Цели и задачи урока:
- обобщить изученный материал об односоставных предложениях;
- закрепить умения различать виды односоставных предложений
- в тексте и определять способы выражения сказуемого и подлежащего, составлять предложения заданного типа;
- пробудить интерес к личности Н. В. Гоголя и его комедии «Ревизор»
Оборудование: высказывание А. И Герцена о Н. В. Гоголе; таблица «Виды односоставных предложений»; распечатанный текст для анализа; проверочный тест по теме; сигнальные пульты.
ХОД УРОКА
I. Вступительное слово учителя
– Ребята, сегодня наш урок я хотела бы начать со слов А. И. Герцена (слайд с высказыванием проецируется на доску)
«Никто и никогда, до него не читал такого полного курса патологической анатомии русского чиновника. Ему хотелось проникнуть в самые сокровенные изгибы нечистой и злобной души»
– Скажите о ком речь?
– Да, эти слова – отзыв о Н. В. Гоголе и его
комедии «Ревизор». Используя фрагменты
текста комедии «Ревизор» и исследуя её язык,
сегодня на уроке мы повторим и обобщим изученное
по теме «Односоставные предложения»
– Запишите высказывание А. И. Герцена в тетрадь,
найдите в нем односоставное предложение и
определите его вид
II. Беседа по вопросам
– Какие же предложения называются
односоставными?
– На какие две основные группы они делятся?
– Назовите виды предложений первой группы.
– Как называются предложения второй группы?
III. Проверка домашнего задания
А сейчас каждая из групп приведет примеры различных групп односоставных предложений, подобранных из текста комедии «Ревизор» (предложения проецируются на экран). Идет анализ предложений и одновременное составление таблицы учащимися в тетрадях.
Таблица.
Основные группы односоставных предложений | |||
С главным членом сказуемым | С главным членом подлежащим | ||
Определенно-личные | Неопределенно-личные | Безличные | Назывные |
Вам тоже посоветовал бы, Аммос Федорович, обратить внимание на присутственные места. | До сих пор, благодарение Богу, подбирались к другим городам. | Нужно быть мне посмелее. Ужасно как хочется есть! | Неожиданное известие! Еще умный человек! Это Добчинский, маменька! и т. д. |
– Для чего автор использует в комедии односоставные предложения?
IV. Закрепление темы «Односоставные предложения»
1. Выборочный диктант
Запишите под диктовку только односоставные предложения, подчеркивая грамматическую основу и указывая, какой частью речи выражен главный член. Назовите персонажей комедии, которые произносят эти слова.
1) А подать сюда Ляпкина-Тяпкина! 2) Оно, конечно,
Александр Македонский герой, но зачем же стулья
ломать? 3) Легкость необыкновенная в мыслях!
4) Смотри! Не по чину берешь! 5) Он и денег не
платит, и не едет. 6) Ну в ином случае много ума
хуже, чем бы его совсем не было. 7) Не приведи
Бог служить по ученой части! 8) Иной раз все до
последней рубашки спустит. 9) Я только на две
минуты захожу в департамент. 10)Убит, убит, совсем
убит!
2. Работа с сигнальными пультами
У вас в руках интерактивные пульты. Я читаю предложения, а вы определяете их вид и нажимаете кнопку с соответствующим номером.
Запись на доске: 1 – определенно-личное; 2 – неопределенно-личные; 3 – безличные; 4 – назывные; 5 – обобщенно-личные
1) Только рыскаете по городу да смущаете всех!
2) До сих пор не могу прийти в себя!
3) Да отсюда хоть три года скачи, ни до какого
государства не доедешь.
4) А, опять валялся на кровати?
5) Позвольте мне предложить вам переехать со
мною на другую квартиру.
6) Это выдумали, на всю жизнь мою готовы
покуситься.
7) О, тонкая штука!
8) Эк, куда метнул! какого туману напустил!
9) Врет, врет – и нигде не оборвется.
10) Пошел вон, тебе пришлют долг за проезжающего!
(На доске высвечивается результат)
3. Анализ текста (заранее распечатанный текст раздается учащимся)
Н. В. Гоголь о театре
Бросьте долгий взгляд во всю длину и ширину
животрепещущего населения нашей раздольной
страны!Сколько есть у нас добрых людей, но
сколько есть и плевел, от которых житья нет
добрым и за которыми не в силах следить никакой
закон. На сцену их! Пусть видит их весь народ!
Пусть посмеётся им! О, смех великое дело!
Ничего более не боится человек так, как
смеха…
Если смеяться, так уж лучше смеяться сильно и
над тем, что действительно достойно осмеяния! В
«Ревизоре» я решил собрать в кучу все дурное в
России… и за одним разом посмеяться над всем. Но
это произвело потрясающее действие.
– Определите основную мысль текста.
– Можно ли сказать, что Гоголь современен?
– К какому стилю речи можно отнести этот текст?
Докажите
– Все ли слова в этом тексте вам понятны? Плевелы
– это что? Можете ли вы без словаря объяснить
значение этого слова? (Сорная полевая трава,
растущая среди хлебных злаков)
Этимологическая страничка (по Н. М. Шанскому)
Плевел – сорняк. заимств. из ст.-сл. языка, образовано при помощи суффикса – ель от пьлева – «сорняк, мякина».
– Найдите в тексте односоставные предложения,
запишите их в тетрадь, подчеркните
грамматические основы, определите тип
односоставных предложений.
– Сделайте синтаксический разбор выделенного
курсивом предложения.
V. Тест по теме «Односоставные предложения»
1 вариант
1. Определите тип предложения: Все, как мухи, выздоравливают.
А. односоставное
Б. двусоставное
2. Найти среди данных предложений односоставное.
А. Ведь на то и живешь, чтобы срывать цветы удовольствия.
Б. В эти две недели высечена унтер-офицерская жена!
В.У вас там, в передней, сторожа завели гусей с маленькими гусёнками.
3. Какое из данных утверждений является неверным?
Определенно-личные предложения – это…
А. односоставные предложения
Б. предложения, в которых сказуемое-глагол стоит в форме 3-его лица множественного числа настоящего (будущего) времени или в форме множественного числа прошедшего времени.
В.предложения, в которых окончания глаголов достаточно определенно указывают на подлежащее.
4. Какая схема соответствует предложению: Больным велено габерсуп давать, а у меня по всем коридорам несет такая капус
А. [двусост.], а [ двусост.]
Б. [безл.], а [двусост.]
В. [определенно-личное], а [двусост.]
5. Определите тип предложения: Смотри, не по чину берёшь!
А. неопределенно-личное
Б. определенно-личное
В. безличное
2 вариант
1. Найдите среди данных предложений односоставное.
А. Лучше я употреблю это время на пользу государственную.
Б. Начальство имеет тонкие виды на наш уезд.
В. Колпаки, пожалуй, можно надеть и чистые.
2. Определите тип предложения: Ещё умный человек!
А. односоставное
Б. двусоставное
3. Какое из данных утверждений является неверным?
Определенно-личные предложения – это…
А. предложения, в которых окончания сказуемых-глаголов определенно указывает на лицо и число местоимений (я, ты, мы, вы)
Б. односоставные предложения
В. Предложения, употребляющиеся только в разговорной речи
4. Какая схема соответствует предложению: Спешу уведомить тебя, что приехал чиновник с предписанием осмотреть всю губернию и особенно наш уезд.
А. [двусост.], а [ двусост.]
Б. [безл.], а [двусост.]
В. [определенно-личное], а [двусост.]
5. Определите тип предложения: Не будет ли угодно Вам осмотреть богоугодные заведения!
А. неопределенно-личное
Б. определенно-личное
В. безличное
VI. Подведение итога урока. Выставление оценок
– Какие предложения называют односоставными?
– Назовите, какие предложения называются
определенно-личными?
– Какие предложения называются
неопределенно-личными?
– Какие предложения называются безличными?
Назывными?
VII. Домашнее задание: сделать синтаксический разбор трех односоставных предложений из комедии «Ревизор», повторить п. 21-22.