Объект исследования – невербальное общение детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – игровые приемы как средство развития навыков невербального общения со сверстниками.
Гипотеза исследования: формирование навыков невербального общения у дошкольников будет проходить более эффективно при условии использования педагогически обоснованных игровых приемов, включающих упражнения на различение эмоциональных состояний, понимание средств мимики и пантомимики.
Цель исследования – изучить возможности игровой деятельности в развитии навыков невербального общения.
В соответствии с проблемой, предметом и целью исследования сформулированы следующие задачи:
- проанализировать психолого-педагогические исследования отечественных и зарубежных авторов по проблеме формирования навыков общения у дошкольников;
- выявить влияние игры на активизацию невербального общения;
- разработать и апробировать методические приемы использования игровых упражнений в формировании навыков невербального общения старших дошкольников, определить их результативность.
Новизна исследования
- систематизация игр на развитие невербального общения детей старшего возраста:
- на различение эмоциональных состояний,
- понимание средств мимики, пантомимики, жестов.
Практическая значимость нашего исследования заключается в том, что система игровых упражнений, разработанных и апробированных нами, может быть использована в практике работы дошкольных учреждений, а также для работы с ребенком в семье.
Экспериментальной базой исследования является «Новоарбанский детский сад «Радуга» комбинированного вида п. Новый, Медведевского района, РМЭ.
Мы наметили формы и приёмы работы с детьми. На практике в течение года мы использовали все намеченные нами мероприятия по заранее составленному плану: работа велась как непосредственно с детьми, так и с родителями.
С учетом предварительной диагностики и
наблюдений был разработан перспективный план по
формированию навыков невербального общения для
детей старшей группы, который был реализован в
ходе формирующего эксперимента (см. Приложение
1).
В ходе своей работы мы ставили цели обучить детей
навыкам невербального общения, но обучение это
должно быть не прямым, а косвенным. Мы решили
проводить игровые упражнения на формирование
навыков невербального общения в ходе игры. Игры
мы проводили при подгрупповой, индивидуальной и
фронтальной организации.
При проведении игр придерживались некоторых правил, касающихся организации и проведения игры:
– не использовать за один раз сразу несколько игр, может сложиться негативное отношение к игре;
– нельзя говорить ребенку, что он сделал что-то неправильно, иначе в дальнейшем он будет бояться давать искренние ответы.
Кроме того, дети должны иметь возможность самостоятельно выбирать партнера, располагаться соответственно желанию в групповой комнате, свободно общаться друг с другом, рассматривать выполненные работы друзей, определяя, кто из играющих более точно запомнил и выполнил задание.
В рамках системы мероприятий по формированию навыков невербального общения была предусмотрена и работа с родителями:
– индивидуальные беседы,
– совместная деятельность,
– родительские собрания.
Цель родительских собраний была следующая:
– ознакомление с формами, функциями общения;
– углубление знаний психолого-педагогических основ общения детей со сверстниками.
Дали родителям рекомендации с целями
совершенствованиями собственных умений
общения, познакомили с правилами поведения в
процессе общения с детьми.
Таким образом, в результате проделанной работы
мы пришли к выводу о возможности,
целесообразности и необходимости формирования
навыков невербального общения у детей, а наша
гипотеза подтвердилась.
Литература:
1. Бычкова С.С. Формирование умения общения
со сверстниками. – М.: Аркти, 2002 – 96с.
2. Волков Б.С. Психология общения в детском
возрасте. – М.: Педагогическое общество России,
2003 – 239с.
3. Галигузова Л.Н.
Искусство общения с ребёнком. М.: Аркти 2004 – 159с.
4. Горшкова Е. Учите детей общаться. //
Дошкольное воспитание. 2000 №12
5. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В.Учим детей
общению. Ярославль: Академия развития. 1986.
6. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира
детей. Ярославль 1996.
7. Минаева В.М. Развитие эмоций
дошкольников. М. Аркти, 2001.
8. Панфилова М.А. Игротерапия
общения. М.: Гном и Д, 2002.
9. Пиз Аллан. Язык жестов. Воронеж
1990.
10. Юдина Е. Коммуникативное
развитие ребёнка. // Дошкольное воспитание – 1999.
– №9. – с. 10.