Актуальность проблемы семейного воспитания детей с нарушениями речевого развития определяется успешной работой с семьями воспитанников дошкольного образовательного учреждения. От того, какой будет эта работа, зависит эффективность деятельности самого дошкольного учреждения, его материальное обеспечение и взаимодействие с семьей, заставляющая искать новые формы этой работы.
Эффективность педагогической деятельности учителя-логопеда в работе с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями будет представлена полностью, если будет решена одна из наиболее сложных проблем – устранение различия в позициях педагогов и родителей по вопросам речевого развития детей. Родители нередко самопроизвольно отстраняются от работы по исправлению речевых дефектов у детей, так как не владеют необходимыми педагогическими знаниями и умениями, как правило, они испытывают трудности от того, что не могут найти свободного времени для занятий с ребенком дома. Кроме того, определенная часть педагогов недооценивает важность жизнедеятельности дошкольников в семье и затрудняется в исполнении этого значимого фактора в коррекционной работе. Отсутствие систематической обратной связи из семьи лишает педагогов возможности быть достаточно информированными о характере речевой деятельности детей в повседневных жизненных ситуациях.
Осознанное включение родителей в совместный с учителем–логопедом коррекционный процесс позволяет значительно повысить эффективность работы. Создание единого пространства речевого развития ребенка невозможно, если усилия учителя-логопеда и родителей будут осуществляться независимо друг от друга и обе стороны останутся в неведении относительно своих планов и намерений.
Современная концепция дошкольного воспитания положила начало реформе дошкольного образования, в которой обозначено, что семья и ДОУ, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. В Законе РФ «Об образовании» указано, что одна из основных задач, стоящих перед детским садом, - «взаимодействие с семьей для обеспечения семейного воспитания детей с нарушениями речи.
Н.Ф.Виноградова, Н.Г.Година, Л.В.Загик и другие отечественные педагоги настаивали на разнообразии форм и методов работы ДОУ с родителями учителя-логопеда.
Практический опыт работы ДОУ позволяет сделать вывод о том, что современным родителям нужна постоянная помощь учителя-логопеда для решения проблем речевого развития ребенка. Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и учителя-логопеда, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Сотрудничество семьи и учителя-логопеда становится все более востребованным; педагоги ищут новые точки взаимодействия, формы работы с родителями; повышение педагогической культуры родителей – основа совершенствования полноценного развития ребенка. Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс, их заинтересованное участие в коррекционно – педагогической деятельности важно не потому, что это хочет учитель-логопед, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.
Цель: предоставление различных содержательных и структурных вариантов взаимодействия учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
Задачи:
1. Изучить особенности педагогической наблюдательности родителей, воспитывающих детей с речевыми нарушениями.
2. Привлечь родителей к участию в педагогическом процессе в условиях логопедической группы коррекционного ДОУ.
3. Пополнить наглядно-информационный материал для родителей, направленный на развитие речи детей.
4. Систематизировать практический материал, которым могли бы воспользоваться педагоги и родители в осуществлении работы во взаимодействии учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
Стратегия достижения поставленных целей
Педагогический проект «Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями» рассчитан на 1 год.
Реализация проекта будет проходить в три этапа: диагностический, основной и заключительный.
1 этап. Диагностический
Месяц |
Вид деятельности |
Ответственный |
Сентябрь- октябрь |
Ознакомительная работа с родителями (индивидуальные беседы, консультации, родительские собрания, анкетирование) |
учитель-логопед |
Сентябрь |
Сбор анамнестических сведений о ребенке (диагностика, речевого развитие ребенка, беседы с родителями) |
Учитель-логопед |
Сентябрь |
Перспективное планирование работы с детьми, воспитателями, родителями на учебный год (составление перспективного плана коррекционной работы) |
Учитель-логопед |
2 этап. Основной этап
Месяц |
Вид деятельности |
Ответственный |
Октябрь |
Родительское собрание «Содержание логопедической работы с детьми старшего возраста». -программно-методическое обеспечение логопедической работы; -взаимодействие специалистов ДОУ в реализации содержания коррекционно – развивающего обучения; -особенность работы учителя-логопеда в старшей группе; -особенности работы воспитателя в логопедической группе с детьми старшего возраста; -рекомендации педагога -психолога и учителя-логопеда родителей. |
Зам.заведующей Учитель-логопед Педагог-психолог |
Ноябрь |
Круглый стол для родителей «Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста». -результаты работы ПМПК, комплектование группы; -психологические особенности детей с недостатками речи; -причины и характеристика речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста; -единство требований детского сада и семьи. |
Заведующая Педагог-психолог Учитель-логопед |
Декабрь |
Семинар-практикум для родителей и воспитателей «Эффективные способы развития речи детей старшего дошкольного возраста». -формирование речи у детей старшего дошкольного возраста (объем словаря, словообразование, связная речь); -взаимосвязь в развитии тонкой моторики рук и речевой функции; -обучающий практикум: «Использование нетрадиционных методов и приемов для развития речи детей»: -пальчиковый игротренинг; -обсуждение, обмен мнениями. |
Старший воспитатель Учитель-логопед воспитатель |
Январь |
Консультация для родителей «Рекомендации по развитию мелкой моторики пальцев рук» -виды детской деятельности, направленные на развития мелкой моторики пальцев рук; - рекомендации родителям по развитию мелкой моторики рук детей 5-6 лет; -советы родителям, имеющих леворуких детей; |
Учитель-логопед воспитатель |
Февраль |
Круглый стол для родителей «Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями». -специфические детские виды деятельности и их влияние на психическое развитие дошкольников; -развитие восприятия дошкольников с помощью познавательных игр; -развитие художественно творческих способностей у дошкольников средствами продуктивной деятельности; -выставка детских работ; -обсуждение, обмен мнениями. |
Педагог –психолог Учитель-логопед Преподаватель ИЗО |
Март |
Семинар – практикум для родителей «Домашняя игротека» -игра – основной вид деятельности ребенка; -классификация детских игр; -рекомендации родителям по организации игрового пространства в семье. |
Учитель-логопед воспитатель |
Апрель |
Родительское собрание «Подготовка к школе детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи». -психологическая готовность ребенка к школе; -предупреждение дисграфии и дислексии у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями; -формирование графических навыков и умений –эффективная подготовка руки ребенка к письму; -проблемная ситуация: «Я считаю, что мой ребенок готов (не готов)к школе, потому что…» |
Педагог-психолог Учитель-логопед Воспитатель . |
3 этап. Заключительный этап
Месяц |
Вид деятельности |
Ответственный |
Апрель |
Опрос и анкетирование педагогов и родителей, обследование детей, проведение ПМПК |
Учитель-логопед |
Май |
Круглый стол для родителей и воспитателей по результатам проделанной работы за учебный год. - отчет учителя-логопеда по коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста , результаты обследования детей на конец учебного года; -тест для родителей «Как вы оцениваете коррекционно-педагогическую деятельность ДОУ»; -рекомендации для родителей по работе с детьми на лето. |
Учитель-логопед Воспитатели |
Ожидаемые результаты
При реализации проекта «Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями» мы рассчитываем получить следующие результаты: будет решена одна из наиболее сложных проблем – проблема различия в позициях педагогов и родителей по преодолению речевых нарушений детей. Родители перестанут отстраняться от работы по исправлению речевых дефектов у детей, т.к. овладеют необходимыми педагогическими знаниями, умениями и навыками. Они преодолеют возникающие определенные трудности в организации взаимодействия со своим ребенком.
Осознанное включение родителей в совместный с учителем–логопедом коррекционный процесс позволит значительно повысить эффективность совместной работы. Возникнет понимание того, что создание единого речевого пространства развития ребенка возможно при условии тесного сотрудничества учителя-логопеда и родителей.
Используемая литература
1. Закон РФ «Об образовании». М., 2008.
2. Бачина О.В., Самородова Л.Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи. М., 2009.
3. Каше Г.А., Филичева Т.Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи. М., 1978.
4. Козина И.Б., Формирование мотивации к коррекционным занятиям у дошкольников // Дефектология. 1997. № 5.
5. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. М., 2007.
6. Перчаткина Е. Сотрудничество логопеда и родителей // Дошкольное воспитание. 1998г. № 11, с.47-49.
7. Степанова О.А.Организация логопедической работы в ДОУ. М., 2007.
Приложения
1. Анкета для родителей, имеющих детей с речевыми нарушениями (ознакомительная).
2. Анкета для родителей, имеющих детей с речевыми нарушениями.
3. Методические рекомендации учителя-логопеда родителям, имеющих детей с речевыми нарушениями.
4. Инструкция по работе с индивидуальными тетрадями детей.
5. Инструкция по работе с тематическими карточками учителя-логопеда (рекомендации для родителей).