Пояснительная записка
В первом полугодии в 5-м классе начинается
изучение изобразительного искусства, в курсе
которого рассматривается умения обучающихся
выявлять в произведениях народных
художественных промыслов связь конструктивных,
декоративных и изобразительных элементов,
единство материала, формы и декора. Тема Народные
праздничные обряды является итоговой в
первой четверти. Главная трудность
заключается в том, что она изобилует новыми
терминами, включает большой по объему
фактический иллюстративный материал, а также
рассчитана на умения обучающихся составлять
панно, открытки, коллажи.
Весь курс обучения в 5 классе посвящен
изучению декоративно-прикладного искусства в
жизни человека. На первом уроке идет
знакомство с древними образами в народном
искусстве, на втором знакомство с убранством
русской избы и её внутренним миром. На
последующих уроках дети знакомятся с
конструкцией и декором предметов народного быта,
русской народной вышивкой, народным праздничным
костюмом. Обобщающим уроком четверти является
итоговый урок по теме Народные праздничные
обряды, на который отводится один час. Дети
должны в конце четверти получить полное
представление о древних корнях народного
искусства и выполнить панно или открытку,
коллаж. Чтобы урок был более интересен
допустимо использование инновационных
технологий, что вызывает активный интерес к
творчеству. Материал урока позволяет
вырабатывать навыки и умения выполнять
рождественскую открытку, развивает эстетический
вкус, интерес к истории народного творчества.
Предлагаемый вашему вниманию план – конспект
включает в себя подробное описание деятельности
педагога и обучающихся на каждом этапе урока. В
плане показано использование приемов развития
умений обучающихся работать в группах
индивидуально и создавать открытку,
исполнять игровое пение закличек. К
плану-конспекту прилагается УМК ученика, который
содержит план работы в группах, текст
стихотворения, русских пословиц о Рождестве,
словарные слова, шаблоны фигур ангелов.
Тема урока: Народные праздничные обряды. Рождество Христово.
Цель: ознакомление учащихся с народными христианским праздником – Рождеством Христовым и его историей.
Задачи:
- Образовательная: познакомить обучающихся с христианским праздником и его историей.
- Развивающая: научить выполнению открытки.
- Воспитательная: прививать любовь к народной культуре, ее традициям и обычаям.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Форма урока: урок-практикум.
Место урока: восьмой обобщающий урок первой четверти.
Словарная работа:
- Открытка – это почтовая карточка для открытого (без) конверта письма с художественным изображением.
- Колядка – это песня, исполняемая во время обряда коляды.
- Коляда – это старинный рождественский и святочный обряд – хождение по домам с поздравлениями и песнями.
- Сочельник – это сложенная в форме пирожка лепешка с начинкой (сочень с творогом).
- Икона – предмет коленопреклонения, живописное изображение Бога.
Оборудование:
- Библия [Текст]. – Международный издательский центр православной литературы, М.:1995. – 1371с.
- рисунки – образцы с образами ангелов;
- рушник;
- икона Божьей матери;
- подсвечник со свечой;
- гирлянды для украшения кабинета;
- снежинки из бумаги;
- пословицы о Рождестве;
- музыкальное сопровождение (классическая музыка, колокольный звон).
Оснащение для обучающихся:
- фломастеры;
- гелиевые ручки;
- простой и цветные карандаши;
- новогодние аксессуары;
- клей;
- шаблоны фигурок ангелов;
- бумага;
- заготовки открыток с текстом рождественской песни;
- русские народные костюмы;
- крупа гречневая для обряда Колядования.
Оформление доски: дата, тема урока, домашнее задание, словарные слова, пословицы, рисунки с образами ангелов.
На столе обучающихся: учебно-методический комплекс.
ХОД УРОКА
Деятельность педагога | Деятельность обучающихся |
УЭ-1 Мотивация учебной деятельности обучающихся – Здравствуйте, ребята |
Дети входят в класс под звон колокола |
УЭ-2 Актуализация темы урока Учитель музыки: |
Ученики читают стихи |
УЭ-3 Учитель музыки: |
Учащиеся рассматривают текст песни |
УЭ-4 Знакомство с открытками Учитель ИЗО: |
Учащиеся рассматривают репродукцию картины А. Иванова Явление Христа народу |
УЭ-5 Практическая работа Учитель ИЗО: |
Учащиеся работают над изготовлением открытки, используя шаблон |
УЭ-6 Обобщение и систематизация знаний Подведение итогов урока 1. Чьи работы понравились? |
Учащиеся отвечают на вопросы учителя |
УЭ-7 Рефлексия – Какое настроение Вы получили от творческой
работы? |
Учащиеся отвечают на вопросы учителя |
УЭ-8 Домашнее задание Дома можно доделать открытки и подарить их
близким. – Спасибо за урок! |
Учащиеся прослушивают информацию о домашнем задании |
Литература для учителя:
1. Горяева Н.А., Островская О.В.
Декоративно-прикладное искусство в жизни
человека [Текст]: / Н.А.Горяева, О.В.Островская. –
М.: Просвещение, 2008. – 192с.
2. Вострикова И.Т. Формирование
художественной культуры учащихся средствами
интеграции искусств [Текст]: / И.Т.Вострикова. –
Кемерово, 1997. – 92с.
3. Рождественская новогодняя открытка [Текст]:
// Мурзилка, 2007. №12 – 23с.
4. Красота своими руками [Текст]: // Юный художник.
– 2005. – №6. – 48с.
5. Эстетическое воспитания школьников на
занятиях кружка декоративно-прикладного
искусства [Текст]: // Воспитание школьников. – 2003.
– №8. – 32 с.
6. Хворостов А.С. Декоративно-прикладное
искусство в школе [Текст]: /А.С. Хворостов. – М.:
Просвещение, 2002. – 300с.
Приложения:
Приложение 1 Словарные слова
Приложение 2 Текст
стихотворения «В Сочельник…»
Приложение 3 Пословицы о Рождестве
Приложение 4 Песня. С Рождеством
Христовым
Приложение 5 Песня
Рождественское чудо
Приложение 6 Репродукция иконы А.
Рублева. Троица
Приложение 7 Репродукция иконы
Воскресение
Приложения 8 Древняя фреска. Ангел
Приложение 9 Шаблоны образцов
ангелочков