Цели урока:
- Ознакомить учащихся с известными произведениями средневековой литературы и памятниками искусства
- Подвести к пониманию ценностей средневекового человека через художественные произведения этого времени
- Продолжить формирование умений анализировать различные виды художественных произведений, делать выводы
Средства обучения:
- Словарное поле
- Отрывки стихов средневековых поэтов
- Иллюстрации средневековых сословий
- Презентация « Данте Алигьери»
- Иллюстрации средневековых строений
- Задания на закрепление материала
План урока
- Актуализация знаний по теме «Средневековый университет» (интерактивная доска)
- Постановка целей и темы урока
- Рыцарская литература
- Городская и крестьянская литература
- Поэзия вагантов
- Данте Алигьери «Божественная комедия»
- Средневековая архитектура (романский и готический стили)
- Практическая работа (создание коллажей)
- Средневековая скульптура (сравнение скульптур «Дискобол» Мирона и средневековой скульптуры)
- Средневековая живопись (исследовательская работа по картине Уилтонский Диптих: почему средневековые художники изображали небо зеленым, а не голубым )
- Выводы урока: практическая работа (ценности средневекового человека)
- Оценки, домашнее задание
- Закрепление изученного на уроке материала
Ход урока
- Приветствие. Дать определение термину культура. Что способствовало развитию культуры в 12-15 вв.? Словарное поле: найти термин по теме «Средневековый университет» и объяснить его значение. [Приложение 1]
- Цель нашего урока не просто познакомиться с выдающимися произведениями литературы, памятниками архитектуры, скульптуры и живописи, а попробовать понять, что ценили люди того времени, что их волновало, радовало или огорчало, к чему они стремились. У нас есть « древо познания», и в конце урока, вы самостоятельно запишите одну из ценностей средневекового человека на специальном яблочке. Мы прикрепим ваши яблочки к нашему «древу познания» и прочитаем ценности человека средневековья. Записать тему и план урока.
- Какие виды литературы развивались в Западной Европе в раннее средневековье?
Рассказ учителя о рыцарской поэзии. Опережающее задание «Тристан и Изольда». Приложение 2.
Какие ценности жизни, воспевались в этом произведении? - Знакомство с городской и крестьянской литературой. Поэзия вагантов. Работа с раздаточным материалом. Приложение 3. Предположить, из каких слоев населения могли выйти авторы этих строк? (иллюстрации сословий)
- Были в средние века произведения, которые вошли в мировую литературу. Одним из самых великих поэтов и мыслителей был Данте Алигьери. Сообщение учащегося. Приложение 4
Какие ценности воспевались в этом произведении? - Романский стиль. Работа с учебником стр. 221 выделить черты присущие этому стилю.
Путешествие в романский храм. Проводит учитель- Схема дороманского и романского строения
- Романский портал
- Внутренний интерьер
- Центрические романские строения (Пизанская колокольня)
- Готический стиль. Работа с учебником стр. 223 выделить черты присущие этому стилю.
Путешествие в готический собор. Проводит учитель- Схема готического собора
- Строительство готического собора
- Готический портал
- Внутреннее убранство
- Готические своды
- Витражи. «Богоматерь с младенцем на коленях». Приложение 5
- Практическая работа:
- Создание коллажей романских и готических строений
- Определить по внутреннему интерьеру романский и готический соборы
- Найти элементы архитектуры готического собор
- Особенности средневековой скульптуры. Практическая работа на сравнение 2-х скульптур античной и готической.
- Исследовательская работа: почему средневековые художники изображали небо зеленым, а не голубым? (работа с картиной Уилтонский диптих). Приложение 6.
- Итог урока: ценности средневекового человека
- Домашнее задание. Оценки.
- Фронтальный опрос. Закрепление материала. Приложение 7.