Внеклассное мероприятие по теме профориентации. Проект на тему "От школьного порога…"

Разделы: Внеклассная работа


Цель: Помочь учащимся сформировать жизненную позицию, необходимость самовоспитания, адаптироваться за школьным «порогом».

Задачи:

  1. Формировать у учащихся мысли о необходимости самовоспитания.
  2. Заострить внимание на выборе положительного идеала на пути к самосовершенствованию;
  3. Показать на примерах жизненно важную ценность правильно сделанного выбора;
  4. Развивать интерес к исследовательской деятельности, умение строить беседы, дискуссии;
  5. Воспитывать чувство самоуважения, уважительное отношение к собеседнику, к мнению окружающих;
  6. Учить анализировать поведение своих товарищей, адекватно оценивать свои поступки.
  7. Смоделировать некоторые действия, связанные с достижением различных жизненных благ и ценностей.

Содержание:

  1. Час анализа.
    1) «Расскажи мне обо мне».
    2) «Узнай самого себя»
  2. Работа с психологом:
    • провести диагностику профессиональной направленности;
    • выявить уровень сформированности самооценки, тревожности.
  3. Пресс-конференция. Встреча с выпускниками школы. «Взгляд со стороны».
  4. Информ-дайджест «Что я знаю о профессии, которой хочу посвятить свою жизнь».
  5. Час добрых советов. «Тебе в дорогу жизни». (инструкция-путёвка, советы выпускнику).
  6.  Встреча с интересным человеком. Директором школы, Сидоренко Аллой Алексеевной. «Моя большая любовь – любовь к детям».
  7. Круглый стол. «Дороги, которые мы выбираем».

Введение.

Идея возникновения данного проекта родилась в нашем классе неслучайно. Проводя как-то вечер воспоминаний: «Какими мы были», мы невольно поймали себя на мысли: «а какими мы будем? Что ждёт нас после окончания школы?» Ведь уже сейчас нужно задуматься: а кем я буду?

Заинтересовала нас жизнь наших выпускников. Было ли им трудно после окончания школы? Все ли их мечты сбылись? Не жалеют ли они о выбранном пути – профессии? И много, много других вопросов.

Захотелось нам узнать как можно больше о людях, которые самостоятельно добились в жизни всё сами. Что необходимо в себе воспитать, чтобы быть успешным человеком? Встретиться с этими людьми, спросить совета и просто набраться жизненного опыта.

Основная цель данного проекта – помочь нам, ученикам, найти дальнейший путь в жизни, не ошибиться и не сожалеть, не растеряться в большом жизненном пространстве. Научиться быть не самоуверенными, а уверенными в себе людьми.

Первый шаг был сделан – вызванный интерес, заинтересованность в завтрашнем дне.

Вторым шагом было составление плана, то есть содержание нашего проекта. В него мы внесли всё то, что считали необходимым для того, чтобы правильно сделать свой выбор, свою дальнейшую судьбу. Мы уже сейчас осознали, как важно выбрать правильный путь, чтобы жить достойно и счастливо, чтобы создать крепкую семью, чтобы нашим детям жилось намного лучше, чем нам.

Проектная деятельность является одной из форм воспитательной работы и занимает достойное место в системе её организации. Наш проект построен по технологии коллективно творческой деятельности. На наш взгляд технология КТД как нельзя лучше способствует развитию духовно-нравственного начала в воспитанниках.

КТД позволяет учащимся развивать свои интересы и потребности, развивать интеллектуальные и творческие способности. Данная технология предполагает широкое участие каждого в выборе, разработке, проведении и анализе коллективных дел.

Предполагается, что в процессе данного проекта ребята ещё больше приобретут навыки общения, научатся самостоятельно работать, делить успех и ответственность с другими, узнают много нового друг о друге, о людях, с которыми встретятся. В процессе общей работы происходит взаимодействие людей разных возрастов, старшие помогают младшим; младшие учатся у старших.

Вот таким мы видим наш проект.

Мы не знаем пока, что у нас получится, но одно мы знаем уже сейчас и точно, какими бы мы себя не видели за порогом школы, какую бы профессию мы не выбрали – главное оставаться везде и всегда человеком. Пожелаем себе удачи в правильности выбора жизненного пути.

Час анализа. Расскажи мне обо мне.

Цель: Выявить мнение учащихся друг о друге. Побудить учащихся к критическому рассмотрению достоинств и недостатков своих одноклассников. Развивать умение объяснять собственную точку зрения, формировать культуру принятия иной позиции.

Процедура выполнения задания.

Воспитатель предлагает учащимся принять участие в творческом задании – написать друг о друге рассказ, где необходимо отразить и положительные и отрицательные качества того, о ком пишешь.

Главный секрет задания состоит в том, что никто не будет знать, кто о ком пишет, кроме воспитателя.

Рефлексия.

Проводится через несколько дней после выполнения задания. воспитатель зачитывает характеристики – рассказы, а учащимся даётся возможность узнать самих себя и высказать своё несогласие с теми моментами, которые «затронули». Также предоставляется возможность другим дополнить данные характеристики, высказать как позитивные, так и негативные черты характера данного объекта.

Заключение.

Ребята! Я надеюсь, что данное задание раскрыло Вам новые стороны друг друга. Стремитесь быть лучше, работайте над собой, идите к вершинам самосовершенствования. И постарайтесь не забывать очень простой истины: «если хочешь, чтобы уважали и ценили тебя, научись ценить и уважать других».

Пресс-конференция. «Взгляд со стороны».

Цель: Познакомить воспитанников с жизнью выпускников, тем самым, мотивировать их на самосовершенствование, стремление «быть лучше». Развивать познавательный интерес, творчество, культуру общения.

Оборудование: плакат с названием пресс-конференции, медали – подарки гостям. Столы расставлены над плакатом и за ними рассажены выпускники. Участники пресс-конференции в роли журналистов сидят в непринуждённой обстановке.

Подготовительная работа:

  1. упражнение «Интервью в парах» с целью:
    • способствовать развитию умения задавать вопросы, внимательно слушать, сообщать информацию о человеке, не искажая её;
    • способствовать развитию умения налаживать контакт, слушать внимательно другого человека;
    • стимулировать речевые умения учащихся, наблюдательность. (Н.И. Дереклеева Игровые задания. «Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроке и во внеклассной работе». Упражнение 59, стр. 84).
  2. Мозговой штурм с целью составления вопросов для встречи с выпускниками.

1 вопрос – Едакина Настя. Уважаемые гости пресс – конференции! Наш класс работает над проектом «От школьного порога», данный проект направлен на то, чтобы помочь нам определиться в дальнейшем. У меня вопрос ко всем выпускникам. Как Вы выбрали свою профессию, чем она Вас привлекла?

2 вопрос – Терентьева Лена. У меня так же вопрос ко всем гостям. Трудно ли выходить из школы, где мы живём на всём готовом, многие наши проблемы решают за нас директор и воспитатель, в «большую жизнь»? Что было для Вас самым трудным?

3 вопрос – Агарёва Оля. Мне так бы хотелось услышать мнение всех гостей. Что нужно в себе воспитать, чтобы, выйдя из школы не «растеряться»?

4 вопрос – Кошелева Таисия. Чему самому главному Вы научились в школе, и это Вам помогло за школьным порогом?

5 вопрос – Чумыхин Сергей. Какие трудности были при поступлении в учебные заведения? Какой совет Вы нам можете дать, чтобы избежать ваших ошибок?

6 вопрос – Артищев Саша. Не разочаровались ли Вы в выбранной вами профессии?

7 вопрос – Чебаков Вася. У меня вопрос к Пестовой Наташе. Вы закончили педагогический институт по специальности учитель физической культуры, но мы знаем, что работаете Вы не в школе. Почему Вы сменили род деятельности? Где Вы работаете и в чём заключается Ваша трудовая деятельность?

8 вопрос – Едакина Настя. У меня вопрос к Чураковой Яне. Вы работаете и учитесь. Трудно ли совмещать одно с другим?

9 вопрос – Булдакова Аня. У меня вопрос к Горбову Витали. Я знаю, что Вы работаете на радио. Интересно, как Вы туда попали? Кто помог? Чем нравится эта работа?

10 вопрос – Рокунова Ксения. У меня вопрос к Горбову Витали. Я знаю, что Вы хотели поступать в институт Культуры, почему выбрали другой путь? Принимаете ли Вы участие в общественной жизни вашего учебного заведения и что было самым ярким и запоминающимся в вашем творчестве?

11 вопрос – Сибекина Люда. У меня вопрос ко всем? Что Вы можете вспомнить из школьной жизни, какая была история или случай, который Вам запомнился больше всего?

12 вопрос – Смолина Настя. Трудно ли сдавать экзамены в школе? Какой совет можете нам дать по подготовке к экзаменам?

13 вопрос – Ченченко Юля. Чем увлекались в школе и пригодилось ли Вам это в студенческой жизни?

14 вопрос – Артищев Саша. У меня вопрос ко всем. Какой предмет был самым любимым в школе и почему?

15 вопрос – Рокунова Ксения. Будучи выпускниками и учась в вузах, чтобы Вам хотелось изменить в школе и почему?

16 вопрос – Едакина Настя. Назовите учителя, встречи с которым Вы не забудете никогда и почему?

17 вопрос – Терентьева Лена. Дружный ли был Ваш класс? Встречаетесь ли Вы со своими одноклассниками? Кто Вас разочаровал или наоборот удивил и почему?

Ход пресс-конференции

Воспитатель: Ребята! Сегодня мы проводим пресс – конференцию с нашими выпускниками. Совсем недавно они были на Вашем месте – учениками нашей школы.

Уважаемые гости! Мы очень рады видеть Вас в стенах нашей школы. Вы всегда здесь желанные гости.

В своё время Вы внесли неоценимый вклад в развитие культурной и спортивной жизни нашей школы.

Пестова Наташа, выпускница 2003 года. Наташа первый помощник директора в школьном самоуправлении. Самостоятельная, исполнительная, ответственная девушка на которую могли положиться, начиная от воспитателя и заканчивая администрацией школы во всех поручениях. Очень любила спорт – входила в сборную школы по баскетболу.

Горбов Виталя, выпускник 2004 года. Это был инициатор, организатор и участник всех школьных и классных мероприятий. А каким он был ведущим! До сих пор мы вспоминаем его на сцене. Ни одно мероприятие не проходило без его участия. Начиная с пятого класса, он возглавлял культурно – массовое направление школьного самоуправления.

Чуракова Яна, выпускница 2005 года. Это была настоящая фанатка спорта. Каждую свободную минуту она проводила в спортивном зале. Среди одноклассников была лидером, к её мнению прислушивались. Была первым помощником воспитателя.

Очень приятно, что Вы наши выпускники. Такие ребята надолго остаются в сердцах учителей и воспитателей.

Спасибо, что несмотря на занятость, Вы всегда готовы помочь нам, школе.

Сегодняшняя встреча очень важна моим ребятам. Многие из них уже выбрали свою дальнейшую дорогу, некоторые ещё в раздумьях.

У ребят есть к Вам вопросы, которые их волнуют, как будущих выпускников.

Очень хочется надеяться, что Вы им поможете, дадите правильный совет.

(Участники пресс-конференции задают вопросы выпускникам, которые были составлены заранее, в ходе мозгового штурма).

Заключение.

Вот и подошла к концу наша встреча. Спасибо Вам дорогие гости, что откликнулись и приняли участие в нашем проекте. Ваши рассказы и пожелания будут нами учтены. Надеюсь, что мои воспитанники сделали для себя определённые выводы из этой встречи.

Вам мы желаем успехов в учёбе, работе. Не забывайте нас, мы всегда рады знать, как складывается жизнь наших выпускников.

Примите от нас эти скромные подарки в знак уважения, благодарности и напоминания о нашей встречи.

(Воспитанники вручают подарки).

Всего Вам доброго, ребята!

Что я знаю о профессии, которой хочу посвятить свою жизнь.

Форма: информ-дайджест.

Цели:

  • Познакомить с результатами диагностики профессиональной направленности.
  • Развивать познавательный интерес, потребность в знаниях, коммуникабельную культуру учащихся.
  • Развивать умения учащихся составлять доклады и умение презентовать их другим слушателям.

Подготовительная работа.

По результатам диагностики профессиональной направленности Е.Н. Климова мы выявили, к каким типам профессиональной направленности относятся ребята в нашем классе.

Тип «Ч-П.» - в нашем классе выявлен у двух человек (Едакина Н., Терентьева Л.), но у этих ребят преобладает больше другой тип и полностью отсутствует интерес к профессиям данного типа.

Тип «Ч-Т» - выявлен у всех шести мальчиков в нашем классе. К этому типу относятся профессии: автослесарь, водитель, сварщик, механик.

Тип «Ч-Ч» - выявлен у 6 человек ( Агарева О., Сибекина Л., Смолина Н., Терентьева Л., Ченченко Ю., Кошелева Т.). К этому типу относятся профессии: врач, учитель, продавец, воспитатель, сфера обслуживания).

Тип «Ч-З.С.» - выявлен у двух человек, но не является преобладающим и как оказалось в классе нет ребят, которые бы хотели выбрать профессию из данного типа.

Тип «Ч-Х.О.» - выявлен у четырёх человек (Булдакова А., Рокунова А., Хабибулина С., Едакина н.). к данному типу относятся профессии: фотограф, архитектор, режиссёр, актёр, художник – оформитель.

Задание: ребята разделены на группы по типам профессий. Нужно подготовить сообщение о данном типе и о профессии, которую выбрали. В сообщении должны быть отражены следующие параметры:

  • общая характеристика типа профессии;
  • какими качествами должен обладать человек данной профессии;
  • в чём заключается работа по данной профессии;
  • где можно получить данную профессию.

Ход проведения информ-дайджеста

Ребята! Среди десятков, сотен, тысяч принимаемых человеком решений ни одно не может сравниться по своему значению, по роли, по влиянию на судьбу с выбором профессии.

Основным условием в современном обществе для успешного применения своих сил, склонностей, способностей является высокий уровень образованности и компетентности. Только в процессе творческого применения своих знаний человек получает моральное удовлетворение, растёт духовно, живёт счастливо.

Стихийность выбора профессии нередко приводит к неудовлетворённости человека своим существованием, работа становится в тягость, непосильным бременем; иногда она приводит к профессиональному заболеванию, ввергает в депрессию, стрессовое состояние или приводит к нервным заболеваниям.

Мне очень хочется надеяться, что ваш выбор обдуманный. Давайте заслушаем Ваши сообщения о тех профессиях, которые Вы выбрали, как путь вашей дальнейшей жизни.

(Учащиеся презентуют свои сообщения).

Заключение.

Ну что же Вы неплохо потрудились. Молодцы!

Надеюсь, что выбор сделанный Вами обдуман и Вам не придется сожалеть, что именно такую профессию Вы выбрали, хотя у Вас ещё впереди два года учёбы в школе и они могут многое изменить и дать Вам возможность переосмыслить Ваш выбор.

Я же хочу Вам напомнить, что воплощение в жизнь любой цели требует от человека полной самоотдачи, напряжения физических и психических сил. Однако следует помнить о моральной и душевно – нравственной стороне бытия. Жить в согласии с самим собой.

Всего Вам доброго, успехов!

Тебе в дорогу жизни!

(Инструкция – путёвка. Советы выпускникам.)

Цель: развивать интерес к исследовательской деятельности, учить работать с литературой. Пополнять багаж знаний о «человеческих» качествах, необходимых в жизни.

Подготовительная работа:

Задания учащимся (найти в дополнительной литературе советы – рекомендации, какие бы хотели получить Вы, как выпускники и оставить данные рекомендации для будущих выпускников)

Результат поисковой работы.

Ребята! Каждый из нас – строитель собственной личности. Любой человек способен на многое, если вовремя сумеет заглянуть в себя и увидеть то малое, которое может перерасти в нечто большое и значительное. Не так давно я просила Вас подобрать несколько рекомендаций для выпускников. Данная работа очень важна, т.к. каждый человек, переходя из одного возраста в другой должен закрепить за собой определённый багаж знаний и знать цели дальнейший жизни. Как Вы думаете, что должен знать каждый выпускник, выходя за школьный «порог»? Какие бы Вы рекомендации дали сами себе и другим поколениям выпускников?

Сибекина Люда – мне кажется, что главное, что должен уяснить каждый выпускник – это в любой ситуации оставаться человеком. Человеком, на которого можно положиться, который не подведёт в трудную минуту.

Едакина Настя – на мой взгляд, главное, чем должен владеть каждый выпускник – это:

  • уважать себя;
  • уважать других;
  • уметь нести ответственность за все свои действия.

Терентьева Лена – я считаю, что нужно научиться принимать свои ошибки, в разногласиях бороться справедливо, не переходя на личности.

Артищев Саша – я считаю, что нужно уметь сдерживать свои эмоции, никогда не смеяться над чужими мечтами. Люди, у которых нет мечты, многое теряют.

Агарева Оля – мне кажется, что немаловажную роль играет самостоятельность, это качество нужно в себе воспитать со школьной скамьи, потому что только самостоятельный человек может добиться чего-то в жизни.

Рокунова Ксения – мы работали с группой ребят в библиотеке (Чумыхин С., Чебаков В., Смолина Н., Хабибулина С.) и нашли очень интересный материал – это советы Чарли Чаплина. Мы предлагаем всем с ними ознакомиться т.к. считаем, что данные рекомендации можно взять себе на заметку.

Совет первый – не бойтесь принимать решения и обязательно доводите начатое до конца.

Совет второй – ищите в себе больше положительного и не стесняйтесь это демонстрировать.

Совет третий – не будьте самонадеянны и не бойтесь задавать вопросы.

Совет четвёртый – ищите в себе интерес к различным делам и пробуйте себя в них.

Совет пятый – не предъявляйте к себе невыполнимых требований, но при этом стремитесь к покорению новых высот.

Совет шестой – прислушивайтесь к себе и изучайте себя. Это даст вам силы двигаться вперёд.

Совет седьмой – четко определяйте свои достоинства и недостатки. Это способствует успеху.

Совет восьмой – научитесь радоваться каждому прожитому дню и учитесь извлекать уроки из каждого прожитого дня.

Совет девятый – любите людей, и они ответят вам тем же.

Едакина Настя – перелистывая в библиотеке дополнительную литературу, я нашла очень интересные, на мой взгляд, проникновенные, полные глубокого смысла слова Киплинга. Мне кажется, что данную «заповедь» должен знать каждый выпускник школы, т.к. в ней кроются очень мудрые слова.

(Зачитывает стихотворение Р.Киплинга «Заповедь»)

Заключение.

Ну что же, я очень довольна Вашей работой! Очень правильные и мудрые советы Вы подобрали. Главное их теперь не забыть, а идти с ними по жизни.

Нашему обществу нужны высококвалифицированные высокообразованные труженики, и оно стремиться создать все необходимые условия для их подготовки. Человек, в свою очередь, обогащает общество своим трудом. Эта взаимосвязь необходима и неоспорима. И в своей жизни, и в труде человек хочет быть счастливым. Другое дело, что каждый понимает счастье по – разному. Поэт Эдуард Асадов сказал по этому поводу:

А счастье бывает просто
Очень разного роста –
От кочки и до Казбеке,
В зависимости от человека.

Вам, ребята, молодым, умным, смелым и настойчивым, должна покориться жизнь и принести успех, признание и огромное чувство радости и удовлетворения от того, что вы будете делать для себя и людей. Главное, как Вы уже сегодня говорили, не потерять своё лицо, гордо нести звание – «я человек»!

Встреча с интересным человеком – директором школы, Сидоренко Аллой Алексеевной. «Моя большая любовь – любовь к детям».

Цель: учить «брать положительное» от встречи с людьми разных профессий, развивать интерес к людям разных профессий, убеждать в важности самопознания для успешного решения жизненных вопросов, повышать навыки общения, развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся.

«Любимые дети не бывают сиротами».
/В.П. Астафьев/

 «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».
/Л.Н. Толстой/

Подготовительная работа: проведён «мозговой штурм», где ребята составили вопросы, которые их интересуют при встрече с Аллой Алексеевной по становлению на жизненный путь.

1 вопрос: Едакина Настя. Во-первых, от имени всех ребят я хочу поблагодарить Вас, что вы нашли время встретиться с нами. Мы знаем, что день директора расписан по минутам и каждая минута Вашего рабочего дня посвящена заботе о нас, о школе. Мы очень рады, что у нас появилась возможность узнать о Вас, спросить Вашего совета.

Нам хочется узнать, где Вы родились? Кем были Ваши родители?

2 вопрос: Рокунова Ксения. Алла Алексеевна, скажите, пожалуйста, как Вы выбрали свою профессию и не сожалеете ли Вы о выбранном профессиональном пути?

3 вопрос: Чумыхин Сергей. Алла Алексеевна, какие качества помогли Вам добиться того, что Вы имеете, и какой бы совет Вы могли дать нам?

4 вопрос: Терентьева Лена. Алла Алексеевна, Вы всегда удивляете нас своей работоспособностью. Каждое школьное собрание Вы предлагаете новые для улучшения нашей жизни. Есть ли у Вас мечта, которую Вы ещё не реализовали?

5 вопрос: Сибекина Люда. Алла Алексеевна, все дела, за которые Вы берётесь, заканчиваются всегда успехом, поделитесь с нами секретом Вашего успеха? Что Вам помогает?

6 вопрос: Агарёва Оля. Алла Алексеевна, расскажите, пожалуйста, какой был самый интересный и запоминающийся случай в Вашей педагогической практике?

7 вопрос: Артищев Саша: Алла Алексеевна, Что Вы больше всего цените в людях?

8 вопрос: Чебаков Вася: Алла Алексеевна, я, может быть, задам не совсем относящийся к теме вопрос, но мне очень интересно, что для Вас счастье?

9 вопрос: Булгакова Аня. Алла Алексеевна, какое учебное заведение Вы окончили, и что было самым трудным за время учёбы?

10 вопрос: Едакина Настя. Алла Алексеевна, мы знаем, что Вы гордитесь нашими выпускниками, но были ли случаи, когда Ваши выпускники Вас разочаровывали?
 
Ход встречи.

Вступительное слово воспитателя.

Добрый день, уважаемые гости нашей встречи!

На пороге взросления каждый человек в своей жизни делает два самых главных выбора, от которых в дальнейшем складывается личная жизнь. Это выбор профессии и выбор спутника жизни. Сегодня мы поговорим о первом – выборе профессии.

Сегодня мы находимся в гостях у человека, который как нельзя лучше может поделиться жизненным опытом, поделиться секретом успеха в профессиональной деятельности.

Мы в гостях у директора нашей школы, заслуженного учителя РФ, народного учителя РФ и просто родного и близкого нам человека, Аллы Алексеевны.

С людьми многих профессий можно было бы встретиться и поговорить, но никто не знает наших детей лучше Вас Алла Алексеевна. Никто не найдёт для них таких слов, как Вы, чтобы окрылить, возвысить, чтобы горы захотелось свернуть.

Нашу встречу можно провести под девизом: «Моя большая любовь – любовь к детям». Никто другой, как Вы, Алла Алексеевна знаете настоящую цену этому чувству – любви, любви к детям. Поэтому именно с Вами нам захотелось встретиться и задать интересующие нас вопросы, как выпускников, стоящих перед выбором профессионального пути.

(Вопросы учащихся).

Заключение.

Алла Алексеевна! Большое Вам спасибо за эту теплую встречу, за советы, которые Вы нам дали. Мы от всего сердца желаем Вам крепкого здоровья, ещё многие, многие годы быть у штурвала нашей школы и одержать ещё ни одну победу в различных конкурсах.

А Вам ребята, я хочу сказать, какую бы Вы профессию не выбрали нужно научиться:

  • принимать самостоятельные решения, брать на себя ответственность;
  • проявлять инициативу;
  • критически и правильно оценивать себя и свои возможности;
  • ну и конечно немаловажно – уметь общаться с людьми.

Необходимым качеством любого профессионала являются целеустремлённость и настойчивое желание добиться успеха. В наш век, чтобы не отстать, нужно постоянно двигаться вперёд. Правильно ставить цели и рассчитывать свои силы.

Желаю Вам удачи и успехов во всех Ваших начинаниях!

Дороги, которые мы выбираем.

Форма: круглый стол

Цель:

  • формирование психолого-педагогических условий для повышения уровня социально-психологической адаптации учащихся;
  • развитие у учащихся готовности свободно выбирать тот или иной вариант своего профессионального будущего;
  • пополнить банк знаний о выбранной профессии новой информацией, тем самым повышать интеллектуальный уровень знаний. Особое внимание обратить на те нравственные категории, которыми должен владеть гражданин любой профессии.

Оборудование: плакат с названием мероприятия, эпиграф «Берись за то, к чему ты годен», компьютер, электронная версия презентации «Мир профессий».

Участники круглого стола: воспитатель, классный руководитель, учащиеся 10 класса.

Ход мероприятия.

Вступительное слово воспитателя. Добрый день, участники нашей встречи!

Сегодня мы проводим итоговое мероприятие нашего проекта, которое мы назвали: «Дороги, которые мы выбираем». Дорога – это та деятельность, которой вы будите заниматься всю свою жизнь после окончания школы и профессионального учреждения.

Сложное это дело – профессию выбирать, тем более нелегко сделать это самостоятельно. Наверное, гораздо проще обстоит дело, когда профессию за тебя выбирает кто-то другой, например родители или друзья. Или когда ты просто начинаешь заниматься каким-то делом, которое само «пришло к тебе в руки», не особенно задумываясь, а то ли это, в чем ты сможешь наиболее полно реализоваться. И уже после этого решаешь – на всю жизнь это дело, или так, случайный эпизод. Но проще – не значит лучше. Бывает, что взрослые люди, видящие в юном человеке какие-то дарования, ограничивают ему свободу выбора. например, один, теперь успешный физиолог, в детстве превосходно играл подростка на сцене профессионального театра. Приобрел за этот период очень ценный жизненный опыт. Но учиться потом пошел на медицинский факультет университета, сделав осознанный выбор, основанный на тщательном изучении самого себя. А другой, в детстве очень любил гонять шайбу, и это у него здорово получалось, но родители мечтали видеть его актёром. Он и стал актером, но весьма заурядным. А, возможно, в спорте он бы достиг более значительных результатов…

Я начала с этих жизненных примеров, чтобы заострить Ваше внимание на двух моментах:

  • если жизнь предлагает что-то стоящее, не надо отказываться;
  • для успеха в жизни нужно уметь ориентироваться, представлять направления усилий, наиболее выгодные для реализации своих способностей.

Человек в своей жизни постоянно сталкивается с проблемой выбора. Выбор профессии – одно из наиболее серьёзных, самых важных жизненных решений. Сделав выбор, мы не только определяем основное занятие, на всю жизнь, но и часто определяем этим свой круг общения, стиль жизни, а иногда и судьбу.

Сделать правильный профессиональный выбор, молодому человеку, как правило, не хватает знаний о профессиях, о себе, как субъекту будущей профессиональной деятельности, умение оценивать свои склонности и соотносить с теми требованиями, которые профессия предъявляет работающему. В этом смысле он оказывается социально незащищенным и остается один на один с миром труда, который ему мало знаком. Отсюда и ошибки в выборе профессионального пути.

Помочь каждому из вас подготовиться к своему профессиональному самоопределению – это основная цель нашей с вами работы в проекте «от школьного порога».

Немало было сделано за эти 4 месяца. Давайте вспомним, какую работу проводили, готовясь к этому мероприятию.

(Учащиеся рассказывают о работе над проектом).

1 уч-к. Изучали себя, свои склонности, интересы, определяли характер и особенности поведения в различных ситуациях.

2 уч-к. Провели пресс-конференцию, встречу с выпускниками школы. Выяснили, какие трудности ожидают нас, как выпускников. Чему нужно научиться, будучи школьниками.

3 уч-к. Разработали «инструкцию-путёвку», которую мы назвали «Тебе в дорогу жизни», где попытались дать советы самим себе и другим поколениям выпускников.

4 уч-к. Провели встречу с интересным человеком, директором школы, Сидоренко Аллой Алексеевной. От этой встречи мы взяли очень много: что нужно в себе воспитать целеустремленность, честность, трудолюбие со школьной скамьи; чтобы стать успешным профессионалом своего дела нужно воспитать в себе качества, которые ценятся в любой профессии, будь ты учитель, врач или дворник, это: порядочность, самостоятельность.

5 уч-к. Познакомились с миром профессии, оказалось, что этот мир огромен, он насчитывает более 10 000 профессий, а если учесть еще и специальности, то цифра получается огромная. Узнали, что мир профессий поделён на пять сфер.

6 уч-к. Представляем Вашему вниманию презентацию «Мир профессий»

(См. приложение № 1. Идет демонстрация презентации, которая комментируется учащимися).

Вос-ль. Сделано немало, и все же эта работа не дает уверенности, что выбранные вами «дороги», будут реализованы.

Ребята, согласитесь, что для большинства из нас выбор будущей профессии – это миллион терзаний. И не только для вас, но и для ваших родителей, близких. Мы выслушиваем советы, листаем справочники и никак не можем определиться. А «если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным» - сказал Сенека. Что же необходимо для того, чтобы ветер жизни был не только попутным, но и привел нас в будущем к успеху?

1 уч-к. Надо обязательно тщательно изучить всё многообразие существующих в настоящее время профессий.

2 уч-к. В последнее время учебные заведения проводят дни открытых дверей по оказанию помощи в выборе профессии.

3 уч-к. Я знаю, что нам могут оказать помощь центры профориентации молодежи и психологической поддержки населения.

4 уч-к. Я читала о том, что есть специальные профориентационные пункты, где психологи – профконсультанты дают советы и рекомендации.

Воспитатель. Да, ребята, этот вопрос надо решать серьезно, поэтому необходимо использовать все имеющиеся средства и возможности для того, чтобы сделать правильный выбор. А если говорить об интересах и профессиональных склонностях, так это первое, на что обращают внимание профконсультанты и что они изучают самым тщательным образом.

Мы уже проводили с вами диагностику вашей профессиональной направленности. Все вы знакомы с её результатами, и готовясь к этому мероприятию, вы писали мини-доклады по выбранной профессии, обращали внимание на нравственные категории, которыми должен обладать человек данной профессии.

Предлагаю послушать выступления ребят.

(Выступает 3 группы учащихся с докладами. См. информ-дайджест приложение № 2, приложение № 3, приложение № 4).

Воспитатель. Пройдет совсем немного времени и вы станете выпускниками нашей школы, а поскольку наша школа – школа здоровья, то и модель нашего выпускника несколько отличается от модели выпускника обычной школы. Хотелось бы услышать, какими качествами должен обладать выпускник нашей школы не взирая на то, какую профессию он выбирит.

1 уч-к. Первый показатель модели выпускника школы здоровья – умение ценить и сохранять своё здоровье, умение владеть способами и приемами здорового образа жизни.

В нашем классе высокая мотивация к здоровому образу жизни у Артищева С., Агаревой О. Эти ребята систематически закаляются, бегают, не пропускают учебных занятий по причине простудных заболеваний. Решением актива класса этим ребятам объявляется благодарность «За осознанное выполнение правил здорового образа жизни».

2 уч-к. Второй показатель модели выпускника – познавательная сфера. Высокая познавательная мотивация у Чумыхина С.- матаматика, физика, Терентьевой Л.- биология, химия, математика, Едакиной Н.- биология, история. У этих ребят осознанное желание в повышении своего образования уровня по этим предметам. Они умеют самостоятельно планировать познавательную деятельность и критически оценивать свои результаты.

3 уч-к. Третий показатель модели выпускника – культура чувств. Здесь бы я отметила Артищева С, Терентьеву Л, Сибекину Л., Чебакова В. Эти ребята научились подавлять негативные эмоции положительными чувствами, умеют быть сдержанными, терпимыми, милосердными, прийти на помощь другому.

4 уч-к. Я бы хотела сказать о таком показателе, потребность в самосовершенствовании, самовоспитании, самореализации. Каждый должен сам учиться ориентироваться в условиях современной жизни, а мы пока рассчитываем на школу, учителей, воспитателя. Время у нас ещё есть и потому можно успеть реализовать всем своё САМО.

Воспитатель. Вы раскрыли основные показатели модели выпускника, которые у кого-то выше, у кого-то ниже, но в целом, совокупность этих показателей определяет здоровую, физически, психологически нравственную личность, способную к самореализации.

На протяжении всей нашей работы над проектом меня волновал вопрос, вот вы выбираете профессию, а задумывались ли вы, что такое счастье?

(Много денег, любимая работа, хорошая семья, когда тебя понимают, любимый человек рядом).

Да все это составляющие счастья и одним из них вы назвали - любимая работа. А что значит – любимая работа? (Ответы детей).

Итог: это значит, профессия выбрана правильно и человек ею доволен. Вы, наверное, встречали людей, которым утром не хочется идти на работу, хотя они далеко не лодыри и бездельники. И от них можно услышать: «На работу иду, как на каторгу» или «скорей бы на пенсию».

Почему так происходит? В чем причина такого отношения?

Такое отношение к работе может довести человека даже до болезни. Самое благоразумное в этой ситуации поменять работу, найти свое дело.

Ученик. По этому поводу я бы хотела привести в пример рассказ «О трёх рабочих».

Трое рабочих работали на стройке знаменитого Казанского собора. Когда их спросили, что они здесь делают:

Один ответил: «Не видите, толкаю эту проклятую тачку, чтоб она неладная была.

Другой – «Да вот, на кусок хлеба зарабатываю».

А третий ответил: «Я строю чудо архитектуры - храм».

Вот отношение трёх людей одной профессии к своему труду.

Воспитатель. Заканчивая наш разговор, хочу сказать, выбор профессии является сложным и ответственным моментом в жизни человека.

Выбрать профессию – значит выбрать судьбу.

Вам, ребята, молодым умным, смелым и настойчивым, должна покориться жизнь и принести успех, признание и огромное чувство радости, удовлетворения от того, что вы будите делать для себя и людей.

Выбирая профессию, вы выбираете не только способ, каким будите зарабатывать на жизнь, но и образ жизни. Любое серьезное решение должно строиться продуманно на объективной информации. Хотелось бы пожелать всем удачи. Учитывая все советы, двигайтесь в пространстве профессий не на ощупь и не наугад, а именно в том направлении, в каком пожелаете.

А выбор, остается за вами.