Форма проведения – путешествие.
Цели и задачи:- формирование у учащихся знаний и навыков практической деятельности в изображении пейзажа с использованием правил линейной и воздушной перспективы.
- развитие воображения, образного мышления, пространственного представления, способности к художественному творчеству.
- воспитание чувства красоты к окружающей природе и бережного отношения к ней.
Оборудование для учителя:
-
репродукции картин с пейзажами ( И.Шишкина, И.Левитана, Ф. Щедрина В. Поленова, К. Крыжицкого и.др.)
-
компьютер,
-
презентация «Правила линейной и воздушной перспективы»
Оборудование для учащихся: альбом, учебные принадлежности.
I. Организационный момент.
Если видишь на картине,
Нарисована река,
Живописные долины,
И дремучие леса,
Белокурые березки,
Или старый крепкий дуб,
Или вьюга, или ливень,
Или солнечный денек.
Нарисованным быть может,
Или север, или юг.
И любое время года
Мы в картине разглядим.
Не задумываясь, скажем:
Называется пейзажем!
II. Актуализация опорных знаний.
Учитель: А что такое пейзаж?
Ответы детей: Это жанр изобразительного искусства.
ПЕЙЗАЖ (произошло от франц. paysage - страна, местность) – жанр изобразительного искусства а, в котором основным предметом изображения является природа.
Учитель: Название жанра распространяется на изображение естественной или преобразованной человеком природы, окружающей среды, характерных ландшафтов, видов гор, рек, лесов, полей, городов, исторических памятников, всего богатства и разнообразия растительности.
Какие пейзажи бывают?
Ответы детей: В зависимости от характера пейзажного мотива, можно выделить сельский, городской, индустриальный пейзаж, морской.
Учитель: Пейзаж может носить исторический, героический, фантастический, лирический и эпический характер. А в каких видах изобразительного искусства существует пейзаж?
Ответы детей: Пейзаж может быть в графике и живописи.
Учитель: назовите основные элементы пейзажа.
Дети: В пейзаж входят некоторые основные элементы:
- земная поверхность
- растительность
- постройки
Учитель: Картина пейзаж также может включать:
- водоёмы (озера, моря, реки)
- фауну
- людей
- свет
- облака, дождь.
Учитель: А каких художников-пейзажистов вы знаете?
Дети: Известные российские пейзажисты: Айвазовский, Васильев, Куинджи, Левитан, Поленов, Саврасов, Шишкин.
III. Изучение новой темы.
Учитель: Сегодня мы совершим путешествие в природу, отраженную художником на холсте. В 19 веке многие русские пейзажисты обращались к жанру пейзаж. Среди этих пейзажистов можно выделить несколько художников такие, как И. Шишкин, И. Айвазовский, А. Саврасов, Ф. Васильев много, много других. Именно в 19 веке было написано много пейзажных шедевров. Для создания полноценной картины, художнику было необходимо написать множество пейзажных этюдов, рисунков простым карандашом изучая натуру. И. Шишкин много рисовал карандашом свои лесные пейзажи, и в этом ему нет равных. А. Саврасов одним из первых показал в пейзаже грязные русские размытые дождем проселочные дороги, отразил романтизм мокрых полей, даже серый весенний день в его пейзаже смотрится прекрасным. Ф. Васильев проживший очень короткую жизнь, но создавший немало красивых пейзажей, заставивший сопереживать зрителя с увидевшим им красотами родной природы. Создавая реалистические пейзажи, современные художники вдохновляют нас любить и беречь родную природу. Написание картины в русской пейзажной живописи, всегда выделялось на фоне изобразительного искусства, изображая природу человека к природе, художник выражает подлинную любовь к красоте окружающего нас мира.
Учитель: Тема нашего урока: «Правила линейной и воздушной перспективы». Ознакомившись с темой нашего урока, вы научитесь писать замечательные пейзажи, передавать красоту русской природы, передавать глубину и пространство. Постараетесь выразить свое настроение, цвет неба и земли, дыхание леса, движение облаков, прозрачность и свет, постараетесь передать ту загадку природы, которая вдохновляет художников во все времена. Для изображения пространства в пейзаже необходимо знать правила линейной и воздушной перспективы
А что такое перспектива?
ПЕРСПЕКТИВА - (фр. perspective, от лат. perspicio — ясно вижу) — системы изображения на плоскости пространства и объемных тел, их пространственной структуры, расположения в пространстве и удаления от наблюдателя. ПЕРСПЕКТИВА в изобразительном искусстве служит как воссозданию образа видимого мира, так и истолкованию мира, выражению той или иной концепции мироздания. Попытки передать воздушную перспективу наблюдаются уже в средневековых пейзажах Китая, Кореи, Японии. Но свое теоретическое обоснование метод получил в XVI веке в работах Леонардо да Винчи. Леонардо да Винчи обосновал принципы воздушной перспективы влияние воздушной среды на уменьшение четкости очертаний предметов и на изменение их цвета с удалением от наблюдателя.
(Вместе с детьми подойти к определению таких понятий как: линейная перспектива, воздушная перспектива, видимый горизонт, линия горизонта, линии схода, точка схода.)
- Линейная перспектива - это закономерное изменение масштабов изображения разноплановых объектов расположенных на плоскости. Иными словами, это технический рисунок. Линейная перспектива способствует достижению пространственного воздействия посредством изменения формы групп растений и архитектурных элементов. Она помогает укоротить или удлинить расстояния между ними.
- Воздушная перспектива - это изменение в цвете и тоне предмета, Воздух редко бывает идеально прозрачным: дым, пыль, водяные пары часто создают дымку, которая изменяет цвет объектов вдалеке. Этот эффект называется воздушной перспективой и находит отражение в трех взаимосвязанных явлениях:
- Видимый горизонт - это линия, на которой сходятся земля и неба.
- Линия горизонта (упрощенный истинный горизонт) - это воображаемая прямая, условно находящаяся в пространстве на уровне глаз наблюдателя.
- Линии схода - это линии, образующие края формы объекта с учетом их удаленности от точки наблюдения и показывают положение объекта в перспективе.
- Точка схода - точка, в которой соединяются линии схода.
При рисовании пейзажа первой задачей представляется выделить в натуре границы пространства, подлежащего изображению, и связать его с листом бумаги. Иногда помощь в установлении границ рисунка может оказать "видоискатель" - картонное окошко с подвижной заслонкой, дающее возможность варьировать отношения сторон прямоугольника окна, обычно между одним и двумя квадратами. Стоя на улице обсаженной деревьями можно наблюдать, как по мере удаления деревья становятся всё меньше и меньше, и самое большое дерево вдали будет не больше карандаша в руке. То же происходит и с машинами, в конце длинной улицы они кажутся игрушечными. Люди, по мере удаления, кажутся всё меньше и меньше.
Так ведут себя, подчиняясь законам перспективы вертикальные предметы. А что происходит с горизонтальными линиями? Линии разметок на проезжей части, линии тротуаров по обе стороны улицы, линии горизонтальных архитектурных элементов зданий, удаляясь от нас, начинают постепенно сближаться и в самой дали, сходятся в одной точке, которую мы в пятом уроке назвали точкой схода. Через эту точку проходит линия горизонта. Каждый дом на улице, повёрнутый к зрителю боком, имеет две точки схода на линии горизонта, которые в рисунке могут быть расположены далеко за пределами листа бумаги, У художника глаз тренированный и он может убедительно определить перспективные сокращения размеров зданий и предметов на улице, без каких либо вспомогательных приёмов построения перспективы. Начинающему художнику, что бы развить чувство перспективы надо постоянно сравнивать и сопоставлять размеры и формы предметов относительно друг друга. Если изобразить в пейзаже фигуру человека, животных или их несколько, то очень важно правильно учесть перспективное сокращение несколько пренебрегать законами линейной перспективы.
Слайд 2-4 «Неаполь», "Веранда, обвитая виноградом". "Грот Матроманио на острове Капри» С. Ф. Щедрин
Давайте познакомимся с художниками, воспевающих красоту родной природы в различное время года и суток. В 1825 г. Сильвестр Щедрин оказался в Неаполе. Там он главным образом проводил время в холодные месяцы, а в теплые - писал с натуры в маленьких городках, расположенных вдоль побережья Тирренского моря. Особенно его привлекали скалистые берега, окружавшие небольшие уютные бухты, - он писал их по многу раз, отыскивая новые и новые места, неоднократно возвращаясь к полюбившимся пейзажам и открывая в них что-то незнакомое. Художник увлекся еще одним мотивом - увитой виноградом террасой с видом на море. В многочисленных "Террасах", написанных в 1825-28 гг. и тоже имевших большой успех, он воплощал близкий ему идеал гармоничной жизни людей в единении с благодатной природой.
Слайд 5 «Лесные дали». И.Шишкина. Эта картина призывает зрителя на долгое раздумье. Наш взгляд охватывает неоглядную панораму вятских лесов, тонущих в голубовато-сизой дымке. Но посмотрите внимательно на композицию холста. Справа, слегка наклоняясь, как бы начиная рассказ, стоит одинокая сосна. Рядом две каменные глыбы. Далее взор, пробежав солнечную поляну, погружается в самые дебри девственного леса. В высоком небе плывут и тают легкие облака, отражаясь в зеркале излучины реки, пробегающей вдали. Неспешное чередование планов, великанские плечи русского приволья - вот главная тема, лейтмотив этой песенной картины. Протяжные, вольные песни звучат над просторами, не знающими ни конца, ни края. „Лесные дали" характеризуют и воспевают русское богатство, величие родной земли нашей. Трудно представить себе отечественную живопись без картин Шишкина, утверждающих величие родной земли нашей. Часами можно стоять у этого полотна, вслушиваясь в шум ветра, в разговор сосен, в шорох трав.
Слайд 6 «Рожь» И.Шишкина. Особенный, тихий, погожий выдался день. Величаво, просторно раскинулась нива спеющих хлебов, и среди этого океана золотой ржи, словно сторожа русского богатства, встали великаны-сосны, вознеся свои гордые вершины к самому небу. Невероятная тишина царит в пейзаже. Кажется, слышно, как дышит каждая былинка. До слуха долетает ровное, неспешное дыхание поля. Только щебет малых пташек - ласточек, над самой землей пронзительно режущих воздух, - нарушает покой. В сизом мареве у самого горизонта толпятся громады кучевых облаков. Парит. И, несмотря на то, что ветерок не колышет ни один колосок, ни одну веточку сосен, душа чует - быть грозе... Неясное состояние тревоги усиливает обгоревший одинокий скелет дерева, нелепо и дико торчащий среди этой чарующей благодати. Может, удар молнии сжег сосну? Странно и тоскливо маячит она, напоминая зрителю о случайностях, невзгодах, бедах самого автора полотна. Серьезная, почти минорная нота сложной, трудной жизни, не всегда ясной и постижимой, слышна в картине. Ее раскрывает и поддерживает тема дороги, утопающей во ржи, по которой бредут два путника, а над ними высоко, высоко в голубом зените кружат птицы. Искусство Ивана Шишкина требует долгого, внимательного, вдумчивого разглядывания. Глядя на его „Рожь", слышишь строки Никитина, Кольцова…
Слайд 7. Картина «Осенний день. Сокольники». И. Левитан.
Учитель читает стихи.
И.А. Бунин. «Листья падают в саду…»
Листья падают в саду,
Пара кружится за парой-
Одиноко я бреду
По листве в аллее старой,
В сердце - новая любовь,
И мне хочется ответить
Сердцу песнями - и вновь
Беззаботно счастье встретить.
Отчего ж душа болит?
Кто грустит, меня жалея?
Ветер стонет и пылит
По березовой аллее,
Сердце слезы мне теснят,
И, кружат в саду угрюмом,
Листья желтые летят
С грустным шумом!
Картина «Осенний день. Сокольники» - это самый первый шедевр Левитана. Создавшему его художнику не было еще и двадцати лет. Сразу несколько, важнейших мотивов соединились в нем – дорога, осень, вечер. Осенний ненастный, но тихий и задумчивый день. Высоко подняли в небо вершины большие сосны, и рядом с ними по бокам аллеи стоят маленькие, недавно посаженные клены в золотом осеннем уборе. Далеко вглубь уходит, слегка загибаясь, аллея, как бы вовлекая туда наш взгляд. А прямо на нас, в обратном направлении, медленно движется задумчивая женская фигура в темном платье. (фигуру женщины написал здесь Николай Чехов, брат писателя). Левитан стремится передать влажность воздуха ненастного осеннего дня: даль тает в дымке, воздух ощущается и в небе, и в голубоватых тонах внизу, под большими деревьями, и в нечётком очертании стволов и крон деревьев. Общая приглушенная цветовая гамма картины строится на сочетании мягкой темной зелени сосен с серым небом, голубизной тонов внизу под ними и в контрасте с теплым желтым цветом кленов и их опавших листьев на дорожке. Воздушность, то есть изображение атмосферы, играет важнейшую роль в передаче состояния и эмоциональной выразительности пейзажа, его осенней сырости и тишины. Картина написана жидко разведенной краской, формы предметов даются непосредственно мазком кисти, а не линейными средствами. Эта манера письма была естественным стремлением передать именно общее состояние, так сказать, «погоду» пейзажа, передать влажность воздуха, который как бы окутывает предметы и стирает их очертания.
Слайд 8-10 И. Левитан. «Осенний пейзаж с церковью», В. Поленов "Березовая аллея», К. Крыжицкий. «Дорога»
-
Приступая к выполнению самостоятельной работы, первое выберите тему для пейзажа .
-
Прежде всего, определите в пейзаже плоскость земли и неба.
-
Затем уточните положение линии горизонта. Относительно ее определи место основных элементов композиции. Никаких мелких деталей не должно быть на данном этапе. Думайте о выразительности композиции. Не перегружайте формами какую-либо часть изображения. Это может привести к нарушению композиционного равновесия.
-
Помните об основных положениях линейной перспективы:
-
чем дальше предмет, тем меньше он кажется;
-
все горизонтальные параллельные линии, уходящие от вас вдаль, сходятся в точке схода, принадлежащей линии горизонта;
-
линии, которые расположены выше уровня горизонта, будут опускаться вниз к горизонту ,и стремиться к точке схода;
-
линии, расположенные ниже уровня горизонта будут подниматься вверх к линии горизонта и стремиться к точке схода;
-
мерою движения в глубину пейзажного пространства будут предметы на горизонтальной поверхности: деревья, кусты, строения, люди, животные,
- если объект находится очень близко, то его передняя часть будет казаться больше, чем дальняя.
-
Слайд 11-13. А. Герасимов. «Большак», А. Куинджи. «Снежные вершины», Клод Моне. «Вестминстерский мост»
Для того чтобы правильно и выразительно изобразить пейзаж, необходимо знать законы воздушной перспективы:
Учитель: Как воспринимаются ближние и дальние предметы?
Дети: Все ближние предметы воспринимаются подробно, а удаленные обобщенно. Необходимо знать, что предметы, удаляясь от нас, не только уменьшаются, но и как бы тают в воздухе, приобретают менее четкие очертания и меньшую контрастность по сравнению с предметами первого плана.
Учитель: Как изображать контуры ближних и дальних предметов?
Дети: Для передачи пространства контуры ближних предметов надо делать резче, а удаленные - мягче.
Учитель: А что вы можете сказать о тёмных и светлых предметах на большом расстоянии ?
Дети: На большом расстоянии светлые предметы кажутся темнее, а тёмные - светлее ближних.
Учитель: А что необходимо выполнить для передачи пространства с этими предметами?
Дети: Для передачи пространства удаленные светлые предметы надо слегка притемнить, а темные осветлить.
Учитель: Необходимо запомнить, что все ближние предметы обладают контрастной, сильной светотенью и видятся объемными, все дальние - слабо выраженной светотенью и кажутся плоскими. Для передачи пространства ближние предметы надо изображать объемно, а дальние - плоско.
Для того чтобы достоверно изобразить пейзаж, большую роль играет передача освещения пейзажа. В зависимости от освещения в различное время суток: утром, днем, вечером, ночью – пейзаж меняет свои очертания.
Утром контуры пейзажа как бы окутаны дымкой. Следовательно, рисуя пейзаж утром, надо стушевать контуры заднего плана. Слегка подчеркнуть контуры предметов переднего плана.
Вечером наблюдается обратное явление: все предметы на фоне неба вырисовываются отчетливо, в виде силуэтов, тени ложатся гуще, плотнее, формы предметов выглядят определеннее. В серый пасмурный день земля вместе с находящимися на ней предметами почти всегда темнее неба. В солнечный день, хотя земля и растительность темнее неба, светлые предметы, освещенные прямым светом, могут быть светлее неба. Контраст света и тени различен в солнечный и облачный день, утром и в полдень, вечером и в лунную ночь.
IV. Первичное закрепление. Слайд 14-15.
Переходя к практической работе, давайте вспомним, что передача пространства в пейзаже не может быть выполнена только при помощи, удачно найденной линейной композиции, нужно помнить и о «воздушной перспективе.
Учитель: Как организовать изображаемое пространство, зная основные элементы пейзажа, законы перспективы?
Учитель: Назовите известные вам законы линейной перспективы.
V. Практическая работа. Дети сразу гуашевой краской приступают к выполнению пейзажа. Учитель ведет наблюдение, оказывает индивидуальную помощь.
VI. Физкультминутка
VII. Анализ работ.
Каждый из вас видит природу по – своему, каждый изобразил излюбленный мотив, подобрал цветовой строй пейзажа наиболее близкий по своему настроению. Работы получились разнообразными, каждый выразил в пейзаже своё видение природы, свой колорит. Старались передать линейную и воздушную перспективу. Ваши пейзажи: поля, леса, наполнены воздухом, ароматом цветов, которые изображены в ваших картинах. Рисунки заслуживают положительной оценки, но есть и недостатки в работах. Давайте их найдём и проанализируем.
VIII. Выставка лучших пейзажей.
IX. Рефлексия. Выразить своё эмоциональное настроение.
Список литературы:
- Давыденко Т.М., Тонков Е.В./Проектирование учебного задания. Учебное пособие. - Белгород: Издательство Бел ГУ 2002 г.
- Неменская Л.А.Изобразительное искусство: искусство в жизни человека. 6 класс: учебник общеобразовательных учреждений / под ред. Б.М. Неменского. - М.: Просвещение, 2008. - 176 с.
- Павлова О.В. «Изобразительное искусство.6 класс. Поурочные планы по программе под ред. Б.М. Неменского». Волгоград.Изд. «Учитель».
- Энциклопедия современного учителя – М.; Издательство Астрель 2000 г.