили наши односельчане, простые люди:
1-й:
Себя любите и свое село,
Детей, мужей, соседей и природу.
Пусть красота, как волшебство,
Подарит радость и свободу.
2-й:
Хотя грибов нашла я мало,
Пришла довольная домой.
Как хорошо в лесу осеннем
Бродить средь елочек одной.
3-й:
Поро мутым ит чамане-
Илыш вийым веет пуа.
Осал мут ден ит каласе –
Чонышкет осал пура.
4-й:
В мире очень много дорог
Люди добрые нам открыли.
Средь сует, бедноты и тревог
За себя нас бороться учили.
Я уверена точно в одном:
Добрых больше, чем злых, завидущих,
И обидно становится вдруг,
Что один хлеб едим насущный.
1-й: Разработали и раздали жителям села рекламный буклет о поэтах села.
2-й: Обращались со своими просьбами.
3-й: Дальнейший вариант решения проблемы прост: познакомить с творчеством поэтов азановской земли после публикации сборника не только жителей села, но и района.
4-й: Тогда душа запоет. Стих зазвучит.
1-й:
Права Анна Ахматова:
Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда.
Как желтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда.
2-й:
Сердитый окрик, дегтя запах свежий,
Таинственная плесень на стене…
И стих уже звучит, задорен, нежен,
На радость вам и мне.
Библиография:
- Проектная деятельность в образовании: Методические рекомендации/ Авт.-сост. С.А. Домрачева. – Йошкар-Ола: ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования», 2007
- Сергеев ИС. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – 4-е изд., исп. И доп. – М.: АРТИ, 2007