Цель:
Научить детей решать задачи, на определение начала, конца события и его продолжительности.
Задачи:
- образовательные: закреплять знания детей об известных единицах времени: сутки, неделя, месяц, год; совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки;
- развивающие: развивать математические способности, логическое мышление, внимание, интерес к предмету;
- воспитывающие: воспитывать чувство коллективизма, взаимоподдержки, чувство успеха при выполнении заданий.
- Оборудование: карта путешествия, весёлые задачи Г. Остера, карточки с заданиями, толковый словарь С. И. Ожегова.
Ход урока
1.Организационный момент. Психологический настрой.
Сообщение темы и цели урока.
- У нас сегодня замечательный урок математики. Мы совершим морскую экспедицию к острову нерешённых задач. Дети, а что обозначает слово экспедиция? Давайте об этом узнаем из толкового словаря С. И. Ожегова.
Ученик читает: Экспедиция - это поездка группы лиц, отряда с каким-нибудь специальным заданием.
- Ребята, а на чём мы отправимся в путь? Конечно на корабле. В дороге нам понадобится хорошее настроение, дисциплина, взаимовыручка, знания и умения.
Наш корабль по морю плыл,
К острову задач спешил.
Ждут нас не развлечения,
А морские приключения.
2.Остров Весельчаков. (устный счёт)
- А вот и первая остановка. Мы на острове Весельчаков. Обитатели этого острова любят весёлые задачи. И такие задачи они приготовили и нам.
( задачи Г. Остера)
А)Младенец Кузя орёт как резаный 5 часов в сутки и спит как убитый 16часов в сутки. Остальное время младенец Кузя радуется жизни всеми доступными ему способами. Сколько часов в сутки младенец Кузя радуется жизни?
Б) Голодный Вася съедает за 9 минут 3 батона. Сытый Вася тратит на такое же количество батонов 15 минут. На сколько минут быстрее управляется с одним батоном голодный Вася?
3.Остров Шиворот-навыворот.( повторение изученных единиц времени)
- Путешествие продолжается. На горизонте виден остров с интересным названием Шиворот – навыворот. Оказывается, жители этого острова перепутали день и ночь, не знают сколько минут в одном часе, сколько дней в неделе, сколько месяцев в году. И поэтому на острове наступила вечная темнота. Давайте им поможем. На столах у вас лежат карточки . Какое задание нужно выполнить? ( заполнить пропуски)
(Работа в парах. Взаимопроверка.)
2сут. =…ч
2ч 15мин = … мин
3нед. = …сут.
4нед.2сут. = …сут.
72ч = …сут
3года = …мес.
4.Рифы.
- Ребята, показался остров Нерешённых задач. Ну что это впереди за скалы? Это рифы. Что обозначает слово рифы? Давай те об этом слове прочитаем в толковом словаре С. И. Ожегова.
Ученик читает: “Риф – ряд подводных или выступающих из воды морских скал, опасных для судов”.
- Рифы мы сможем пройти, если решим №268 на с.53
( с комментированием у доски)
5. Остров Нерешённых задач.
- Вот мы и прибыли на остров. Жители острова приготовили нам задачи. Попробуем их решить.
А) Пользуясь циферблатом, учитель поясняет задачу:
Задача: Уроки начались в 9 часов и закончились через 4 часа. Пользуясь циферблатом , скажи, когда закончились уроки.
Решение: 9 + 4 = 13(ч)
Ответ: уроки закончились в 13ч.
Б) Составь задачи, которые решаются так:
13 – 4 = 9(ч); 13 – 9 = 4(ч)
(Уроки закончились в 13 часов. Когда начались уроки , если они продолжались 4 часа?)
(Уроки начались в 9 часов, а завершились в 13часов. Сколько времени продолжались уроки?)
(Решения и ответы к данным задачам записываются.)
В) – А теперь решим задачи № 266. (работа по рядам)
(От каждого ряда работают по одному человеку у доски.)
- В задачах записать решение и ответ.
Проверка.
Вот мы и побывали на острове Нерешённых задач. Надеюсь, что жители острова остались довольны нашей работой. А путешествие наше продолжается.
6.Физкультминутка.
- Дети, у нас неприятности. Наш корабль захватили пираты и не дают проплыть дальше. Давайте предложим пиратам отдохнуть от пиратских дел и сделать небольшую разминку.
В путь зовёт попутный ветер,
Натянули паруса.
Корабль наш стремительный
И нам скучать нельзя.
Путь открыт для плаванья,
Сегодня и всегда
В пути препятствий много,
Но это – не беда, справимся всегда!
- Молодцы, ребята! Пираты нас пропускают потому, что мы дружные и смелые.
7.Остров сравнений.(Работа над пройденным материалом)
- Мы прибыли на остров сравнений. Жители острова предлагают нам следующее задание на сравнение:
На доске:
2006 м … 2км 60м
1кг 200г … 1002г
1т 5ц … 500ц
- Молодцы, ребята. И с этим заданием вы тоже справились.
8.Подведение итогов.
- Ребята, наша экспедиция завершилась. Какое задание в ходе экспедиции мы выполнили?
(Мы помогли жителям многих островов справится с заданиями, а на острове нерешённых задач, решали новые задачи.)
Выставление оценок, дом. зад.