Данная статья посвящена прикладной стороне мониторинга ученика, класса, параллели. Интерес к такой теме вызван нехваткой современной информации в этой области знания.
Проведение мониторинга в школе является неотъемлемой частью внутришкольного контроля. Многие учителя испытывают трудности в правильном и качественном оформлении диагностических работ учащихся.
В своей работе я уже более пяти лет использую монографию под редакцией Т.И. Шамовой и П.И. Третьякова [2] не только для оформления диагностических работ, но и для мониторинга работ ученика, класса параллели в целом и как результаты деятельности учителя – предметника. В своей статье я разбираю пример контрольной работы по английскому языку, привожу примеры и методы реализации методики диагностики работ учащихся, класса и параллели.
Актуальность изучения данной проблемы возрастает в связи с повышением требований к качеству образования, предъявляемые к школе. Данная работа способствует адекватному мониторингу и коррекции знаний учащихся. Цель работы: детальная проработка и изучение анализа диагностических работ учащихся, повышая при этом качества обучения.
В таких условиях важную роль играет анализ контрольных работ учащихся, т.к. от его правильности и своевременности зависят способы корректировки знаний умений и навыков, обучаемых полученных за определенный раздел материала.
Приведенный ниже анализ контрольной работы был проведен по разделу “Деньги” (УМК Opportunities, pre-intermediate, module 4)
В начале подготовке материалов для диагностики учителю необходимо определить тему контрольной работы и форму её проведения. Выделить цель и задачи среза знаний.
Тема: Money (УМК Opportunities, pre – intermediate, module4, с. 18 – 19, 24)
Цель: выявить уровень сформированности словарного запаса, грамматических явлений и аутентичных навыков.
Задачи: - проверить знание употребления в английском языке причастий настоящего и прошедшего времени (Ved, Ving);
определить качество знания употребления слов: any, some, no, much, many;
установить степень владения лексическим материалом;
установить уровень владения квантификаторами;
установить уровень понимания услышанного, незнакомого текста:
установить уровень умения выбирать необходимую информацию.
Объекты диагностики: учащиеся 8абв
Оценивание: максимально возможное количество баллов 100.
Время два урока по 45 минут.
Дата проведения: 19 декабря 2009.
Одними из важнейших умений, которыми дети должны овладеть после изучения 4-го модуля, является сознательное, быстрое и безошибочное понимание текстов по теме “Деньги”, владение лексикой модуля и обобщить грамматические явления.
На протяжении всех последующих лет обучения в школе учащиеся получают широкое применение грамматических навыков, без которых не обойтись в дальнейшем.
Практика работы показывает, что без прочных знаний грамматики и постоянного расширения лексического запаса дальнейшее изучение английского языка усложняется, т.к. незнание грамматических явлений и лексических единиц делает невозможным понимание текстов (как по чтению, так и аудированию).
В конце января в трех 8-х классах проводилась диагностическая работа по тестовой тетради к учебнику opportunities. Контрольная работа состояла из 6 заданий.
На данном этапе обучения учащиеся развивают навыки чтения и аудирования английских текстов на полное и частичное понимание. Учащиеся на протяжении всего этого модуля пополнили свой лексический запас новыми словами и выражениями по теме, совершенствовали свои знания и умения по грамматике:
причастия настоящего и прошедшего времени, которые образуются при помощи Ved, Ving;
инклюзивные и отрицательные квантификаторы;
различия в употреблении other, the other, another;
активизировать правила употребления слов any, some, no, much, many.
Для качественной оценки уровня обученности учащихся необходимо заполнить таблицы <приложение 1>, <приложение 2>, <приложение 3>, <приложение 4>, <приложение 5> для каждого класса.
На основании этих расчетов данные из этих таблиц можно представить в виде диаграмм и графиков:
диаграмма качества знаний учащихся в каждом классе <приложение 6>, <приложение 7>, <приложение 8>;
диаграмма качества знаний в параллели <приложение 9>;
графики качества знаний по заданиям в параллели <приложение 10>;
диаграмма степени обученности в параллели в целом <приложение 11>;
график степени обученности в параллели в целом <приложение 12>;
Правила построения диаграмм.
1. Диаграмма качества знаний учащихся в каждом классе. Заполняется таблица <приложение 1>, <приложение 2> и на основе этих данных строиться диаграммы <приложение 6> 8 “А”, <приложение 7> 8 “Б”, <приложение 8> 8 “В”.
Если работа максимально оценивалась в a баллов, то качество знаний ученика по теме можно посчитать по формуле:
, где
а – максимальное число баллов за работу;
– количество баллов полученное учеником n;
n – ученик;
- уровень качества знаний ученика n в классе А
Для построения диаграммы качества знаний учащихся по оси y откладываем качество знаний каждого учащегося класса, а по оси x фамилию каждого ученика класса.
2. Диаграмма качества знаний классов в параллели. Используя таблицу <приложение 2> строим график <приложение9>
, где
- качество знаний А класса;
- сумма качеств знаний всех учеников А класса;
- количество учеников писавших работу в А классе.
Вычисления по Б и В классам и параллели проводятся аналогично.
По оси x класс, т.е. 8 “А”, 8 “Б”, 8 “В”, параллели.
3. Графики качества знаний по заданиям в параллели <приложение 10>. Для построения диаграммы качества знаний классов и параллели в целом по оси y откладываем качество знаний классов и параллели, т.е. , , , .
- уровень обученности 8 “А” класса за задание а;
- среднее количество баллов, набранное учениками 8 “А” за задание а;
- максимально возможное количество баллов за задание а.
, где
- количество баллов за задание а полученное 1-м учеником из А класса;
- количество баллов за задание а полученное последним учеником из А класса;
- количество учеников писавших работу в А классе;
- общее количество баллов за задание a в А классе.
Для построения графика качества знаний по заданиям в параллели необходимо заполнить таблицу <приложение 4>
По оси y откладываем значения уровня обученности класса, а по оси x номер задания.
4. Диаграмма степени обученности параллели в целом <приложение 11>. Для этого необходимо заполнить таблицу <приложение 3>
, где
- степень обученности в 8 “А” классе;
- количество пятерок в А классе;
- количество четверок в А классе;
- количество троек в А классе;
- количество двоек в А классе.
По формуле считаем , , .
По оси y откладываем значение степени обученности классов и параллели, а по оси x классы 8 “А”, 8 “Б”, 8 “В” и параллели.
5. График степени обученности классов и параллели <приложение 12>.
Для построения графика обученности необходимо построить дополнительные графики, используя таблицу <приложение 5> - это прямые разделяющие уровни СОУ и график СОУ.
Чтобы отметить токи на графике СОУ 8 “А”, 8 “Б”, 8 “В” и параллели надо применить следующую формулу:
;
По оси y откладываем значение СОУ.
На основе данных из таблиц, диаграмма и графиков можно сделать следующие выводы:
В целом результаты диагностики свидетельствуют о достаточном уровне подготовки учащихся. Успешно справились с заданиями 100% учащихся, хорошие и отличные результаты показали 98% учащихся.
Поэлементный анализ результатов работы дает следующую картину:
- Среди достоинств следует отметить:
- Недостатками в работе учащихся являются:
- высокий уровень знания причастий настоящего и прошедшего времени и навыки аудирования у всех 3-х классов
- хороший уровень усвоения новых лексических единиц, знание квантификаторов, употребление слов other, the other. another
- удовлетворительный уровень умения выбирать из текста нужную для задания информацию
- еще сохраняется трудность в применении исключений на some, any.
Работы учащихся оценивались по 100 - балльной шкале. Средний балл по работе 8 “А” - 83б., 8 “Б” - 90б., 8 “В” - 93б., что составило в параллели 89б. (см. <приложение 9> )
На графиках <приложение 10> представлены уровни выполнения всех заданий по классам.
Дети 8 “А” (см. <приложение 10>) наиболее успешно справились с причастиями и аудированием и хуже показали степень владения новой лексикой, что затруднило чтение незнакомого текста.
В 8 “Б” классе (см. <приложение 10>) учащиеся продемонстрировали хороший уровень знаний словарного запаса и новой грамматики, но умение выбрать нужную информацию из текста было затруднительно. Над этим надо в дальнейшем работать.
В 8 “В” классе (см. <приложение 10>) учащиеся хорошо справились со всеми заданиями, однако, задание по тексту вызвало затруднение.
Показатель степени обученности учащихся, который является, и показателем фактической эффективности учебной деятельности составил: 8“А” - 90%, 8 “Б” - 87%, 8 “В” - 98%, средняя в параллели 92% (см. <приложение11>).
Показатель СОУ делиться на 5 уровней (см. <приложение 12>).
Степень обученности – это совокупность определенных знаний, умений и навыков, усвоенных учащимися.
Таким образом, все ученики 8-х классов работают на творческом уровне (перенос знаний в новую ситуацию), в связи, с чем школьники используют ранее сформированные умения и навыки для овладения новым. Результатом этого является то, что учащиеся 8 классов успешно выполнили все задания.
При обработке результатов выполнения каждым учащимся всей работы выяснилось, что минимум баллов набрал только один ученик в 8 “А” классе (см. <рисунок 6>).
Качество знаний отдельных учащихся характеризуется прочностью, глубиной, осознанностью. Также можно выделить учащихся, которые набрали максимальное количество баллов.
Такой вид анализа диагностической работы наиболее полным образом отражает качественную составляющую процесса обучения, как ученика, класса, так и параллели в целом. Использование учителем в своей работе подобную методику можно рассматривать достижения учащихся с позиций результативности деятельности учителя.
Литература
- Батько БМ. Соискателю ученой степени. Практические рекомендации (от диссертации до аттестационного дела). – 4-е изд., переработанное, дополненное. – М.: СИП РИА, 2002. – 288с., ил.
- Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе (практико-ориентированная монография) Научные редакторы: Т.И. Шамова, П.И. Третьяков.- Тюмень: ИПП, 1994. – 288с.
- Аттестация учителей иностранных языков образовательных учреждений: Методические рекомендации. — М.: Айрис-пресс, 2004. — 96 с. — (Аттестация работников образования).
- Across the Countries of the English language. Томахин Г.Д. Просвещение 1998.
- Настольная книга преподавателя иностранного языка. Справочное пособие. 4-е издание. Маслыко Е.А., Бабинская П.К. и др. Минск, Вышэйшая школа 1998.
- Практический курс методики преподавания иностранных языков: английский, немецкий, французский: учебное пособие. Бабинская П.К., Леонтьева Т.П., Андреасян И.М. и др. Минск: ТетраСи-стемс 2003.
- Урок иностранного языка: учебное пособие / Под ред. Е.И. Пассова, Е.С. Кузнецовой. - Воронеж: НОУ “Интерлингва”, 2002. - 40 с. (Серия “Методика обучения иностранным языкам”, №16).
- Новые государственные стандарты школьного образования по иностранному языку. — М.: ООО “Издательство Астрель”: ООО “Издательство ACT”, 2004. - 380с. — (Образование в документах и комментариях).
- Готовимся к урокам английского языка в начальной школе: метод, пособие. — 2-е изд. — М.: Айрис-пресс, 2005. — 96 с.
- Колесникова И. Л., Дасчина О. А. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков. Cambridge University Press. Блиц. СПб., 2001
- Adrian Doff. Teach English. A Training Course for Teachers. Cambridge University, 1988.
- Opportunities pre-intermediate. Test book. Michael Harris, David Mower, Anna Sikorxynskay.-English: Person Education Limited, 2000-58с.