Цель: Познакомить учащихся школы с бессмертным образом белых журавлей Расула Гамзатова перелетели границы стран и континентов и навеки запечатлены в десятках памятников по всему миру - в России, Японии, США, Украине, Узбекистане.
Задачи:
-
Образовательные:
-
Формирование информационной компетентности учащихся: развитие умения учащихся работать с различными источниками информации, умения выделять главное, находить и использовать нужную информацию из разнообразных источников, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, сети Интернет. Развитие умения представлять результат своей работы - мультимедийную презентацию.
-
Формирование у учащихся представлений о связи краеведения с историей, литературой.
Воспитательные:
-
Формирование гражданской ответственности, уважительного отношения к исторической памяти своего народа, исторических фактах, документах.
-
Формирование навыков доброжелательного общения, взаимопомощи при работе в группе.
Развивающие:
-
Развитие творческих способностей учащихся при создании мультимедийных презентаций.
-
Формирование элементов творческого поиска, познавательного интереса при подготовке мультимедийных презентаций.
-
Развитие эмоционально-ценностного мышления учащихся на примере взаимодействия краеведения, литературы, истории.
Подготовка к выступлению: заранее учащиеся разбиваются на группы, выбираются руководители групп. С учащимися обсуждаются основные страницы журнала, по которым группы собирают необходимый материал, готовят мультимедийные презентации к уроку.
Дата проведения: актовый зал школы 8 мая в 12.00
Оборудование:
- компьютер, мультимедиапроектор, экран.
- Весь класс выстраивается на сцене двумя клиньями.
- В руках у всех свечи и японский журавлик «оригами»
Время выступления – 6 минут.
Слайд -2
Ведущий 1: 22 октября в России отмечают один из самых романтичных праздников - праздник Белых Журавлей.
Слайд - 3
Ведущий 2: Праздник возник по инициативе народного поэта Дагестана Расула Гамзатова и отмечается уже два десятилетия. Это праздник в память о павших на полях сражений во всех войнах.
Слайд - 3
Ведущий 3: Стихотворение Расула Гамзатова «Журавли», в России знает, наверное, каждый на основе которого была создана песня, имеет интересную предысторию. Находясь в Японии, Расул Гамзатов увидел известный памятник белым журавлям в Хиросиме. Ему рассказали и историю о девочке, ставшей жертвой последствий ядерной бомбардировки и так и не успевшей вырезать из бумаги тысячу журавликов.
Слайд - 3
Ведущий 4: Здесь же, в Японии, он получил телеграмму, в которой сообщалось о кончине его матери. Гамзатов вылетел в Москву и в самолете, думая о матери, вспомнил и умершего отца, и погибших на войне братьев. И та хиросимская девочка с бумажными журавликами не уходила из памяти. Вот так и родилось стихотворение, которое начиналось этими строчками:
Мне кажется порою, что джигиты,
С кровавых не пришедшие полей,
В могилах братских не были зарыты,
А превратились в белых журавлей...
Слайд – 4,5
Ведущий 5: Стихотворение увидел в журнале «Новый мир» Марк Бернес. Переработав его при посредстве автора и переводчика Наума Гребнева, Бернес прочитал его Яну Френкелю и попросил его написать музыку.
Так родилась эта знаменитая песня, а потом благодаря ей родился и праздник.
Слайд - 6
Ведущий 5: Согласитесь, это бывает крайне редко. Праздник, родившийся из песни.
Сам праздник Белых Журавлей отмечается в высокогорном дагестанском селении Гуниб. Сюда собираются представители многочисленных дагестанских народов и народов других республик, чтобы вспомнить погибших воинов. Но с годами этот праздник стал символом мира на Кавказе. Символом общей судьбы русского народа и многочисленных народов Кавказа.
Слайд - 6
Ведущий 6: Журавли не имеют национальности – они символизируют память обо всех погибших на полях сражений. Не случайно в разных уголках бывшего Советского Союза воздвигнуто 24 памятника белым журавлям. Это говорит о том, что всех нас объединяет память, общая история, общее родство.
Слайд - 6
Ведущий 7: Так или иначе, памятник в Осетии открыл Целую галерею памятников, где метафора летящих журавлей используется для передачи скорби по воинам, не вернувшимся с войны. Об этих Памятниках мы рассказали мы в нашей презентации
Слайд - 7
Ведущий 8:
Ровным клином летят журавли,
И, курлыча, стонут они
О них – о погибших и всё же живых,
О них, о них…
Для них всё кончено давно,
Похоронила их ночная мгла,
Вернуться им уже не суждено,
Лежат в сырой земле и тлеют их тела.
Кто помнит тех сапёров,
Что жизнь свою отдали?
Кто помнит тех героев,
Что землю защищали?
Всё окутано давно туманом,
И пелена стоит в глазах.
Наша память оказалась лишь обманом
Для тех, кто сейчас парит в небесах.
Мы забыли об их страданьях,
Которые им пришлось пережить;
Мы забыли об их тайных желаньях:
Только бы выжить и жить, жить!
И только журавли всё летят и летят
И, взывая к памяти о павших, всё кричат и кричат…
Слайды с 8 по 36
Звучит песня в исполнение детей (минус - 3 минуты 42 секунды)
Мне кажется порою, что солдаты,
С кровавых не пришедшие полей,
Не в землю нашу полегли когда-то,
А превратились в белых журавлей.Они до сей поры с времен тех дальних,
Летят и подают нам голоса.
Не потому ль так часто и печально
Мы замолкаем, глядя в небеса?Летит, летит по небу клин усталый –
Летит в тумане на исходе дня,
И в том строю есть промежуток малый
Быть может, это место для меня!Настанет день, и с журавлиной стаей
Я поплыву в такой же сизой мгле,
Из-под небес по-птичьи окликая.
Всех вас, кого оставил на земле.
(ребята зажигают свечи)
Мне кажется порою, что солдаты,
С кровавых не пришедшие полей,
Не в землю нашу полегли когда-то,
А превратились в белых журавлей.
Ребята после выступления ветеранам, гостям и членам жури, дарят на память японского журавлика «оригами»
Используемая литература:
- Статья «Журавли над Родиной» С. В. Рогачёва – № 9 (856) с 1 – 15 мая, 2008 год,стр.3,14-15,20-21,28-29,34-35 и 41, газета «География», издательский дом «Первое сентября»
- Энциклопедия саратовского края. Саратов. Приволжское книжное издательство, 2002г.
- Интернет ресурсы