Обучение в сотрудничестве на уроках географии

Разделы: География


8 класс География России

Тема урока: “Лесные зоны России”

Тип урока: урок изучение нового материала. Урок рассчитан на 2 часа.

Задачи:

  1. Образовательная.
  2. Расширить и углубить представления учащихся о природной зоне лесов, как зональном природном комплексе, части географической оболочки.

  3. Развивающая.
  4. Учащиеся составляют характеристику природных зон лесов, устанавливают взаимосвязи между природными компонентами, используя различные карты атласа. Учащиеся оценивают роль леса в жизни и хозяйственной деятельности человека.

  5. Воспитательная.

Учащиеся должны убедиться, что лес – целостная географическая система, часть географической оболочки, лес – богатство страны, в необходимости бережного отношения к лесу.

Методы

  1. Эвристическая беседа
  2. Частично исследовательский (поисковый)
  3. Обучение в сотрудничестве

Формы

  1. Практическая работа
  2. Опережающие творческие задания

Средства обучения

  1. Карты атласа
  2. Учебник
  3. Дополнительные источники информации

Ход урока

1 этап. Ориентировочно-мотивационный

Звучит музыка “Голоса леса”. Учитель демонстрирует фотографии с видами леса через проектор.

На фоне музыки учитель говорит: “В лесной России положены были основы Русского государства. Лес сыграл большую роль в нашей истории. До второй половины 18 века жизнь большей части русского народа шла в лесной полосе Восточно-Европейской равнины. Россия казалась сплошным лесом, среди которого города и села представлялись только большими и малыми прогалинами”. [1]

Вопрос для учащихся (далее вопросы и задания для учащихся выделены курсивом)

Как вы думаете, какова роль леса в жизни и хозяйственной деятельности человека?

Предполагаемые ответы учащихся.

“Лес оказывал русскому человеку разнообразные услуги – хозяйственные, политические и даже нравственные: обстраивал его сосной и дубом, отапливал березой и осиной, освещал избу березовой лучиной, обувал его лыковыми лаптями, обзаводил домашней посудой и мочалом. Он питал хозяйство пушным зверем и лесной пчелой. Лес служил надежным убежищем от внешних врагов. Само государство могло укрепиться только под прикрытием лесов со стороны степи. Лес служил убежищем от соблазнов мира”.[1]

На экране схема “Значение леса для человека”

  • Очищает воздух от пыли
  • Сдерживает эрозию почвы
  • Краса Земли
  • Источник разнообразных ресурсов (топливных, строительных, охотничье-промысловых, рекреационных)

По мнению русского историка В.О.Ключевского, лес способствовал формированию характера русского человека.

Подумайте, какие особенности характера могли сформироваться под влиянием леса лично у вас?

Предполагаемые ответы учащихся

Замкнутость, склонность к одиночеству, выходить на дорогу окольными путями, терпеливость, предприимчивость и т.д.

Что представляет собой лес в жизни обычного человека?

Лес – это группа деревьев, где можно собирать грибы, ягоды, слушать пение птиц.

На экране слайд

“Лес – сложное природное сообщество, состоящее из разнообразных деревьев, кустарников, кустарничков, трав, мхов и лишайников” [2]

Давайте попытаемся сформулировать тему урока. Учитель корректирует ответы учащихся. Учащиеся записывают тему урока в тетради.

Тема урока: “Лесные зоны России”.

Далее учитель сообщает задачи урока.

2 этап. Исполнительный (конструктивный)

Учитель организует практическую работу учащихся в группах. Класс разделен на 4 группы. Каждая группа выполняет свое задание. Вся группа заинтересована в усвоении учебной информации каждым ее членом, поскольку успех команды зависит от вклада каждого, а также в совместном решении поставленной перед группой задачей. Роли учащиеся распределяют между собой сами. Каждый должен внести свою лепту в общее дело. Результатом является общий доклад о природной зоне всему классу и схема, на которой указаны взаимосвязи между компонентами.

Некоторым учащимся дано опережающее задание – подобрать материал о породах деревьев наших лесов и использовании их человеком. Найти репродукции картин художников, на которых изображен лес. Подобрать загадки о животных леса. Возможна подготовка компьютерной презентации.

Для каждой группы подготовлена инструктивная карточка с заданием. Задания для 1,2,3 групп аналогичны.

Группа №1

Задание

Составьте характеристику природной зоны тайги.

Инструктивная карточка для учащихся:

  1. Используя карты атласа и дополнительные источники информации, соберите сведения о климате, водах, почвенном и растительном покрове, животном мире данной природной зоны. Опишите особенности географического положения ПЗ.
  2. На основании полученных данных, составьте схему, укажите взаимосвязи между компонентами данной ПЗ.
  3. Оцените природные ресурсы природной зоны, одним-двумя словами (“бедны”, “богаты”…)
  4. По выполненной схеме составьте устный рассказ о ПЗ.
  5. Расскажите о древесных породах тайги, об условиях их произрастания и использовании их человеком.

Образец выполнения.

ГП. ПЗ тайги - самая большая по площади ПЗ России. Она протянулась широкой полосой от западных границ почти до побережья Тихого океана. В европейской части охватывает большую часть Кольского полуострова, значительную территорию Русской равнины от северного полярного круга до примерно 550- 570 с.ш. Охватывает значительную часть Западно-Сибирской равнины и Среднесибирского плоскогорья.

Климат. Тайга находится в пределах умеренного климатического пояса. Получает 70-90 ккал/см2 солнечной радиации в год. Температура января от -80 С до -400 С, июля +100…+180С, осадков 400-800 мм, на значительной территории увлажнение избыточное, в районе Среднесибирского плоскогорья достаточное.

Многочисленные реки, озера, болота, многолетняя мерзлота. Водные ресурсы богатые.

Почвы подзолистые, дерново-подзолистые, мерзлотно-таежные. Малоплодородные.

“Тайга. Густо стоят суровые ели, пригнув к земле тяжелые мохнатые лапы; расставили короткие ветви пихты. Длинными бородами свисают с них грязно-зеленые лишайники; широко развернулись в плечах могучие красавцы кедры, сибирские братья европейской сосны. Шелестят под ними светлой зеленью березы, осины. А у ног их сплелись ветвями кустарники. Тих, мрачно, сыро. Тишина.” - это описание Саянской тайги.[3]

Далее идет рассказ о ели, сосне, кедре, пихте, лиственнице об условиях их произрастания и использовании человеком. Представление репродукции картины “В лесу графини Мордвиновой” (художник Шишкин И.И.)

Художник рассказывает о лесной тишине под покровом весенних сумерек, об умиротворяющей скромной красоте леса. Ощущается мягкость мха, нежная хрупкость молодой поросли, прохлада чащи. Сквозь пушистые еловые ветки пробивается золотистый вечерний свет.

(см. Приложение 1 Компьютерная презентация)

Группа №2

Задание

Составьте характеристику природной зоны смешанных и широколиственных лесов.

Образец выполнения.

ГП. ПЗ смешанных и широколиственных лесов располагается южнее тайги. Не образует сплошной полосы, как тайга. Зона смешанных лесов занимает центральные районы Русской равнины, тянется по линии Псков – Москва – Нижний Новгород – Казань

– Пермь. Далее простирается узкой полосой по южной части Западной Сибири. Зона широколиственных лесов представлена лишь в европейской части страны.

Климат. Находится в пределах умеренного климатического пояса. Получает 90 - 110 ккал/см2 солнечной радиации в год. Температура января от -80 С до -160 С, июля +180 …+190С, осадков 500-700 мм, на значительной территории увлажнение достаточное.

Климат теплее и менее континентальный, чем в тайге, зима со снежным покровом, но без сильных морозов.

Достаточно много рек, озер, болот. В целом водные ресурсы богатые.

Почвы в смешанных лесах дерново-подзолистые и серые лесные, в зоне широколиственных лесов – серые лесные и бурые лесные. Эти почвы более плодородные, чем дерново-подзолистые.

“Классическим первозданным ландшафтом средней полосы России являются смешанные хвойно-широколиственные леса. К сожалению, сохранилось их немного, да и то в заповедниках и национальных парках. Мало остается и дубрав, которые в доисторические времена непролазной чащей расстилались преимущественно к югу от Москвы-реки. Теперь же это редкие островки. Южнее Тулы, в пределах тульской засечной черты (когда-то непроходимым заслоном встававшей на пути татарской конницы), еще есть значительные массивы дубовых лесов.

Кроны лесных красавцев дубов, а также сопутствующих им кленов, лип, ясеней, вязов и прочих широколиственных деревьев первого яруса поднимаются до 25-40м. Они густые, сомкнуты довольно плотно, но света хватает, и под пологом идет бурная жизнь. Во втором ярусе растут рябина, боярышник. В третьем – многочисленные кустарники, среди них раскидистая лещина. Четвертым ярусом стелется по земле травяной покров из сныти, папоротников, всевозможных злаков, осоки. Особенно красиво в дубравах ранней весной, когда цветут медуницы, первоцветы, ветреницы, гусиный лук, подснежник-пролеска, ландыш и др.

И все же для средней полосы характерны леса мелколиственные: березняки, осинники, ольшаники.” [4]

Далее идет рассказ о дубе, березе, липе, осине об условиях их произрастания и использовании человеком. Представление репродукции картины “Березовая роща” (художник Левитан И.И.)

Березы… Как хороши они в Плесе! Спускаются постепенно с крутых холмов, окаймляют их, словно в девичьем хороводе. На окраине города, в нагорной части, раскинулась старая березовая роща, где так любил бывать Левитан, где завершил картину “Березовая роща”

(см. Приложение 2 Компьютерная презентация)

Группа №3

Задание

Составьте характеристику природной зоны муссонных лесов Дальнего Востока.

Образец выполнения.

ГП. Зона муссонных смешанных лесов находится на крайнем юге Дальнего Востока (юг Хабаровского и весь Приморский край). Эту территорию называют Уссурийским краем.

Климат. Находится в пределах умеренного климатического пояса в области муссонного климата. Получает 110 - 120 ккал/см2 солнечной радиации в год. Температура января от -160 С до -240 С, июля +160 …+190С, осадков 400-800 мм (с летним максимумом), на значительной территории увлажнение избыточное.

Достаточно много рек, озер, болот. В целом водные ресурсы богатые.

Почвы в зоне муссонных смешанных лесов дерново-подзолистые и бурые лесные. Василий Поярков, один из русских землепроходцев, вот, что писал о приамурских землях “те землицы людны, и хлебны, и соболины, и всякого зверья много, а те реки рыбны, и государевым ратным в той землице хлебной скудности ни в чем не будет”.

Далее идет рассказ о растительном и животном мире Уссурийской тайги.

Группа №4

Задание

Дайте характеристику природных ресурсов лесной зоны.

Инструктивная карточка для учащихся:

  1. Используя карты атласа и текст учебника, соберите сведения и дайте оценку:
  2. А) почвенных ресурсов;

    Б) агроклиматических ресурсов;

    В) охотничье-промысловых ресурсов;

    Г) растительных ресурсов.

  3. Используя дополнительный материал, определите виды мелиоративных работ в освоенной человеком области лесной зоны. Какое значение они имеют для восстановления ресурсов лесной зоны, а также для жизни населения?
  4. Ответ оформите письменно.

Образец выполнения.

Виды природных ресурсов лесной зоны

  1. Почвенные. Подзолистые и дерново-подзолистые почвы содержат мало гумуса. Эти почвы малоплодородные. Преимущество этих почв - способность накапливать и удерживать влагу. При хорошем удобрении дают высокие урожаи. Необходимо известкование почв. Можно использовать для выращивания зерновых:
  2. пшеницы, ржи, овса, ячменя и т.д. Серые лесные и бурые лесные почвы более плодородные.

  3. Агроклиматические. В тайге земледелие в теплое время года и очаговый характер. В северной части сумма температур воздуха с температурой выше +100С – 1000-1600, в южной части – 1600-2200. Агроклиматические ресурсы наиболее благоприятны для животноводства. В зоне смешанных и широколиственных лесов сумма температур воздуха с температурой выше +100 С – 2200. Здесь большие площади заняты под пашню.
  4. Растительные. Древесина. Заготовка лекарственного сырья, диких плодовых и ягодных растений, грибов. Наибольшие запасы древесины в восточных районах страны. Это слабо освоенные районы с суровым климатом. Заготовка древесины затруднена и обходится дороже, чем в европейской части. Но там леса значительно вырублены. Примерно половина древесины теряется в виде отходов – сучьев, пней, коры, все это бросается в лесу, захламляя его и мешая естественному росту. Значительны отходы лесопиления и деревообработки.
  5. Охотничье-промысловые. Наибольшую ценность имеют пушные звери (соболь, белка, лисы, куницы и др.). Охота на оленей, лосей кабанов ради мяса и шкур. Объектом охоты являются куропатки, тетерева и др. Необходимо регламентировать охоту, бороться с браконьерством.
  6. Рекреационные. Чистый воздух, наполненный ароматом трав и смол, и в целом красота лесного ландшафта радует, вдохновляет, успокаивает, бодрит, лечит.

Далее идет показ слайдов с видами животных леса и загадки о животных леса.

(см. Приложение 3 Компьютерная презентация)

3 этап. Рефлексивно-оценочный

Итак, давайте подведем итог.

Какие условия необходимы для распространения зоны лесов?

  1. Достаточное и устойчивое увлажнение.
  2. Умеренно-теплое лето (достаточно продолжительное).
  3. Зимой обязательно должен быть снежный покров.

Как вы думаете, какие общие черты природы присущи всем типам лесов?

  1. В растительном покрове преобладает древесная растительность.
  2. Растительность в несколько ярусов.
  3. Повышенная влажность.
  4. Богатый животный мир.

Итак, общими усилиями охарактеризовали зону лесов. Установили, что лес – это зональный природный комплекс, целостная система, часть ГО.

Как вы думаете, для чего нужны нам эти знания? Где эти знания могут пригодиться лично вам?

Эти знания нужны для того, чтобы знать, какими ресурсами богат лес, а знать для того, чтобы использовать.

Вывод: лес вдохновляет человека, поднимает настроение, успокаивает. Лес – это наша кладовая. Задача человека бережно относиться к богатствам леса, охранять его. А для этого необходимо лес изучать.

Тест по теме “Леса” [5]

Домашнее задание

Написать эссе на тему “Лес в моей жизни”.

Список литературы

  1. За страницами учебника географии: 8-9 кл.: Кн. для чтения /сост. К.П.Сергеева. – М.: Просвещение, 1997.
  2. В.В.Петров Лес и его жизнь: Кн. Для учащихся. – М.: Просвещение, 1986.
  3. Мир географии. Занимательные рассказы о физической географии: Сост.: Ю.И.Смирнов.- СПб.: ИКФ “МиМ - Экспресс”, 1995.
  4. Самые красивые места России /ред. группа: О.Елисеева, Т.Евсеева, М.Широкова и др. – М.: Мир энциклопедий Аванта + Астрель 2007.
  5. В.Б.Пятунин Контрольные и проверочные работы по географии – Дрофа, 1997.