Логические задачи

Разделы: Информатика


Занятие №1

Курс “Математические основы информатики” носит интегрированный, междисциплинарный характер, материал курса раскрывает взаимосвязь математики и информатики, показывает, как развитие одной из этих научных областей стимулировало развитие другой.

Цель: знакомство со способами решения текстовых логических задач

Задачи:

  • сформировать у учащихся основы научного мировоззрения;
  • познакомить со способами решения текстовых логических задач;
  • показать 2 способа решения текстовых логических задач;
  • научить применять данные способа при решении задач.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Оборудование: IBM

Обеспечение:

План занятия:

Наименование этапа

Содержание

Время

Психологический настрой на деятельность Приветствие. Мотивация учебной деятельности на занятие.

1-2

Предлагаю решить задачу из ЕГЭ 2009 года Если кто – то решил, предлагаю озвучить алгоритм своей работы

Если - нет, предлагаю проследить за моими рассуждениями

3-5

Объяснение табличного метода при решении задач Объяснение

Демонстрация преподавателем презентаций; Вывод алгоритма решения

Самостоятельное выполнение по ходу урока задач

13 - 15

Объяснение решения задач , использую круги Эйлера - Венна
Закрепление изученного

15

Итоги Объявление результатов занятия (что получилось, что еще предстоит выполнить, оценки)

3

Ход урока( план):

  1. После приветствия обращаю внимание на документ Элементы математической логики.doc и сообщаю, что речь пойдет о решении текстовых логических задач. Решения текстовых задач решаются все по одной схеме(алгоритму). Сегодня предлагаю рассмотреть 2 способа:
    • С помощью таблиц (табличный)
    • С помощью кругов Эйлера - Венна
  2. Демонстрирую слайды из Логические задачи_Табличный метод.ppt напоминаю, что с этим приемом решения задач знакомились по математике в 6 кл.

Демонстрирую новый прием (интерактивная доска)

Решим задачу 2009, Вариант 135

На одной улице стоят в ряд 4 дома, в которых живут 4 человека: Алексей, Егор, Виктор и Михаил. Известно, что каждый из них владеет ровно одной из следующих профессий: Токарь, Столяр, Хирург и Окулист, но неизвестно, кто какой и неизвестно, кто в каком доме живет.

Однако, известно, что:

  1. Хирург живет рядом с Окулистом
  2. Окулист живет правее Столяра
  3. Токарь живет рядом с Хирургом и Столяром
  4. Алексей живет рядом с Токарем
  5. Егор не живет рядом с Хирургом
  6. Михаил живет левее Алексея

Выясните, кто какой профессией обладает, и кто где живет. Ответ дайте в виде заглавных букв имени людей в порядке слева направо.

Например, если бы в домах жили (слева направо) Константин, Николай, Роман и Олег, то ответ был бы КНРО

Токарь Столяр Хирург Окулист 1) По условию записали
т т 3) из условия задачи отмечаем по отдельности
х х
1 2 3 4 2) Обозначили порядок домов
с х т о 4) записали в каких домах живут люди с данными профессиями
А А 5)Варианты для токаря рассматриваем
Е 6) Отмечаем “Егор не живет рядом с Хирургом”
М М 7) Варианты отмечаем для Михаила
В М А Е 8) Делаем вывод

Затем делимся на группы (у меня по 4 человека 3 группы). У каждой группы свои задачи, решают. Группы обмениваются решениями. Проверяем.

  1. Проверка решений заданий по слайдам №8 – №16.
  2. Итоги занятия подводим ( все ли понятно в алгоритме).

На Занятие №2 рассматриваем решения задач другими способами.