Урок математики "Морская экспедиция к острову Нерешенных задач"

Разделы: Начальная школа


Цель:

Научить детей решать задачи, на определение начала, конца события и его продолжительности.

Задачи:

  • образовательные: закреплять знания детей об известных единицах времени: сутки, неделя, месяц, год; совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки;
  • развивающие: развивать математические способности, логическое мышление, внимание, интерес к предмету;
  • воспитывающие: воспитывать чувство коллективизма, взаимоподдержки, чувство успеха при выполнении заданий.
  • Оборудование: карта путешествия, весёлые задачи Г. Остера, карточки с заданиями, толковый словарь С. И. Ожегова.

Ход урока

1.Организационный момент. Психологический настрой.

Сообщение темы и цели урока.

- У нас сегодня замечательный урок математики. Мы совершим морскую экспедицию к острову нерешённых задач. Дети, а что обозначает слово экспедиция? Давайте об этом узнаем из толкового словаря С. И. Ожегова.

Ученик читает: Экспедиция - это поездка группы лиц, отряда с каким-нибудь специальным заданием.

- Ребята, а на чём мы отправимся в путь? Конечно на корабле. В дороге нам понадобится хорошее настроение, дисциплина, взаимовыручка, знания и умения.

Наш корабль по морю плыл,
К острову задач спешил.
Ждут нас не развлечения,
А морские приключения.

2.Остров Весельчаков. (устный счёт)

- А вот и первая остановка. Мы на острове Весельчаков. Обитатели этого острова любят весёлые задачи. И такие задачи они приготовили и нам.

( задачи Г. Остера)

А)Младенец Кузя орёт как резаный 5 часов в сутки и спит как убитый 16часов в сутки. Остальное время младенец Кузя радуется жизни всеми доступными ему способами. Сколько часов в сутки младенец Кузя радуется жизни?

Б) Голодный Вася съедает за 9 минут 3 батона. Сытый Вася тратит на такое же количество батонов 15 минут. На сколько минут быстрее управляется с одним батоном голодный Вася?

3.Остров Шиворот-навыворот.( повторение изученных единиц времени)

- Путешествие продолжается. На горизонте виден остров с интересным названием Шиворот – навыворот. Оказывается, жители этого острова перепутали день и ночь, не знают сколько минут в одном часе, сколько дней в неделе, сколько месяцев в году. И поэтому на острове наступила вечная темнота. Давайте им поможем. На столах у вас лежат карточки . Какое задание нужно выполнить? ( заполнить пропуски)

(Работа в парах. Взаимопроверка.)

2сут. =…ч

2ч 15мин = … мин

3нед. = …сут.

4нед.2сут. = …сут.

72ч = …сут

3года = …мес.

4.Рифы.

- Ребята, показался остров Нерешённых задач. Ну что это впереди за скалы? Это рифы. Что обозначает слово рифы? Давай те об этом слове прочитаем в толковом словаре С. И. Ожегова.

Ученик читает: “Риф – ряд подводных или выступающих из воды морских скал, опасных для судов”.

- Рифы мы сможем пройти, если решим №268 на с.53

( с комментированием у доски)

5. Остров Нерешённых задач.

- Вот мы и прибыли на остров. Жители острова приготовили нам задачи. Попробуем их решить.

А) Пользуясь циферблатом, учитель поясняет задачу:

Задача: Уроки начались в 9 часов и закончились через 4 часа. Пользуясь циферблатом , скажи, когда закончились уроки.

Решение: 9 + 4 = 13(ч)

Ответ: уроки закончились в 13ч.

Б) Составь задачи, которые решаются так:

13 – 4 = 9(ч); 13 – 9 = 4(ч)

(Уроки закончились в 13 часов. Когда начались уроки , если они продолжались 4 часа?)

(Уроки начались в 9 часов, а завершились в 13часов. Сколько времени продолжались уроки?)

(Решения и ответы к данным задачам записываются.)

В) – А теперь решим задачи № 266. (работа по рядам)

(От каждого ряда работают по одному человеку у доски.)

- В задачах записать решение и ответ.

Проверка.

Вот мы и побывали на острове Нерешённых задач. Надеюсь, что жители острова остались довольны нашей работой. А путешествие наше продолжается.

6.Физкультминутка.

- Дети, у нас неприятности. Наш корабль захватили пираты и не дают проплыть дальше. Давайте предложим пиратам отдохнуть от пиратских дел и сделать небольшую разминку.

В путь зовёт попутный ветер,
Натянули паруса.
Корабль наш стремительный
И нам скучать нельзя.
Путь открыт для плаванья,
Сегодня и всегда
В пути препятствий много,
Но это – не беда, справимся всегда!

- Молодцы, ребята! Пираты нас пропускают потому, что мы дружные и смелые.

7.Остров сравнений.(Работа над пройденным материалом)

- Мы прибыли на остров сравнений. Жители острова предлагают нам следующее задание на сравнение:

На доске:

2006 м … 2км 60м

1кг 200г … 1002г

1т 5ц … 500ц

- Молодцы, ребята. И с этим заданием вы тоже справились.

8.Подведение итогов.

- Ребята, наша экспедиция завершилась. Какое задание в ходе экспедиции мы выполнили?

(Мы помогли жителям многих островов справится с заданиями, а на острове нерешённых задач, решали новые задачи.)

Выставление оценок, дом. зад.