Цель: литературное и нравственное развитие, обогащение читательского опыта обучающихся.
Задачи:
- формировать литературоведческие представления и понятия;
- учить выявлять позицию автора, выражать своё понимание произведения;
- развивать речевые умения;
- развивать воссоздающее и творческое воображение обучающихся;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость к прочитанному.
Оборудование: рисунок Зимушки-Зимы, снеговика; мешок со снегом; импровизированные ворота; снежинки с буквами “п”, “о”, “э”, “з”, “и”, “я”; рисунки снежных комков с текстами; снежинки-модели; сигнальные карточки заместители; 4 ватмана; музыка П.И.Чайковского “Времена года”.
I. Подготовительная работа.
1. – Ребята, к нам на урок пришла гостья, но вам надо узнать кто она.
Тройка-тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица,
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом,
Всё покрыла серебром. /Зима/
- Правильно, это Зимушка-Зима!
Рисунок Зимушки-зимы.
- А что я о ней прочитала? Покажите при помощи заместителя.
- Почему вы считаете, что это загадка?
Игра “ Отгадай, что в мешке”.
- Несмотря на свой суровый характер, зимушка-Зима пришла не с пустыми руками. Она принесла подарок.
Мешок, в котором коробка со снегом.
- Чтобы угадать, что за подарок принесла Зима, надо опустить руку в мешок, и, не называя то, что там находится, подробно описать.
- “Всё покрылось серебром”, что это такое “серебро”?
- А как ещё можно назвать снег, с чем сравнить?
- О какой “тройке” идёт речь?
- Сколько всего зимних месяцев?
- Какой месяц первый? Какой последний? Какой месяц между декабрём и февралём?
- Какие изменения произошли в природе с приходом зимы?
2. Динамическая пауза.
- Давайте встанем в круг, и расскажем об изменениях в природе.
Дети идут по кругу и хором произносят слова.
Так недавно к нам в оконце
Каждый день глядело солнце,
А теперь пора настала –
В поле вьюга загуляла.
Разбежалась с песней звонкой,
Всё укрыла как пелёнкой,
Запушила снежным пухом –
Стало всюду пусто, глухо.
3. Проверка домашнего задания.
- Зимушка-Зима очень любит не только себя показать, но и послушать, что о ней люди говорят. Поэтому предлагаю поиграть. Игра называется “Ворота Зимы”. Для этого надо разбиться на пары и рассказать пословицы и поговорки о зиме, которые вы готовили дома. Говорить надо громко, чётко, чтобы Зимушка-Зима их услышать могла. Кто в ворота пройдёт, тот занимает своё место за партой.
- Кто пословицу иль поговорку прочтёт,
Тот и в ворота Зимы пройдёт.
Игра “Ворота Зимы”.
Дети стоят парами перед воротами.
Чья пара называет пословицу или поговорку о зиме – проходит.
- Покажите заместитель, которым обозначаем пословицы.
4. – Но зимушка-Зима никак не хочет успокаиваться. Говорит: “ Ледяной ветер на вас напущу, снегом всё завалю. Буду морозом щёки, нос щипать, если не справитесь со следующим заданием”.
Выложить из снежинок слово “Поэзия”.
- Знаете ли вы, что означает это слово?
- Поэзия – это искусство, это стихотворная речь. Стихотворения создают поэты. Это те люди, которые обладают талантом так построить речь, чтобы она звучала как музыка.
Поэзия – это чудесная страна. Я приглашаю вас в путешествие по стране с удивительным названием “Поэзия”.
На доске рисунки двух снежных комков.
На обратной стороне написаны тексты.
- Но дорогу нам перекрыли два огромных снежных кома. Чтобы их убрать с дороги, надо определить, какой из текстов можно отнести к поэзии.
1.) Белым ровным слоем покрыл снег землю. Все деревья окружены снегом. Под его тяжестью берёзы и ели склонили свои ветви. Очень тихо вокруг. А в лесу мороз кружева развесил – ни в сказке сказать, ни пером описать. Невзначай зацепишь – летит на шапки алмазная пыль.
2.) Чародейкою Зимою
Околдован лес стоит, -
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
- Какие строки можно отнести к поэзии? Почему?
II. Слушание и работа над стихотворением А.А. Блока “Снег да снег”.
- Мы начинаем своё путешествие по стране “Поэзии”, но отправиться в него сможет только тот, кто умеет не только слушать, но и видеть.
Может ли человек, читая или слушая, “увидеть” то, о чём говорится?
- А вы умеете слушать? А видеть?
- Тогда в путь!
1. Чтение стихотворения учителем.
2. Работа с произведением.
- Что я вам читала? Покажите заместитель.
- Почему вы так думаете?
- Какое настроение передаёт автор в своём произведении?
- Пока я читала стихотворение, в воздухе кружились снежинки. Они легли к вам на парты и просят изобразить на них модель обложки к прослушанному стихотворению.
У каждого ученика на парте лежит снежинка.
На доске большая снежинка, на которой будет работать учитель.
3. Словарная работа.
- Есть ли в стихотворении слова, значение которых вам непонятно?
4. Беседа об авторе.
- Может кто-нибудь знает автора этого произведения?
- Это стихотворение написал А.А.Блок.
Укажите на модели фамилию автора.
Он родился в семье, где увлекались литературой. Стихи Александра Александровича отличаются напевностью и музыкальностью. Известно, когда поэт читал свои стихи, то слушатели шёпотом повторяли вместе с ним строки.
Поэзия А.А.Блока проникнута такой задушевностью, что тот, кто знакомится с ней, навсегда остаётся почитателем поэта.
А.А.Блок чаще писал о природе, родине, чувствах человека.
5. Продолжение работы с произведением.
- А о чём это стихотворение?
- Покажите, каким цветом обозначается стихотворение о природе?
Изобразите это на модели.
- Как бы вы озаглавили это произведение? Почему?
- А.А.Блок назвал своё стихотворение “Снег да снег”.
Изобразите название стихотворения на модели.
6. Работа с моделью обложки.
- Покажите, где на модели указывается фамилия автора.
- Кто автор произведения, которое слушали на уроке?
- Покажите, где на модели указывается название произведения.
- Как называется произведение А.А.Блока, которое вы сегодня слушали?
- Где на модели указан жанр произведения? Каким знаком обозначаем?
- К какому жанру относится произведение А.А.Блока “Снег да снег”?
- Какова тема стихотворения?
- Как обозначили тему на модели обложки?
III. Повторное слушание.
- Как автор относится к природе; к людям?
- Кто назовёт фамилию автора?
IV. Творческая работа.
- А. А. Блок написал стихотворение “ Снег да снег” при помощи слов, а вам предстоит изобразить то, что вы увидели во время слушания при помощи красок.
Звучит музыка П.И.Чайковского “Времена года”.
Дети работают в творческих группах.
V. Презентация работ учащихся.
VI. Итог.
- Назовите произведение, которое мы слушали на уроке.
VII. Домашнее задание.
Принести книги со стихами А.А.Блока.