Урок обучение грамоте в 1-м классе по теме "Звуки [к], [к'], буквы К, к"

Разделы: Начальная школа


Цель урока:

  • Образовательная: познакомить детей со звуками [к], [к'] буквой к и её употреблением в речи, учить выделять из слов на слух гласные звуки [к], [к'], узнавать графический образ этой буквы, формировать навык чтения; обогащать словарный запас детей.

  • Развивающая: развивать фонематический слух, внимание, логическое мышление и речь детей.

  • Воспитательная: воспитывать доброе отношение к животным, заботу о них.

Здоровьесберегающая: использование здоровьесберегающих технологий (физкультминутки, смена поз, лечебные упражнения)

Оборудование: магнитофон, иллюстрации животных, сказочных героев, книги для чтения, звуковички, «звуковые лесенки», цветные магниты для звукобуквенного анализа слова, карточки слогов, сигнальные карточки, тексты для чтения, буквы - магниты.

Тип урока: Изучение нового материала.

Ход урока

Этапы урока Учитель Ученики
Орг. момент.    
Психологический настрой - У нас сегодня урок-праздник!

К нам пришли гости. Поздоровайтесь.

А гостям принято дарить подарки.

Чаша доброты.

У: Представьте, что у вас в ладонях любимая чашка, наполненная добротой. У каждого доброта разноцветная. Перед вами стоят пустые чашки, перелейте туда своей доброты, поделитесь ею со всеми.

Уч-ся имитируют чашку в руках, разливают «доброту» гостям
Актуализация знаний Разминка

Ель, топор, лопата, руки –
В каждом слове слышим звуки.
Звуки эти разные –
ГЛАСНЫЕ, СОГЛАСНЫЕ.

– Как отличить гласные звуки от согласных?

В.В. Волина “Занимательное азбуковедение”.
  – Сколько гласных звуков в русском языке? Назовите их. гласные поём,

шесть: а, о, у, ы, и,

  – Какую главную работу выполняют гласные? образуют слог
  Сколько в слове гласных, столько и слогов,
Это знает каждый из учеников.

– Какими ещё могут быть гласные?

– Какой постоянный признак у согласных?

– Назовите непостоянный признак согласных? От чего это зависит?

ударные, безударные

звонкие, глухие,

твёрдые, мягкие

  – Назовите гласные, которые обозначают мягкость (твёрдость) согласных. и, е, ё, ю, я

а, о, у, ы, э

У доски 2 уч-ся, остальные на партах Звукобуквенный анализ слов цветными магнитами:

Нина

Ната

Проверка.

-Чем особенны эти слова? (имена)

– Назовите звуки, которые мы уже изучили.

На доске звуковички, один из них пустой.
Постановка общей проблемы – Что вас удивило?

– Какой возникает вопрос? …

– Это вы узнаете, если ответите на следующие вопросы

- (на доске иллюстрации животных: коза, кит, кот, волк, жук, лиса)

- Как можно назвать одним словом эти картинки? (животные)

- Есть ли среди них «лишние»? …

 
Открытие «новых» знаний

(тема на доску

- Есть ли повторяющиеся в этих словах звуки? (к)

– Так какая будет тема нашего урока?

– С какой целью мы будем это изучать?

Человечек - звуковичок не одет.

Какой это звук?

Какой буквой он обозначен?

Звуки [к], [к'] в словах

Звуки [к], [к']

Буквы К, к

Научиться читать и писать.

 
Постановка частных проблем – Проведём исследование звуков. Если согласный – бежим по левой лесенке, если гласный – по правой.

Звук [к], [к']

согласный

гласный

звонкий

ударный

глухой

безударный

твёрдый

буква

мягкий

парный

непарный

буква

Таблица-лесенка (на доске)
Поиск решения Загадки

Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
А с водой не знается. КОТ

– Назовите первый звук в этом слове? Дайте ему характеристику. …

КОТ (характеристика звука [к])
  Через море-океан

Плывёт чудо-великан. КИТ

– Назовите первый звук в этом слове? Дайте ему характеристику. …

– Звуки [к], [к'] можно обозначить буквами К,к.

– На что похожа буква К?

– “Оденем” нашего звуковичка в учебнике стр. 94. Разукрасим его

- А почему он не один? Держит за ручку звуковичка «г»?

-В русском языке есть согласные звуки, которые иногда заменяют друг друга в словах.

КИТ (характеристика звука [к'])

Звуки [к] [к'] согласные, глухие, твёрдый или мягкий.

  -Поэтому их называют ПАРНЫМИ

Игра: “Твёрдый – мягкий новый звук”

Кино, кочка, краски, кукла, мама, носки.

– Ответили мы на вопросы, которые поставили в начале урока?

Ставлю звуки в пару

[к] - [г]

Называю слова, а дети поднимают зелёный или синий кружок.

  Физкультминутка (смена поз) Музыка – дежурный проводит физминутку
Сообщение знания – Мы поставили перед собой задачу научиться читать и писать. Попробуем написать строчную букву – к

– Из каких элементов состоит буква?

– В каких буквах эти элементы встречаются?

– Напишите букву в воздухе под счёт. Обведите букву на табло.

– Найдите лучшую букву. Подчеркните её.

Наклонная линия до нижней строки, не отрывая руки, ведем вверх по написанному, дойдя до середины, плавно закругляем вправо. Отрываем руку и начинаем писать элемент, похожий на строчную букву г («стульчик»)
Первичное закрепление (Учебник)

Чтение слогов с новой буквой

Дружат гласные с согласным. Образуют вместе слог.

– Сравните первый и второй столбики

– Прочитайте слоги, которые начинаются со звонкого согласного звука (1 столбик)

– Прочтите слоги, которые начинаются с глухого согласного звука (2 столбик)

– Прочитайте слоги, где звук [к'] произносится мягко.

– Прочитайте слоги, где звук [к] произносится твердо

Игра «Подари словечко» (договаривают до слова слоги…)

Чтение столбиков. Объяснение смысла слов.

1-й столбик

– Прочитайте слова, где есть мягкие согласные звуки.

– Прочитайте слова, где есть твердые согласные.

– Прочитайте слова, где есть звонкие согласные звуки.

– Прочитайте слова, где есть глухие согласные звуки.

Азбука

Р.Н. Бунеев

Е.В. Бунеева

О.В. Пронина

Стр. 54

(рисунок кота на доске) 2-й столбик

- Найдите слово в этом столбике, похожее на слово из первого столбика (котик)

Физкультминутка «Три кота»

Шли по крыше три кота,

Три кота Василия

(Ходьба)

Поднимали три хвоста

Прямо в небо синее.

(Поднимание рук)

Сели киски на карниз,

Посмотрели вверх и вниз.

(Приседание)

И сказали три кота:

-Красота! Красота!

(Хлопки в ладоши)

- У кого есть дома котик?

- Давайте дадим кличку коту.

- Если вы решили завести дома кота, это очень ответственное дело. Надо заботиться о нем, кормить, чистить, гулять.

- А знаете ли вы, что в старину люди придумали множество разных примет, выражений, связанных с котом.

- Так, например,

Жить как кошка с собакой.

Как понимаете смысл? (ссориться)

Кот наплакал (мало)

Черный кот дорогу перейдет (к неудаче)

Кошка свернулась колечком (к холоду)

- Каких сказочных котов вы знаете?

(Матроскин, Леопольд, Кот Котофеевич…)

- А сколько веселых стихов написано про котов!

(дети – читают)

 
  Котенок

Промочил котенок лапки,
Сшили мы котенку тапки.
Только как надеть на лапки
Если там торчат царапки?

Наш котенок

У котенка шерстка гладкая,
И она, наверно, сладкая,
Потому что Васька рыжий
Часто-часто шерстку лижет.

- Очень интересное стихотворение про кота мы с вами прочитаем завтра.

- А знаете ли вы, что на новую букву начинается название нашего края? (Красноярского)

Главный город края? (Красноярск)

- Кто слышит в своем имени новые звуки [к] [к'] похлопайте в ладоши.

(Катя, Вероника, Владик, Ксения, …)

Карточки - стихи
Рефлексия -Эти аплодисменты всем вам за урок.

- Что нового сегодня узнали на уроке?

- Чему научились?

- Кому урок понравился? Спасибо!