Цель урока:
-
Образовательная
Развивающая:
Воспитательная
Здоровьесберегающая: использование здоровьесберегающих технологий (физкультминутки, смена поз, лечебные упражнения)
Оборудование: магнитофон, иллюстрации животных, сказочных героев, книги для чтения, звуковички, «звуковые лесенки», цветные магниты для звукобуквенного анализа слова, карточки слогов, сигнальные карточки, тексты для чтения, буквы - магниты.
Тип урока:
Изучение нового материала.Ход урока
Этапы урока | Учитель | Ученики |
Орг. момент. | ||
Психологический настрой | - У нас сегодня урок-праздник!
К нам пришли гости. Поздоровайтесь. А гостям принято дарить подарки. Чаша доброты. У: Представьте, что у вас в ладонях любимая чашка, наполненная добротой. У каждого доброта разноцветная. Перед вами стоят пустые чашки, перелейте туда своей доброты, поделитесь ею со всеми. |
Уч-ся имитируют чашку в руках, разливают «доброту» гостям |
Актуализация знаний | Разминка
– Как отличить гласные звуки от согласных? |
В.В. Волина “Занимательное азбуковедение”. |
– Сколько гласных звуков в русском языке? Назовите их. | гласные поём,
шесть: а, о, у, ы, и, |
|
– Какую главную работу выполняют гласные? | образуют слог | |
Сколько в слове гласных,
столько и слогов, Это знает каждый из учеников. – Какими ещё могут быть гласные? – Какой постоянный признак у согласных? – Назовите непостоянный признак согласных? От чего это зависит? |
ударные, безударные
звонкие, глухие, твёрдые, мягкие |
|
– Назовите гласные, которые обозначают мягкость (твёрдость) согласных. | и, е, ё, ю, я
а, о, у, ы, э |
|
У доски 2 уч-ся, остальные на партах | Звукобуквенный анализ слов
цветными магнитами:
Нина Ната Проверка. -Чем особенны эти слова? (имена) – Назовите звуки, которые мы уже изучили. |
На доске звуковички, один из них пустой. |
Постановка общей проблемы | – Что вас удивило?
– Какой возникает вопрос? … – Это вы узнаете, если ответите на следующие вопросы - (на доске иллюстрации животных: коза, кит, кот, волк, жук, лиса) - Как можно назвать одним словом эти картинки? (животные) - Есть ли среди них «лишние»? … |
|
Открытие «новых» знаний
(тема на доску |
- Есть ли повторяющиеся в этих
словах звуки? (к)
– Так какая будет тема нашего урока? – С какой целью мы будем это изучать? Человечек - звуковичок не одет. Какой это звук? Какой буквой он обозначен? Звуки [к], [к'] в словах Звуки [к], [к'] Буквы К, к Научиться читать и писать. |
|
Постановка частных проблем | – Проведём исследование
звуков. Если согласный – бежим по
левой лесенке, если гласный – по правой.
Звук [к], [к'] согласный гласный звонкий ударный глухой безударный твёрдый буква мягкий парный непарный буква |
Таблица-лесенка (на доске) |
Поиск решения | Загадки
– Назовите первый звук в этом слове? Дайте ему характеристику. … |
КОТ (характеристика звука [к]) |
Через море-океан
Плывёт чудо-великан. КИТ– Назовите первый звук в этом слове? Дайте ему характеристику. … – Звуки [к], [к'] можно обозначить буквами К,к. – На что похожа буква К? – “Оденем” нашего звуковичка в учебнике стр. 94. Разукрасим его - А почему он не один? Держит за ручку звуковичка «г»? -В русском языке есть согласные звуки, которые иногда заменяют друг друга в словах. |
КИТ (характеристика
звука [к'])
Звуки [к] [к'] согласные, глухие, твёрдый или мягкий. |
|
-Поэтому их называют ПАРНЫМИ
Игра: “Твёрдый – мягкий новый звук” Кино, кочка, краски, кукла, мама, носки. – Ответили мы на вопросы, которые поставили в начале урока? |
Ставлю звуки в пару
[к] - [г] Называю слова, а дети поднимают зелёный или синий кружок. |
|
Физкультминутка (смена поз) | Музыка – дежурный проводит физминутку | |
Сообщение знания | – Мы поставили перед собой
задачу научиться читать и писать.
Попробуем написать строчную букву – к
– Из каких элементов состоит буква? – В каких буквах эти элементы встречаются? – Напишите букву в воздухе под счёт. Обведите букву на табло. – Найдите лучшую букву. Подчеркните её. |
Наклонная линия до нижней строки, не отрывая руки, ведем вверх по написанному, дойдя до середины, плавно закругляем вправо. Отрываем руку и начинаем писать элемент, похожий на строчную букву г («стульчик») |
Первичное закрепление (Учебник)
Чтение слогов с новой буквой |
Дружат гласные с согласным.
Образуют вместе слог.
– Сравните первый и второй столбики – Прочитайте слоги, которые начинаются со звонкого согласного звука (1 столбик) – Прочтите слоги, которые начинаются с глухого согласного звука (2 столбик) – Прочитайте слоги, где звук [к'] произносится мягко. – Прочитайте слоги, где звук [к] произносится твердо Игра «Подари словечко» (договаривают до слова слоги…) Чтение столбиков. Объяснение смысла слов. 1-й столбик – Прочитайте слова, где есть мягкие согласные звуки. – Прочитайте слова, где есть твердые согласные. – Прочитайте слова, где есть звонкие согласные звуки. – Прочитайте слова, где есть глухие согласные звуки. |
Азбука
Р.Н. Бунеев Е.В. Бунеева О.В. Пронина Стр. 54 |
(рисунок кота на доске) | 2-й столбик
- Найдите слово в этом столбике, похожее на слово из первого столбика (котик) Физкультминутка «Три кота» Шли по крыше три кота, Три кота Василия (Ходьба) Поднимали три хвоста Прямо в небо синее. (Поднимание рук) Сели киски на карниз, Посмотрели вверх и вниз. (Приседание) И сказали три кота: -Красота! Красота! (Хлопки в ладоши) - У кого есть дома котик? - Давайте дадим кличку коту. - Если вы решили завести дома кота, это очень ответственное дело. Надо заботиться о нем, кормить, чистить, гулять. - А знаете ли вы, что в старину люди придумали множество разных примет, выражений, связанных с котом. - Так, например, Жить как кошка с собакой. Как понимаете смысл? (ссориться) Кот наплакал (мало) Черный кот дорогу перейдет (к неудаче) Кошка свернулась колечком (к холоду) - Каких сказочных котов вы знаете? (Матроскин, Леопольд, Кот Котофеевич…) - А сколько веселых стихов написано про котов! (дети – читают) |
|
Котенок
Наш котенок
- Очень интересное стихотворение про кота мы с вами прочитаем завтра. - А знаете ли вы, что на новую букву начинается название нашего края? (Красноярского) Главный город края? (Красноярск) - Кто слышит в своем имени новые звуки [к] [к'] похлопайте в ладоши. (Катя, Вероника, Владик, Ксения, …) |
Карточки - стихи | |
Рефлексия | -Эти аплодисменты всем вам за
урок.
- Что нового сегодня узнали на уроке? - Чему научились? - Кому урок понравился? Спасибо! |