Урок истории в 6-м классе по теме "Средневековая литература и искусство"

Разделы: История и обществознание


Цели урока:

  1. Ознакомить учащихся с известными произведениями средневековой литературы и памятниками искусства
  2. Подвести к пониманию ценностей средневекового человека через художественные произведения этого времени
  3. Продолжить формирование умений анализировать различные виды художественных произведений, делать выводы

Средства обучения:

  1. Словарное поле
  2. Отрывки стихов средневековых поэтов
  3. Иллюстрации средневековых сословий
  4. Презентация « Данте Алигьери»
  5. Иллюстрации средневековых строений
  6. Задания на закрепление материала

План урока

  1. Актуализация знаний по теме «Средневековый университет» (интерактивная доска)
  2. Постановка целей и темы урока
  3. Рыцарская литература
  4. Городская и крестьянская литература
  5. Поэзия вагантов
  6. Данте Алигьери «Божественная комедия»
  7. Средневековая архитектура (романский и готический стили)
  8. Практическая работа (создание коллажей)
  9. Средневековая скульптура (сравнение скульптур «Дискобол» Мирона и средневековой скульптуры)
  10. Средневековая живопись (исследовательская работа по картине Уилтонский Диптих: почему средневековые художники изображали небо зеленым, а не голубым )
  11. Выводы урока: практическая работа (ценности средневекового человека)
  12. Оценки, домашнее задание
  13. Закрепление изученного на уроке материала

Ход урока

  1. Приветствие. Дать определение термину культура. Что способствовало развитию культуры в 12-15 вв.? Словарное поле: найти термин по теме «Средневековый университет» и объяснить его значение. [Приложение 1]
  2. Цель нашего урока не просто познакомиться с выдающимися произведениями литературы, памятниками архитектуры, скульптуры и живописи, а попробовать понять, что ценили люди того времени, что их волновало, радовало или огорчало, к чему они стремились. У нас есть « древо познания», и в конце урока, вы самостоятельно запишите одну из ценностей средневекового человека на специальном яблочке. Мы прикрепим ваши яблочки к нашему «древу познания» и прочитаем ценности человека средневековья. Записать тему и план урока.
  3. Какие виды литературы развивались в Западной Европе в раннее средневековье?
    Рассказ учителя о рыцарской поэзии. Опережающее задание «Тристан и Изольда». Приложение 2.
    Какие ценности жизни, воспевались в этом произведении?
  4. Знакомство с городской и крестьянской литературой. Поэзия вагантов. Работа с раздаточным материалом. Приложение 3. Предположить, из каких слоев населения могли выйти авторы этих строк? (иллюстрации сословий)
  5. Были в средние века произведения, которые вошли в мировую литературу. Одним из самых великих поэтов и мыслителей был Данте Алигьери. Сообщение учащегося. Приложение 4
    Какие ценности воспевались в этом произведении?
  6. Романский стиль. Работа с учебником стр. 221 выделить черты присущие этому стилю.
    Путешествие в романский храм. Проводит учитель
    • Схема дороманского и романского строения
    • Романский портал
    • Внутренний интерьер
  7. Центрические романские строения (Пизанская колокольня)
  8. Готический стиль. Работа с учебником стр. 223 выделить черты присущие этому стилю.
    Путешествие в готический собор. Проводит учитель
    • Схема готического собора
    • Строительство готического собора
    • Готический портал
    • Внутреннее убранство
    • Готические своды
    • Витражи. «Богоматерь с младенцем на коленях». Приложение 5
  9. Практическая работа:
    • Создание коллажей романских и готических строений
    • Определить по внутреннему интерьеру романский и готический соборы
    • Найти элементы архитектуры готического собор
  10. Особенности средневековой скульптуры. Практическая работа на сравнение 2-х скульптур античной и готической.
  11. Исследовательская работа: почему средневековые художники изображали небо зеленым, а не голубым? (работа с картиной Уилтонский диптих). Приложение 6.
  12. Итог урока: ценности средневекового человека
  13. Домашнее задание. Оценки.
  14. Фронтальный опрос. Закрепление материала. Приложение 7.

Презентация.