Интегрированный урок (окружающий мир + информатика) по теме "Достопримечательности Санкт-Петербурга"

Разделы: Начальная школа


Цель: формирование представлений о достопримечательностях СПб.

Задачи:

  • актуализация знаний по теме урока;
  • развитие речи учащихся;
  • коррекция пространственных представлений;
  • повышение компьютерной компетентности;
  • патриотическое воспитание;
  • повышение мотивации к учебной деятельности;
  • развитие психических процессов: абстрактно-логического мышления; концентрации и переключаемости внимания, вербальной памяти.

Оборудование: презентация, аудиозапись гимна СПб, карты с контурными изображениями достопримечательностей СПб, тест Excel, словарные слова, тестовое задание Visual Basic, карточки для составления предложений, панорама города из детской мультимедийной энциклопедии Кирилла и Мефодия

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Сообщение темы урока.

Учитель:

Прозвенел уже звонок!
Начинаем наш урок!
Нам надо многое понять,
Чтобы город наш узнать!

Посмотрите на виды города и послушайте музыку. После вы ответите на вопрос, какой город вы видели?

Ученики: Мы видели панораму Санкт-Петербурга.
Учитель: А музыка, которую вы слушали – это «Гимн великого города» – гимн Санкт- Петербурга. Наш родной город СПб является одним из самых красивых городов мира. Почему? Ученики:  В нашем городе много красивых зданий, памятников, мостов, дворцов. Учитель: Всё это – достопримечательности. (Открывается тема урока.) Тема нашего урока – достопримечательности СПб.

II. Работа над темой

Рисунок 1.

Учитель: Что вы видите на слайде? Кому посвящён этот памятник?
Ученики: Этот памятник посвящен Петру Первому.
Учитель: Пётр I – русский царь, который основал наш город. В каком году это произошло?
Ученики: В 1703 году.
Учитель: Памятник называется Медный Всадник. Кто такой всадник?
Ученики: Человека на лошади называется всадник.

raznoe_vsadnik

Рисунок 2.

Учитель: Посмотрите внимательно, какое лицо у Петра I?
Ученики: Серьезное, волевое.
Учитель: И в жизни царю нужны были эти качества, чтобы править такой большой страной как Россия.

Рисунок 3.

Кого мы видим под копытами коня? Что делает конь со змеёй? Змея является символом добра или зла? Автор памятника хотел показать, что Пётр I борется со злом – врагами России!

Рисунок 4.

Посмотрите, на чём установлен памятник? Камень был привезён издалека. В то время не было грузовых машин, и его, казалось, невозможно было перевести, поэтому приходилось строить специальные большие санки, на которых камень и был доставлен в город.

 

Рисунок 5.

День рождения нашего города связан с началом строительства Петропавловской крепости. Строительство крепости продолжалось долго. Такой вид она имеет сейчас. Что такое крепость? Какие стены у крепости?
Ученики: Крепости служат для обороны от врагов, поэтому стены их прочные, толстые.
Учитель: Снаружи мы видим мощную крепостную стену. Если мы пройдём на территорию крепости, мы увидим целый ряд сооружений.

Рисунок 6.

Это Петропавловский собор. Что такое собор?
Ученики: Собор – большая церковь.
Учитель: Какая крыша у Петропавловского собора?
Ученики: Высокая, узкая, тонкая.
Учитель: Такой вид крыши называется шпиль. Посмотрите, что на вершине шпиля.

Рисунок 7.

Шпиль Петропавловской крепости – самое высокое сооружение в СПб. На территории Петропавловской крепости есть пушка, которая стреляет каждый день ровно в полдень.

Рисунок 8.

Посмотрите на карту города.

Рисунок 9.

Учитель: Что обозначают синие полосы?
Ученики: Реки.
Учитель: В СПб много рек. Какая главная река в нашем городе?
Ученики: Нева.
Учитель: Реки со всех сторон окружают сушу, образуя острова. Что необходимо было построить, чтобы перебираться через реки с острова на остров?
Ученики: Мосты.
Учитель: В СПб очень много мостов. Некоторые мосты через Неву имеют особенность. Часть моста поднимается.

Рисунок 10.

Тогда мы говорим, что мост разведён. Зачем разводят мосты?
Ученики: Мосты разводят для того, чтобы под ними могли пройти большие корабли с высокими мачтами.
Учитель: Для того чтобы узнать, сколько разводных мостов в нашем городе, решите примеры.
Ученики решают примеры  на индивидуаьных карточках.
Ученики: Разводных мостов в нашем городе семь.
Учитель: СПб – город дворцов. Напротив Петропавловской крепости, на берегу Невы, стоит Зимний дворец.

Рисунок 11.

Что такое дворец?
Ученики: Дворец – это красивый дом, где жили цари.
Учитель: Как вы думаете, почему этот дворец назван Зимним?
Ученики: Цари жили в этом дворце зимой.
Учитель: Посмотрите на здание Зимнего дворца, давайте опишем его, какое оно? Сейчас в Зимнем дворце находится Эрмитаж – один из крупнейших музеев мира.
Мы поговорили о некоторых достопримечательностях нашего города.
Давайте назовем их.
Ученики: Медный Всадник, Петропавловская крепость, разводные мосты, Зимний дворец.

Рисунок 12.

III. Физминутка

– Вот они перед вами на одном слайде. Тянитесь руками в направлении  стрелочки, показывающей на достопримечательность, которую я назову.

IV. Работа со словарными словами

– Чтобы успешно выполнять следующие задания нашего урока, повторим слова, с которыми мы познакомились сегодня. Прочитаем их.

Ученики читают слова на доске: собор, всадник, Эрмитаж, дворец, шпиль, крепость, памятник.

Учитель: Одно из этих слов написано у вас на карточках, прочитайте его и составьте предложение с ним.

Ученики составляют предложения

V. Работа на персональном компьютере

Тест. (Приложение 1)

Задание – ответить на вопросы теста. Учитель читает вопросы теста, ученики выбирают вариант ответа.

VI. Физминутка для глаз: контурные изображения достопримечательностей. (Приложение 2)

Учитель: Посмотрите на рисунок. Что на нём изображено?

VII. Закрепление изученного материала

Учитель: Вы познакомились со многими достопримечательностями Санкт-Петербурга. Послушайте загадки и отгадайте, о чём идёт речь.

Что за всадник на коне?
На огромном валуне?
В честь великого царя
Он воздвигнут был не зря.

 Ангел машет нам крылом.
Он на шпиле золотом
Крепость эту триста лет
Охранял от разных бед.

Семь красавцев над Невой,
Над свинцовою водой.
Чтоб корабль провести,
Надо каждый развести.

Был наш город заложен Петром.
И выросла крепость на месте том.
А вокруг шепчут волны Невы,
Может крепость эту знаете вы?

Город наш на островах,
Весь в гранитных берегах.
Через реки и каналы
Чего проложено немало?

Пётр первый смотрит вдаль,
И в глазах сверкает сталь.
Что за памятник такой
Над широкою Невой.

Есть в Петербурге великий музей,
Посещают его миллионы людей.
А рядом площадь Дворцовая
И река в гранит закованная.

VIII. Итоги урока и оценка деятельности учащихся

– Сегодня мы говорили о достопримечательностях нашего города. Вспомните о каких? Какое задание показалось вам самым интересным? Какое задание было самым трудным?