Цели урока:
- Познать новое. Систематизировать знания о БСП.
- Развивать себя. Формировать умения устанавливать смысловые отношения между частями БСП, определять интонационные особенности и правильно выбирать знаки препинания.
- Воспитывать себя. Обогатить представления о синтаксическом многообразии русского языка.
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: обобщение знаний по теме с использованием ИКТ (показ слайдов с заданиями и ответами).
Цель использования ИКТ: обеспечение наглядности, повышение мотивации и эффективности проведения урока.
Учебные пособия, использованные учителем:
- Уроки русского языка в 9 классе (Богданова Г.А. М.: Просвещение, 2006).
- Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку. 9 класс (Малюшкин А.Б. М.: Творческий центр «Сфера», 1998).
- Русский язык. Подготовка к государственному централизованному тестированию (Книгина М.П. Саратов: Лицей, 2005).
- Русский язык. Тесты. Саратов: Лицей, 2006. Ч. 1, 2.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер.
Структура занятия
Этапы |
Формы |
Приемы использования ИКТ |
Время |
Ожидаемые результаты |
Мотивация Вводное слово учителя, объявление темы урока |
Объяснение учителя, постановка целей |
Демонстрация слайдов |
3 мин. |
Определяются цели, учащиеся настраиваются на выполнение поставленных задач |
1-й этап Повторение. Работа с орфограммами (устно) и схемами изученных предложений |
Самопроверка, нахождение ошибок и их исправление с аргументацией. Построение схем и самопроверка |
Демонстрация слайдов |
7 мин. |
Нахождение орфограмм. Сочетание устной и письменной работы. Построение схем изученных видов предложений |
2-й этап Знакомство с новым материалом |
Частично-поисковый метод. Фронтальная и индивидуальная работа |
Демонстрация слайдов |
15 мин. |
Моделирование способов правильного понимания материала, выработка алгоритмов действия. Наблюдение за стилистическим богатством русского языка |
3-й этап Закрепление материала |
Индивидуальное выполнение заданий, проверка в парах или самопроверка. Работа под диктовку |
Демонстрация слайдов |
16 мин. |
Моделирование способов правильного выполнения заданий, выработка алгоритмов действия |
4-й этап Рефлексия |
Индивидуальная рефлексия |
Демонстрация слайдов |
2 мин. |
Учащиеся самостоятельно формулируют выводы по теме, высказывают мнения |
5-й этап Дача домашнего задания и подведение итогов урока |
Комментарий по выполнению домашнего задания и работы на уроке |
Демонстрация слайдов |
2 мин. |
Запись домашнего задания в дневник, выставление оценок |
Основные понятия урока: бессоюзное сложное предложение, интонация, выбор знаков препинания, синтаксическая синонимия.
Ход урока
Мотивация. Водное слово учителя (Слайды № 1, 2, 3).
Умники и умницы, сегодня мы совершим путешествие в Объединенное Королевство Синтаксиса и Пунктуации. Скажите, а с какой целью совершаются путешествия? (Ответы учащихся.) Правильно, молодцы, вот мы и определили цели нашего урока-путешествия.
1-й этап. Повторение. Работа с орфограммами и схемами предложений. (Слайды № 4, 5, 6, 7)
Чтобы отправиться в путь, нужно попрощаться со станцией, на которой находимся, – «Отправительно-повторительная».
А. На экране вы видите текст. Прочтите его внимательно и назовите несколько орфограмм, которые встретились в этом тексте (устно).
Наступила ра...яя весна, и уже (кое)где появились первые проталины. Толстые сосульки свисали с крыш? и обтаивали на со...нце. Когда капли падали с них, по всем улицам ра...носилась песня весны.
(Безударная гласная в корне, непроизносимая согласная в корне, правописание существительных мн. числа, род. падежа, приставки на з-, с-, правописание наречий, Н, НН в прилагательных.)
Наступила ранняя весна, и уже кое-где появились первые проталины. Толстые сосульки свисали с крыш и обтаивали на солнце. Когда капли падали с них, по всем улицам разносилась песня весны.
Б. Определите виды предложений по их строению и составьте схемы, объясняя их (письменно).
- [=–], и [=–].
- [–= и =].
- (Когда –= ), [=–],=
2-й этап
А. Знакомство с новым материалом. Запятая. (Слайд № 8)
– Подъезжаем к станции... и видим на плакате надпись:
Солнце жжет глаза слепит пыль жужжат оводы и мухи томит жара.
– Да, придется остановиться и утолить жажду знаний. Для удобства запишите предложение в тетрадь.
– Какое по строению перед нами предложение? (БСП.)
– Что является средством связи между простыми предложениями? (Интонация.)
– Каковы смысловые отношения между простыми предложениями? (Одновременность происходящих событий или перечисление фактов, событий.)
– А какая интонация? (Перечислительная.) Что это нам напоминает?
– Как вы думаете, какой знак препинания нужно поставить на границе между предложениями? (Запятая выступит в роли пограничного столба.)
Правильно, наша станция так и называется «Запятая».
Продолжим работу. Спишите с экрана предложения, поставьте знаки препинания и прочитайте с соответствующей интонацией. (Слайд № 9)
(Слайд № 10) Задремали звезды золотые задрожало зеркало затона брезжит свет на заводи речные и румянит сетку небосклона. Да, в Белинском наши лучшие идеалы в Белинском же история нашего общественного развития в нем же и тяжкий, горький, неизгладимый упрек нашему обществу.
Фронтальный работа (Слайд № 11)
А. Какие по строению предложения?
Б. Какая интонация и какие знаки препинания?
(Слайд № 12) В. Сделайте вывод о сфере использования БСП. (Художественный стиль. Они изображают одновременно протекающие или следующие друг за другом события или явления, создают многогранную картину – чаще всего зрительную или звуковую; публицистический стиль – перечислительная интонация сочетается с эмоционально-оценочными словами, что создает экспрессию. Часто используется синтаксический параллелизм.)
До свидания, станция «Запятая». Как поется в песне: «Я ей помашу рукой». (Дети машут руками.) Ваши ручки немного отдохнут и спинки тоже.
А на горизонте уже новая станция, читайте ее название: «Точка с запятой». Останавливаемся? Перед вами предложения с уже расставленными знаками препинания. Перепишите в тетрадь.
Б. Продолжение знакомства с новым материалом. Точка с запятой.
Мы ехали по широкой распаханной равнине; чрезвычайно пологими волнообразными раскатами сбегали с нее невысокие, тоже распаханные холмы. Воздух чист и прозрачен; птицы болтливо лепечут; молодая трава блестит веселым блеском изумрудов (И.Тургенев).
Фронтальная работа (Слайд № 13)
– Каковы смысловые отношения между частями БСП? (Перечисление одновременно или последовательно происходящих событий и явлений.)
– Прочитайте их, соблюдая нужную интонацию.
– Чем отличается интонация этих предложений от предыдущих? (Точка с запятой требует значительной паузы между предложениями и понижение голоса, почти как на точке. Предложения такие читаются в замедленном темпе, спокойным и несколько пониженным голосом.)
– А что еще можно увидеть в простых предложениях в составе БСП? (Уже имеющиеся запятые.)
– Что же является важным при выборе запятой и точки с запятой? (Смысловые отношения и распространенность простых предложений.)
3-й этап. Закрепление материала.
Новый материал мы усвоили, а теперь прямиком на станцию «Закрепительно-самостоятельную».
А. Поставьте правильно «пограничные столбы». (Слайд № 14)
(Слайд № 15)
- Я подошел к калитке с радостным лаем, навстречу мне выбежал Барбос.
- Соревнования окончились от усталости, я с трудом держался на ногах.
- Стояло жаркое лето на подоконнике, расцвели кактусы.
Теперь проведем самопроверку:
(Слайд № 16)
- Я подошел к калитке с радостным лаем, навстречу мне выбежал Барбос.
- Соревнования окончились от усталости, я с трудом держался на ногах.
- Стояло жаркое лето на подоконнике, расцвели кактусы.
Б. Дострой предложение и, обменявшись в парах, правильно прочитай вариант предложения.
Закат уже начал темнеть... (1 в. – с запятой; 2 в. – с точкой запятой)
Река в половодье сильно разлилась... (варианты наоборот)
(Слайд № 17)
В. Запишите под диктовку текст, проведите самопроверку по экрану. Объясните выбор интонации и знаков препинания во втором и последнем предложениях.
Весело пробираться по узкой дорожке, между двумя стенами высокой ржи. Колосья тихо бьют вас по лицу, васильки цепляются за ноги, перепела кричат, лошадь бежит ленивой рысью. Вот и лес. Тень и тишина. Статные осины высоко лепечут над вами; длинные висячие ветви берез едва шевелятся; могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы (И.Тургенев).
Молодцы, отлично поработали. Ну, что будем возвращаться? (Слайд № 18)
4-й этап. Рефлексия (Слайды № 19, 20)
Станция «Конечная». Мы сегодня с вами сделали еще один из шагов к вершине знаний, которые можно представить в виде горы (вспомните начало урока).
А. Простое предложение, ССП, СПП, БСП и осталось чуть-чуть, но как поет Владимир Высоцкий: «Мы рубим ступени, ни шагу назад и от напряженья колени дрожат, и сердце готово к вершине бежать из груди. Весь мир на ладони – ты счастлив и нем, и только немного завидуешь тем, другим, у которых вершина еще впереди», вам до вершины осталось немного, именно на вершине вас ждут – это Король Синтаксис и Королева Пунктуация.
Б. Что узнали нового? Интересного?
5-й этап. Домашнее задание (Слайд № 21)
- Параграф 10, упр. 140 (по заданию) или Параграф 33, упр. 191 (по заданию). В зависимости от программы и учебника.
- Сочинение-миниатюра «Это поразило меня больше всего» (с использованием разных видов предложений).
Презентацию Вы можете получить у автора статьи.