Цель:
- Формировать:
- представления о доброте, радости, огорчении, дружеских взаимоотношениях на примере песен В.Шаинского, И. Лученка, А.Иванова, В.Герчик и стихов Е.Благининой;
- понимание того, что вежливость является важным составляющим качеством каждого воспитанного человека;
- коммуникативные навыки, честность, мужество;
- моральные качества – доброту.
- Учить правильно реагировать на происходящее вокруг них посредством мимики и жестов.
- Воспитывать не только желание, но и потребность проявлять доброту, заботу, внимание друг к другу.
- Обогащать словарный запас детей новыми терминами в области чувств и эмоций: мимика, жесты, вежливость, этикет.
Оборудование: запись песни «Когда мои друзья со мной», картины, дубовые листочки с изображениями ситуаций, дуб, картины принц, нищенка, игрушки, музыкальный центр, ширма.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Дети входят в зал под песню В.Шаинского «Когда мои друзья со мной».
Ведущий. Сегодня у нас необычное занятие. И прежде чем его начать, давайте позовём хорошее настроение. Для этого надо посмотреть друг на друга и улыбнуться. Сейчас будет звучать музыка, а вы должны определить её настроение с помощью движений и разноцветных кусочков ткани.
Дети слушают музыку, выполняют движения, соответствующие её характеру, выбирают кусочки ткани, соответствующие настроению музыки.
Ведущий. Как вы думаете, что надо делать, чтобы у людей, которые нас окружают, было хорошее настроение?
Дети исполняют песню В. Шаинского «Улыбка». После садятся на стулья.
Музыкальный руководитель (далее М.Р.) Мы послушали с вами песню про улыбку, и все улыбнулись. Скажите, а когда человек улыбается?
М.Р. Сегодня я наблюдала за двумя мальчиками, которые не просто улыбались, а хохотали, увидев, как старушка поскользнулась и упала. Получается, ребятам в этот момент было хорошо? Что вы думаете об этом?
М.Р. Значит, это были злые, невоспитанные мальчики. Чем чаще мы видим добрые улыбки, слышим добрые шутки, тем меньше среди нас остаётся людей злых, невоспитанных. Так что же начинается с улыбки?
М.Р. О дружбе и добре написано много песен и сочинено стихов. Послушайте стихотворение и подумайте, как могут помириться поссорившиеся подруги.
Поссорились
Мы поссорились с подругой и уселись.
Очень скучно друг без друга.
Помириться нужно нам.
Я её не обижала,
Только мишку подержала,
И сказала «Не отдам!».Дам ей мишку, извинюсь,
Я пойду и помирюсь.
Дам ей мячик, дам трамвай.
И скажу: «Играть давай!».
Девочка читает стихотворение Е.Благининой «Подарок»
Пришла ко мне подружка
И мы играли с ней
И вот одна игрушка
Вдруг приглянулась ей.
Лягушка заводная,
Весёлая, смешная.
Мне скучно без игрушки -
Любимая была,
А всё-таки подружке
Игрушку отдала.
Ведущий.
– Какое стихотворение вам понравилось
больше?
– Правильно ли поступила первая девочка,
отобрав игрушку? А вторая?
– Как должны вести себя друзья?
Ответы детей.
Дети исполняют песню В.Герчик «Песенка друзей».
Мальчик читает стихотворение.
Мы порой не замечаем,
Как девчонок обижаем
И игрушки отнимаем,
И за бантики таскаем.
И за всё, в чём виноваты,
Вы простите нас, девчата!
Мальчики приглашают девочек на танец «Девочки красивые». (Музыкальное сопровождение р.н.п. «В роще пел соловушка»)
1. Девочки красивые в группе у нас.
Эту песенку споём только для вас.
Девочки-припевочки, бровки их дугой. Ой!
Ох, как вы нам нравитесь, ой-ой-ой-ой!
2. Музыку весёлую очень прошу,
Девочку потанцевать я приглашу.
Быстро в танце закружусь вместе с тобой. Ой!
Ох, как ты мне нравишься, ой-ой-ой-ой!
Танец.
3. Мы играем целый день в детском саду.
С настроением домой я ухожу.
До свидания скажу, помашу рукой. Ой!
Ох, как вы нам нравитесь, ой-ой-о-й-ой!
4. Занимаемся весь день, здесь мы растём.
Быстро время пролетит – в школу пойдём.
Я за парту за одну сяду с тобой. Ой!
Ох, как ты мне нравишься, ой-ой-ой-ой!
Ведущий. А теперь мы поиграем.
Проводится игра «Доскажи словечко».
1. Если встретится знакомый, хоть на улице, хоть
дома,
Не стесняйся, не лукавствуй, а скажи погромче … (здравствуй).
2. Если просишь что-нибудь, то сначала не забудь
Разомкнуть свои уста и сказать … (пожалуйста).
3. Если невежей прослыть не хотите,
Очень прошу вас, будьте мудры,
Вежливым словом просьбу начните:
Будьте … (любезны), будьте ... (добры).
4. Если встретилась компания, не поспешно, не
заранее,
То в минуту расставания всем скажите … (до
свидания).
5. Если, словом или делом вам помог кто-либо,
Не стесняйтесь громко, смело говорить … (спасибо)
– Какие вежливые слова вы ещё знаете? (Дети называют вежливые слова).
Ведущий. Вежливость – это учтивость, благовоспитанность, соблюдение бытовых приличий. Этого требует вежливость.
Мальчик читает стихотворение.
Всем испортить настроенье
Может наше поведенье.
Коля с Катей побранились
А потом не помирились.
Толя Вадика толкнул –
Тот в тарелку нос макнул!
Не слыхали эти дети
Ничего об этикете.
Ведущий. А вы знаете, что такое этикет? Этикет – это правила поведения в обществе. Слово «этикет» впервые было употреблено в современном его значении на приеме при дворе короля Франции Людовика.
Ведущий. У людей могут быть любимыми не только игрушки, песни, стихи, но и движения, выражение лица, с помощью которых они общаются. Называются такие движения головы, рук – жесты, лица – мимика. У разных народов мира есть свои особые способы здороваться. Например, якуты здороваются так: они при приветствии прикасаются кончиками носов, а японцы складывают ладони рук перед грудью, и кивают. Попробуем поприветствовать друг друга на языке жестов этих народов.
Дети выполняют задание.
Ведущий. А теперь выполните следующее задание. (Жестами показывает детям, что нужно встать).
Дети исполняют «Вежливую» песню». (Приложение 1)
1. Мы ты танцуем сегодня, улыбаясь друг другу
Настроение отличное у всех. Цок, цок. (Щелкают языком)
Потому что девчонки, потому что мальчишки
Любят шутки, музыку и смех.Припев.
Ля-ля-ля, хлоп, хлоп,
Ля-ля-ля, хлоп, хлоп,
Это песенка весёлая моя цок, цок, цок.
Ля-ля-ля, хлоп, хлоп,
Ля-ля-ля, хлоп, хлоп,
Это песенка чудесная моя цок, цок, цок.2. Мы умеем прощаться, знаем, как извиняться
Научили нас в садике играть.
Слабых мы защищаем, взрослых мы уважаем
И стараемся вежливыми стать.3. Слово доброе скажем, как смеяться покажем,
Пусть порадует песенка и нас.
Подмигнём мы друг другу
И прогоним мы скуку
Настроенье отличное у нас.
Ведущий. А сейчас посмотрим, хорошо ли вы усвоили урок вежливости.
Проводится игра «Хорошо – плохо»
(Ведущий называет пример поступка, дети аплодисментами обозначают правильный: порвал одежду, защитил слабого, поссорился с мамой, обогрел и накормил котёнка, сорвал ветку с дерева, сломал игрушку, разбил вазу, помог малышу одеться, поделился конфетой, обидел девочку, поблагодарил за помощь).
Из-за ширмы голос «Ребята, давайте жить дружно! Делайте только хорошо и не делайте плохо. А я хочу с вами поиграть. У меня листочки с правилами. Вы соберите только те листочки, на которых изображения нужные человеку правила и развешайте на дуб мудрости. (Дети выполняют задание, ведущая комментирует выбор детей). А теперь давайте споём мою любимую песенку.
Дети исполняют песню В. Шаинского «Если добрый ты».
1. Дождик босиком по земле прошёл
Клёны по плечам хлопал.
Если ясный день – это хорошо,
А когда наоборот – плохо.2. Слышишь, как звенят в небе высоко
Солнечных лучей струны?
Если добрый ты – то всегда легко,
А когда наоборот – трудно.3. С каждым поделись радостью своей
Рассыпая смех звучно.
Если песни петь – с ними веселей,
А когда наоборот – скучно.
Ведущий. А вы совершали плохие поступки?
Проводится психо-гимнастика «Выйди к свету»
(На фоне мелодии, которая звучит сначала мрачно, тревожно и постепенно её звучание становится светлым, спокойным.)
Закройте глаза, и представьте, что вы
находитесь в тёмной пещере. Вам холодно, страшно.
И вдруг, вы увидели, что вдалеке засветился луч
света. Вы пошли вперёд за этим лучом, и
вышли из пещеры.
А теперь откройте глаза. Что вы чувствовали? (Ответы,
рассуждения детей.)
Ведущий. А сейчас послушайте сказку.
Давным-давно во время урагана в бедную крестьянскую семью с неба упал ребёнок. Он был таким красивым, что все его стали звать Звёздный мальчик.
Он рос, приёмные родители души в нём не чаяли. И вот, спустя много лет, к ним в дом постучали. Мальчик открыл дверь и на пороге дома увидел нищенку.
Она просила у него хлеба. Мальчик стал смеяться
над ней и прогнал.
Вскоре после этой встречи мальчик стал
раскаиваться в своих поступках. Он вспомнил свою
маму и дал себе слово найти её. Долгие годы искал,
исходил много дорог, узнал, что такое голод и
холод, научился помогать людям. Однажды ему на
пути встретилась добрая женщина, которая
предложила угощение. Но мальчик отказался от
угощения, поблагодарив женщину, вспомнив, как он
обидел нищенку. Судьба мальчика изменилась:
вскоре он нашёл маму и вместе с ней вернулся к
приёмным родителям. Он женился, у него родились
свои дети.
На всю жизнь он запомнил, что ты всегда можешь помочь тому, кто нуждается в помощи.
Ведущий. Посмотрите, какое
угощение предложила мальчику женщина. Подойдите,
и выберите что-нибудь одно. (На одной вазе
лежат конфеты, на другой – кусочки чёрного
хлеба.)
Почему выбрали хлеб? Какой поступок совершил
мальчик, прогнав нищенку? А вы совершали плохие
поступки? Как изменился мальчик? Почему мальчик
отказался от угощения? Чему научился мальчик за
время странствий?
Ответы детей.
Ведущий. Сегодня мы с вами много говорили об очень важном, без чего нельзя прожить. Это дружба.
– В заключение нашего праздника мы исполним песню.
Дети исполняют песню А.Иванова на стихи Н. Потоцкого «Ты да я, да мы с тобой».