Занятие по технологии на тему "Двустороняя и цветная художественная гладь"

Разделы: Технология


Цели занятия:

  • Развивающие:
    • ознакомить с приемами двусторонней и цветной художественной глади;
    • развитие сенсорных, моторных навыков учащихся и развитие  глазомера;
    • развивать исполнительские умения и творческие способности.
  • Обучающие:
    • сформировать навыки по выполнению вышивки;
    • закрепление умений использования инструментов и приспособлений  в работе при ручной вышивке;
    • закрепить правила по технике безопасности и правильной посадки при работе.
  • Воспитательные:
    • воспитывать эстетический вкус и внимательность;
    • прививать навыки культуры труда и аккуратности;
    • прививать уважительное отношение к труду.

Техническое обеспечение: мультимедийная установка в кабинете технологии.

Материальное обеспечение:

  • проектные работы учащихся;
  • образцы поузловой обработки,
  • инструкционные карты,
  • диск мультимедиа «Презентация» по данной теме,
  • карточки-задания для контроля знаний учащихся;
  • материалы для практического задания (приносят учащиеся);
  • инструменты и приспособления для выполнения вышивки (игла, ножницы, пяльцы, наперсток, нитки мулине).

Программное обеспечение:

  • Microsoft Power Point,
  • Microsoft Word.

Технологии и методы обучения:

  • информационные технологии;
  • объяснительно-иллюстративный метод;
  • метод контрольных вопросов;
  • познавательные;
  • мозгового штурма.
  • практический метод;
  • самоконтроль;
  • взаимоконтроль.

Методы организации и осуществления  познавательной деятельности учащихся:

  • по источнику передачи и восприятия учебной информации – словесные, наглядные, технические, видеометод, письменное инструктирование (инструкционные карты, технологическая карта, карты-контроля);
  • по степени самостоятельности мышления учащихся – частично-поисковый;
  • по степени управления учебной работы – самостоятельная работа.

Среди методов стимулирования и мотивации учения предполагается использовать методы поощрения.

В качестве методов контроля в обучении:

  • фронтальный,
  • дифференцированно – групповой опрос,
  • практический самоконтроль,
  • взаимоконтроль со стороны учащихся и индивидуальный контроль со стороны учителя.

Тип урока – комбинированный.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Урок 1

I. Организационный момент

  • Приветствие;
  • Сообщение темы и цели урока;
  • Проверка готовности учащихся к уроку.

II. Повторение пройденного материала

  • Проверка домашнего задания.

К уроку учащимися было подготовлено сообщение на тему «Профессия вышивальщицы». Выборочно несколько учащихся поделились информацией и дополнили её.

  • Проверка знаний прошлого урока выполняется в форме соревнования. Класс делится на 3 команды. Получает карточку – задание с вопросами и ответами. Каждая команда задает вопрос и получает ответ. Правильный ответ – 1 балл и выдается жетон. Можно оформить и на доске в форме таблицы. Подводятся итоги и определяется команда, которая лучше подготовлена.

Карточка 1

Вопрос Ответ
1. Что называется композицией? 1. Композиция – это объединение элементов изображения в одно художественное целое, определяющее пропорции элементов и
цветовое решение
2. Назовите виды гладьевых вышивок? 2. Владимирская гладь («верхошов»), александровская, мстёрская белая гладь, художественная гладь

Карточка 2

Вопрос Ответ
1. Что называется орнаментом?  1. Орнамент – это последовательное повторение отдельных узоров или целой  группы  узоров
2. Какие способы перевода рисунка на ткань
вы знаете?
2. Копировальный, метод «припороха», использование термокарандаша

Карточка 3

Вопрос Ответ
1. Что называется гладьевой вышивкой? 1. Гладьевая – это вышивка по рисованному контуру простейшими швами
2. Что означает цветовой тон? 2. Цветовой тон – это разница в цвете

III. Изучение нового материала (Презентация)

  • Лекция с элементами беседы

Вот мы и готовы к прохождению новой темы и получения новых знаний.  Вы видите здесь красивые изделия для кухни  и, наверное, появилось желание изготовить для себя.  Работать будем по инструкционным картам. (Приложение 1), (Приложение 2).

  • Учащиеся знакомятся по инструкционной карте с определениями глади. И находят различия,  рассматривая образцы и знакомясь с определениями.

Двусторонняя гладь – это способ вышивки, выполненный тесно прилегающими друг к другу параллельными стежками, располагающими по контуру мотива, как с лицевой, так и с изнаночной стороны в одном цвете.

Цветная художественная гладь это способ вышивки, выполненный параллельными и непараллельными стежками двусторонней глади с постепенным «вливанием» тонов одного цвета и постепенным переходом в другой цвет.

Дополнительно задаются вопросы.

– Какие простейшие швы вы знаете?
– Стежок, какого шва используется в гладьевых вышивках? (Вперед иголкой).

VI. Закрепление знаний нового материала

Закрепление  нового материала выполняется методом фронтального опроса.

Урок 2

I. Подготовка к практическая работе «Выполнение элементов двусторонней и цветной художественной глади». (Презентация)

 Вводный инструктаж учителя:

  •  сообщение названия практической работы;
  • ознакомление с объектом труда (образцом);
  • ознакомление со средствами обучения;
  • ознакомление с учебно-технической документацией (инструктаж по инструкционной карте);
  • предупреждение о возможных затруднениях при выполнение работы;
  • инструктаж по технике безопасности.

Перед тем как приступить к выполнению вышивки, необходимо правильно организовать рабочее место, подобрать ткань, нитки, инструменты и приспособления, выбрать схему рисунка. Соблюдать правила техники безопасности при работе с ножницами, иглами и правильной посадкой и организацией рабочего места.

Правила техники безопасности

  • Быть внимательным к работе.
  • Надевать наперсток на средний палец правой руки.
  • Вкалывать иглы и булавки только в игольницу.
  • Класть ножницы справа с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя.
  • Передавать ножницы только с сомкнутыми лезвиями и кольцами вперед.
  • Посчитать количество иголок и булавок в игольнице. Их должно быть столько, сколько было в начале работы.

Организация рабочего места

Стол с приспособлениями и инструментами должен стоять так, чтобы свет падал на работу с левой стороны. Нитки и инструменты храним в специальной коробочке, а листы со схемами узоров и рисунков – в папке. Во время работы надо следить за положением корпуса, который должен быть немного наклонён вперёд, не сутулиться, не склонять низко голову. Расстояние между глазами и работой не должно превышать 25-30 см. Стул придвигают к столу так, чтобы можно было опираться о его спинку.

II. Самостоятельная двухэтапная работа учащихся по учебно-технической  документации.

Этап 1. Выполнение образца в технике двусторонней глади. (Приложение 3)

План работы

  • Выбрать элемент рисунка для вышивки в данной технике.
  • Подобрать подходящий цвет  ниток
  • Отрезать нить.
  • Закрепить нить предлагаемым способом.
  • Выполнить первый стежок, согласно направлению и контура рисунка.
  • Заполнить рисунок стежками, прокладывая их параллельно друг друга.
  • Уделить внимание правильному закреплению нити по окончанию работы.
  • Соблюдать правила техники безопасности, следить за осанкой.
  • Во время работы уделять внимание самоконтролю.

По окончанию работы провести взаимоконтроль.

III. Физкультминутка

Предполагается ребятам отдохнуть, расслабиться, выполнить несложные упражнения

Укрепление вестибулярного аппарата

Упражнения выполняют сидя.

  • Наклоны головы вперед и назад до касания затылком спины.
  • Повороты головы вправо и влево до упора.
  • Круговые движения головой в трех положениях: голова прямо, голова наклонена вперед, голова запрокинута назад.

Профилактика нарушения осанки

1. Исходное положение – стоя. Правую руку поднять вверх, согнуть в локте и завести    за   спину. Левую руку опустить вниз, согнуть в локте и завести за спину. Коснуться или сцепить пальцы правой и левой руки у правой лопатки. Плечи слегка отвести назад, подбородок поднять и вытянуть вперед. Повторить упражнение, начиная с левой руки.
Дежурный по классу проводит зарядку.
Далее учитель просит провести гимнастику для глаз (офтальмотренаж).

Ученики:

  • Слушают ведущего и по его команде выполняют упражнения.
  • Самостоятельно выполняют зарядку для глаз.

IV. Выполнение образца в технике художественной глади по инструкционной карте

Этап 2.

План работы

  • Подобрать элемент рисунка для вышивки в данной технике.
  • Распределить рисунок на несколько частей, для вышивки разными тонами, длина стежка не больше 0,7 см.
  • Подобрать подходящие тона ниток и отрезать.
  • Закрепить нить предлагаемым способом.
  • Выполнить первый ряд стежков светлым тоном, располагая первый стежок по центру от края к середине и делая их разной длины.
  • Выполнить стежки следующего ряда, укладывая их в направлении от середины цветка к краю , и заполняя стежками просветы первого ряда, используя более темный тон ниток.
  • Заполнить рисунок подобранными тонами ниток.
  • Уделить внимание правильному закреплению нити по окончанию работы.
  • Соблюдать правила техники безопасности, следить за осанкой.
  • Во время работы уделять внимание самоконтролю.

1. Текущий инструктаж (проводится учителем по ходу выполнения самостоятельной работы).

2. Формирование новых умений:

– проверка организованности начала работы учащихся;
– соблюдение правил техники безопасности, санитарии,  гигиены труда выполнении задания.

3. Усвоение новых знаний:

– проверка правильности использования учащимися учебно – технической документации.

4. Целевые обходы:

– инструктирование учащихся по выполнению операций и задания в целом;
– концентрация внимания учащихся на наиболее эффективных приемах выполнения операций;
– контроль за бережным отношениям учащихся к средствам обучения;
– рациональное использование учебного времени учащихся.

5. Обучение проведения самоконтроля и взаимоконтроля.

6. Заключительный инструктаж:

– анализ выполнения самостоятельной работы учащихся;
– разбор типичных ошибок учащихся;
– вскрытие причин допущенных учащимися ошибок;
– повторное объяснение учителем способов устранения ошибок.

V. Рефлексия

– Понравился ли вам урок? Что именно? Что нового вы узнали на сегодняшнем  уроке? Чему я научилась? Где мне пригодится это?

VI. Подведение итогов занятия

1. Обобщение достижения цели занятия;

– Я благодарю вас за совместную деятельность на этом занятии. Мне очень интересно было общаться с вами.

2. Объективная оценка результатов труда учащихся на уроке (заполнение оценочного листа), выставление отметок в классный журнал и в дневник учащихся

3. Сообщение о теме следующего урока;

4. Домашнее задание, учащимся на подготовку к следующему уроку;

5. Уборка рабочих мест.

VII. Учебное и научно-методическое обеспечение .

1. Симоненко В. Д. Технология: учебник для учащихся8 класса.2008 г.
2. Иванова А. Ручное вышивание. 2005 г.
3. Симоненко В. Д. Поурочное планирование  2008 г.
4. Интернет-сайт:  http://www.embroidery.needle-work.ru/materials.html.