Два мира есть у человека:
Один – который нас творил,
Другой – который мы от века
Творим по мере наших сил.Н Заболоцкий.
Цель: Организовать мероприятия, побуждающие ребенка и родителей к творческому самовыражению, поддерживанию традиций семьи.
Задачи: Познакомить детей и родителей с этапами проведения семейных праздников, играми для всей семьи. Воспитывать интерес и желание продолжить семейные традиции, принимать участие в семейных праздниках. Заложить основу традиций заседания «Семейного клуба».
Срок реализации – в течение года.
Родина, отечество… в корнях этих слов близкие
каждому образы: мать, и отец, родители, те, кто
дает жизнь новому существу. Суть патриотического
воспитания состоит в том, чтобы посеять и
взрастить в детской душе семена любви к родной
природе, к родному дому и семье, к истории и
культуре страны, созданной трудами родных и
близких людей, тех, кого зовут
соотечественниками. Наследование ценностей
родной культуры в дошкольном возрасте – это есть
естественный и верный способ патриотического
воспитания, воспитания чувства любви к
Отечеству. Культурное наследие народа –
огромное богатство, которым каждому ребенку и
взрослому нужно научиться правильно
распоряжаться, владеть им так, чтобы сохранить и
приумножить, воплотив его в сокровище своего
внутреннего мира, своей личности, в дальнейшем
творческом созидании. Успех патриотического
воспитания наших детей во многом зависит от
родителей, от семьи, от той атмосферы, которая
царит дома и в детском саду.
Многовековая история человечества
свидетельствует, что любая цивилизация
выдерживала самые суровые испытания, пока были
живы традиции, пока не оскудела историческая
память.
У каждой семьи есть свои традиции, свои семейные
обряды, свой исторический эпос и материальная
культура. Семья является для ребенка первым и
ближайшим к его практическому и духовному опыту
человеческим сообществом, в котором все его
члены связаны кровным родством и где самым
глубинным образом, непосредственно в постоянном
семейном общении традиционные ценности народа
передаются от одного поколения к другому. Именно
с помощью загадок наши предки учили своих
детей видеть мир и его составные части (Приложение 1). Игры в
народной культуре помогали освоению мира,
социальных отношений людей через целостный
художественный комплекс, сочетающий в себе
пластическое движение, пение, речь, традиционное
ролевое поведение персонажей; учили выстраивать
и соблюдать отношения между участниками игры на
основе правил, которые уважались всеми (Приложение 2). Наши предки
широко использовали народный фольклор –
это игра на народных инструментах и произведения
поэзии пестования – колыбельные, песни,
потешки, прибаутки (Приложение
3).
В семье родители поддерживают интерес детей к
прослушиванию музыкальных произведений. Вместе
с родителями дети могут принимать участие в
инсценировках, театральных постановках,
литературно-музыкальных композициях. Не менее
важно в семье поощрять певческие проявления.
Направлять интересы детей на исполнение песен,
доступных по содержанию и музыкальному языку
(небольшие по объему, ярки мелодии, удобный
диапазон). Как можно чаще устраивать семейные
дуэты (с мамой, папой, бабушкой и дедушкой), что
способствует взаимопониманию и формирует любовь
к пению и песням. Поддерживать интерес к
музыкально-двигательной деятельности детей и
как можно чаще создавать ситуации для
танцевальных импровизаций.
Эффективная форма общения взрослых и детей
являются праздники.
Праздник – это:
- встречи и общение взрослых и детей,
- проведение игр, развлечений, которые можно использовать и дома и в саду,
- получение ребенком социального опыта общения со своими родителями, другими детьми и взрослыми в особой праздничной обстановке,
- торжество, радость, веселье, которое разделяют и взрослые и дети.
Пройдут годы, дети забудут музыкальные
произведения, которые звучали на празднике,
танцы которые они исполняли и многое другое. Но
они навсегда в своей памяти сохранят тепло
общения, радость сопереживания, которое они с
собой силой смогли ощутить именно рядом со
своими родными и близкими.
Я предлагаю Вам примерные темы мероприятий,
которые вы можете использовать дома с детьми для
развития семейных традиций:
- Мир вокруг дома (мир природы и людей в их единстве).
- Строим дом (обряды и обычаи строительства старинного дома).
- Мой дом (интерьер дома).
- Кто живет в нашем доме (состав многопоколенной семьи).
- Имя – великое сокровище (знание своего имени и имен своих родственников).
- За семейным столом (старинные традиции застолья – способ укрепления семьи).
- У колыбельки (колыбельные песни; нежные взаимоотношения матери и ребенка: любовь как основа семьи).
- Готовим наряды к празднику (украшение помещения, изготовление костюмов).
- Игры (народная детская игровая культура).
Приложение 4.
Приложение 5.
Приложение 6.
Используемая литература:
- Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду, 2003г.
- Петрова В.И. Нравственное воспитание в детском саду /Программа и методические рекомендации/, 2006г.
- Зацепина М.Б. Народные праздники в детском саду, 2006 г.
- Журналы «Музыкальный руководитель» 2006-2008 гг.
- Журналы «Воспитание дошкольника» 2000-2008 гг.
- Журналы «Ребенок в детском саду» 2001-2008 гг.
- Чайковский П.И. Детский альбом (слушание музыки).
- Загадки, игры, потешки, пестушки, песни.