Игра по теме "Турнир географов"

Разделы: Внеклассная работа


В турнире принимают участие три команды (от каждого класса), обязательно задействованы болельщики. После каждого из этапов турнира учитель предлагает задания для болельщиков.
В то время, когда проводится конкурс для зрителей, жюри подводит итоги соревнований в каждом туре и объявляет результаты.
Зрителям за правильные ответы выдаются цветные жетоны, которые они могут отдать в счёт любимой команды.

ХОД ИГРЫ

– Хочешь познать мир – изучай географию. Сегодня мы собрались здесь, чтобы узнать новые сведения о Земле, выявить степень изученности материала по темам «План и карта».
– Прошу команды представиться и получить судовые журналы. В них вы будете отмечать свой «маршрут», за каждый правильный ответ получать баллы. Кроме того, капитаны в конце путешествия оценят работу всех членов экипажа по «шкале глубин»: насколько глубоки ваши знания плана и карт. А теперь, юные искатели приключений, в путь!
Пока наши корабли набирают ход и разгоняются, мы проводим разминочный этап.

  1. Как на плане местности изображается колодец?
  2. Прибор, с помощью которого можно определить азимут – это…
  3. Чем отличается изображение на плане местности деревянный мост от металлического?
  4. Что это такое: угол между направлением на север и какой-либо предмет на местности?
  5. Назовите основные стороны горизонта.
  6. Условные линии на плане, соединяющие точки с одинаковой высотой.
  7. Прибор для определения относительной высоты.
  8. Высота точки земной поверхности над уровнем океана.
  9. Самая длинная параллель.
  10. Условные линии, соединяющие полюса.
  11. Условные линии, параллельные экватору.
  12. Условные точки, через которые проходит воображаемая земная ось.
  13. Угол между экватором и параллелью.
  14. Какая бывает широта относительно экватора.
  15. Самая большая долгота.
  16. Точка с координатами 90о с. ш.
  17. Уменьшенная модель Земли.
  18. Изображение Земли на плоскости.
  19. Форма Земли.
  20. Степень уменьшения или увеличения изображения в сравнении с величиной объекта.
  21. Условное расстояние точки от нулевого меридиана в градусах.
  22. Линия, делящая земной шар на северное и южное полушарие.
  23. Условное расстояние от точки до экватора в градусах.

– Наши корабли вовсю мчатся навстречу испытаниям. Днём и ночью, в любую погоду верным путеводителем является компас. Где и когда появился первый компас? В какую сторону горизонта он показывал?

Слайд (рис.1) – Больше 3 тысяч лет назад в столицу Китая с ценными подарками прибыли послы с юга. Китайцы радушно приняли гостей, и, щедро наградив их, отпустили с миром. Однако послы вскоре вернулись: они никак не могли найти дорогу на свою родину. Тогда китайцы подарили им интересного провожатого – Чи-нана – деревянного человечка с вытянутой вперёд правой рукой. Человек был укреплён на передке тележки. Куда бы ни поворачивалась тележка, рука фигурки неизменно указывала на юг, так как внутри её находился магнитный «камень». Это был прототип современного компаса – указатель юга.
А наш  путь лежит дальше… Корабли вышли в Атлантический океан и должны взять курс на юго-запад.

– Определите по компасу, в каком направлении поплывут ваши корабли, а также вычислите азимут движения кораблей. (Азимут 225о)

Игра с болельщиками «Конкурс переводчиков»

Переведите на русский язык слова: география (греч. – земля), литосфера (греч. – камень), гидросфера (греч. – вода), биосфера, изолиния, Гренландия (англ. – зелёная страна.

– В рубке радиста запела морзянка: «…– – – …». Это тревожные сигналы SOS! Ваши капитаны получили координаты терпящих бедствие, ваша задача определить их местонахождение, отметить эти точки на карте.

1) 0о ш., 30о з.д.;                            2) 35о с.ш., 135о в.д.;
3) 10о с.ш., 125о в.д.;                     4) 80о с.ш., 120о в.д.;
5) 26о ю.ш., 109о з.д.;                    6) 20о ю.ш., 57о в.д.

Игра с болельщиками «Географическая почта»

Я называю географические объекты, а зрители называют материк, на территории которого этот объект находится:
Гималаи, р. Амазонка, Сахара, р. Миссисипи, Уральские горы, влк. Килиманджаро, Сидней, Южный полюс, нагорье Тибет, вдп. Виктория, Каспийское море, п-ов Калифорния.

– Наше плавание продолжается. «Волшебная буква». Прошу капитанов команд подойти ко мне. Выберете, пожалуйста, своей команде букву (листок вытягивают с буквой). За две минуты запишите, пожалуйста, географические названия, начинающиеся на эту букву, и покажите их на карте.
«Буквы «К, А, Г»: море, река, горы, государство, столица, остров, полуостров, озеро».

Игра с болельщиками «Рюкзак туриста»

Я называю приборы, имеющие отношение к географическим исследованиям, а вы должны определить, для чего  они нужны:

Термометр, барометр, компас, сейсмограф, нивелир, глобус, гигрометр.

– А сейчас пришло время испытать наших капитанов. Прошу их выйти ко мне с одним помощником. «Слепой картограф».  Вам выданы магниты и изображения материков и океанов Земли. Надо с завязанными глазами расположить на доске материки и океаны так, как они расположены на обычной карте. Капитану завязываются глаза платком, его помощник подаёт ему «материки» и «океаны», говорит их названия, а тот прикрепляет их на доску. Какая пара выполнит работу наиболее удачно, та и получит наибольшее количество баллов (10 б.).

– Ваши корабли несёт мощным течением на подводные камни. Если вы не справитесь с «Заморочками из бочки», вы получите пробоину или даже разобьётесь!

  1. Где на земном шаре можно построить дом, все окна которого смотрят на юг? (На северном полюсе).
  2. Какое направление имеет улица, на которой в полдень не бывает тени от домов? (С севера на юг).
  3.  Где находится точка, широта и долгота которой 0о? (В Гвинейском заливе Атлантического океана)
  4. В поход учащиеся шли по азимуту 90о. В каком направлении они будут возвращаться обратно?  По какому азимуту?
  5. Определите: на запад или на восток двигались туристы, если известно, что с правой стороны дороги на обочине снег уже начал таять, а на левой обочине он лежал ещё сугробами.
  6. Чему будет равна площадь квадрата, построенного в масштабе 1:300000?
  7. Найдите на карте точки с координатами 50о с.ш. и 60о в.д. Какая точка будет ближе к вашему населённому пункту?
  8. Если вы плывёте на восток от точки с координатами 47о с.ш., 20о з.д., берега какого материка вы достигнете?
  9. Что ближе находится к 45-й параллели (как в Северном полушарии, так и в Южном) – экватор или полюс?

– Ваши экипажи с честью вышли из этой схватки со стихией.
В конце вашего путешествия – последнее испытание – топографическая задача (Приложение 1). Если вместо изображённых на рисунке топографических знаков напишите соответствующие им названия, то на выделенной жирными линиями полосе прочтёте моё пожелание.
(Учись на отлично!)

Игра с болельщиками «Географическая скакалка»

Участник игры выбирает географический объект (озеро, реку, остров, город, страну, горы). Прыгая через скакалку, на каждый прыжок он должен называть названия этого объекта (рек, озёр и т.д.). До первой ошибки, без повтора.

Жюри определяет команду победителей, им вручается переходящий вымпел (рис. 2). Остальные награждаются отметками по географии, поощрительными  грамотами.

Оценочный лист для жюри:

Название испытаний

Команда_____________

Команда__________

Команда__________

1

Разминка

 

 

 

2

Игра с болельщиками «переводчики»

 

 

 

3

SOS!

 

 

 

4

Игра с болельщиками «географическая почта»

 

 

 

5

Волшебная буква

 

 

 

6

Игра с болельщиками «рюкзак туриста»

 

 

 

7

«Слепой»  картограф

 

 

 

8

Игра с болельщиками «географич. скакалка»

 

 

 

9

Заморочки из бочки

 

 

 

10

Топографическая задача