Урок по курсу "История западной России (Калининградская область)". 6-й класс. Тема: "Путь Тевтонского ордена в Пруссию"

Разделы: История и обществознание

Класс: 6


Цели:

  1. Познакомить с ситуацией в Юго-Восточной Прибалтике в начале 13 века.
  2. Выяснить причины появления Тевтонцев в этом регионе.
  3. Продолжить работу над формированием компетенции анализа исторического текста.
  4. Формировать навыки монологической и диалогической речи, навыки анализа исторической ситуации.

Ход урока.

Организационный момент.

Проверка готовности к уроку, запись домашнего задания, постановка целей и задач.

Опрос по пройденному материалу:

  1. Почему во второй половине 12 века Ватикан обратил внимание на Прибалтику?
  2. Какие шаги предпринимала Папская власть для христианизации Прибалтики?
  3. Почему христианизация Ливонии послужила примером для христианизации Пруссии?
  4. Как вы думаете, для чего Конрад Мазовецкий организовывал борьбу с пруссами?

Сообщение темы урока и постановка задач.

Слайд 1. Сегодня мы с вами поговорим о пути Тевтонского ордена в Пруссию. И вы должны будете определить, что стало причиной появления Тевтонцев в Пруссии, и почему у них сформировался интерес к Юго-Восточной Прибалтике.

Слово учителя:

Подводя итоги прошлого урока и сегодняшних Ваших ответов нужно сказать, что итогом борьбы польского рыцарства с пруссами явилось полное разорение захваченной ранее Кульмской земли и постоянные набеги пруссов, желающих вернуть себе контроль над этими землями. То есть идея национального (польского) крестового похода в языческую Пруссию провалилась. Оставалось единственное – обратиться за помощью к духовно-рыцарским орденам.

Слайд 2. Для этого вспомним:

Что такое духовно-рыцарский орден?

(Примерный ответ учеников): - это военно-монашеская организация западноевропейских рыцарей, созданная под руководством католической церкви. Подчиняется только своему магистру и Папе Римскому.

Чем занимались духовно-рыцарские ордены?

(Примерный ответ учеников):- вели войны за Горб Господень в Палестине, участвовали в крестовых походах.

Слово учителя: прослушайте небольшую историческую справку.

Историческая справка:

Военно-монашеские организации западноевропейских рыцарей, возникшие в 12 веке , в эпоху крестовых походов с целью защиты паломников и больных при христианских святынях в Палестине. Позднее сосредоточились на ведении войны за Гроб Господень. Идеологом «воинства Христова» выступил святой Бернард Клервоский. Кроме монашеских обетов безбрачия, бедности и послушания, члены духовно-рыцарских орденов давали обет с оружием в руках защищать христиан и христианскую веру. Главная цель – защита и расширение владений Крестоносцев на Восток и территориальные захваты языческих земель в Европе.

Слово учителя: Вспомним , что же это были за ордена? ( дети получили домашнее задание подготовить небольшое выступление и презентацию о госпитальерах, тамплиерах и тевтонцах).

Детские презентации, включённые в презентацию учителя: Орден Госпитальеров или Иоаннитов, орден Тамплиеров или Храмовников, Тевтонский орден.

Каждая презентация сопровождается выступлением детей.

Возвращение на презентацию учителя.

Слайд 17.

Слово учителя: Значит, наиболее ярко проявили себя Иоанниты, Тамплиеры и Тевтонцы. Какой из этих орденов выбрали бы вы на месте Конрада Мазовецкого? Аргументируйте свой выбор.

Небольшая дискуссия: дети выбирают, кого приглашать, решают, какой из орденов может согласиться принять участие в охране Мазовии.

Слово учителя: Все ордена могли бы претендовать на эту роль, но наиболее воинственным и многочисленным был орден Тевтонцев. Потеряв свои владения в Акре, и будучи вытеснен из Трансильвании, орден искал новое место дислокации и применения своих сил. Всё, что они умели: это вести борьбу с неверными и захватывать земли. Поэтому Конраду Мазовецкому не составило большого труда пригласить именно этот орден в Мазавию.

Рассмотрим каким же оказался путь Тевтонцев в Пруссию и почему они здесь оказались?

Слайд 18.

Работа с историческими документами:

  1. Каковы были причины приглашения ордена? Стр 40. Читаем, делаем вывод.
  2. Сам ли он решил пригласить Тевтонцев? Стр. 42 . Читаем, делаем вывод.
  3. Как описывает хронист приглашение ордена? Стр.41 . Читаем.

Слово учителя: На основе прочитанных документов скажите, что стало причиной появления Тевтонского ордена в Прибалтике?

(Примерный ответ учеников): приглашение Конрада Мазовецкого.

Слайд 19.

Слово учителя: Мы с вами ответили на вопрос о причине появления Тевтонцев в Прибалтике, а теперь должны подумать и определить

Почему у магистра ордена появляется интерес к юго-восточной Прибалтике?

Этому было несколько причин.

Запись в тетрадях

  1. Заканчивалась эпоха крестовых походов, мусульмане вытесняли христиан из Малой Азии.
  2. Первая попытка приобрести европейский дом – провалилась.
  3. Приглашение Конрада Мазовецкого даёт цель и работу (Борьба с язычниками)
  4. Кроме того: Прибалтика – неплохое место для нового рыцарского государства: ничейные земли в центре Европы.

Работа с картой : Рассмотрим карту, что Вы можете сказать о положении региона и о тех выгодах, которые он может дать?

(Примерный ответ учеников): Висла, Неман, Балтийское побережье дают возможность ордену держать под контролем торговлю на этих реках и быть экономически независимым.

Слово учителя: Поэтому магистр ордена и проявляет интерес к землям Прибалтики.

Великий магистр фон Зальца заручается поддержкой императора Германии и Священной Римской империи Фридриха II Барбароссы, получает поддержку Римского Папы, заключает договор с Конрадом Мазовецким. И Весной 1230 года на берега Вислы пришёл первый боевой отряд под руководством магистра Германа фон Балька.

Слайд 20.

Подведение итогов урока.

  1. Какова была причина появления ордена в Пруссии? (ответы детей)
  2. Почему Тевтонцы заинтересовались Юго-Восточной Прибалтикой? (ответы детей)

Если вам хочется больше узнать о деятельности Тевтонского ордена и других рыцарских орденов, посетите сайты Российской академии наук

Список использованной литературы:

  1. Программа общего образования по истории края. Калининград РГУ им.И.Канта, 2006 г.
  2. Учебник «История западной России» 6-7 классы. Г.В.Кретинин под редакцией А.П.Клемешева, Москва, Олма Медиагрупп, 2007 г.
  3. Интернет сайты Российской академии наук.

Приложения.

Презентация.