В настоящее время достаточно разнообразно представлена организация образовательного пространства в дошкольных учреждениях. Коллектив центра развития ребенка ГДОУ № 300 СО РАН имеет многолетний опыт работы групп кратковременного пребывания детей в детском саду.
Такая форма работы обусловлена исследованием социальной ситуации нашего микрорайона. Исследование показало достаточное количество детей, не посещающих массовый детский сад по состоянию здоровья, по причине дезадаптации или просто из-за отсутствия свободных мест. Для родителей этой категории детей оказалась очень удобной именно кратковременная форма пребывания ребенка в детском саду. Кроме того, большинству детей необходима помощь логопеда, психолога, детского массажиста, инструктора физкультуры и всем без исключения - живое общение со сверстниками, с коллективом.
Близость НГУ и большого количества НИИ объясняют высокий процент родителей, занимающихся научной деятельностью и работающих в бюджетной сфере. Для них интересна и экономическая сторона кратковременного пребывания. Исключая из режима дня сон, многоразовое питание, сокращая затраты на работу прачечной, пищеблока и заработную плату педагогов и обслуживающего персонала, мы снижаем родительскую плату.
С другой стороны, кратковременная форма пребывания ребенка в детском саду освобождает некоторые помещения, например, спальные комнаты, которые можно использовать для расширения образовательного пространства: для создания новых групп или дополнительных образовательных услуг в зависимости от родительского запроса и возможностей педагогов, привлекая, таким образом, все большее количество детей, не охваченных вниманием педагогов.
Сегодня в центре работают семь групп, четыре из них - пяти- и двухчасовые группы кратковременного пребывания, действующие в утреннее и вечернее время.
Пятичасовые группы кратковременного пребывания работают по «Программе воспитания и обучения детей в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой. Основными целями работы этих групп являются:
- Наиболее полный охват детей нашего микрорайона дошкольным образованием;
- Реализация равных возможностей получения дошкольного образования детьми, посещающими и не посещающими детский сад;
- Формирование у ребенка готовности к школьному обучению.
В процессе работы группы пятичасового пребывания решаются следующие задачи:
- охрана и укрепление здоровья ребенка,
- обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка,
- осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии малыша, обращая особое внимание на развитие речи и речевое общение,
- выбор родителями размера наиболее приемлемой родительской платы за содержание ребенка в дошкольном учреждении,
- охрана и укрепление здоровья, обеспечение психического благополучия ребенка,
- приобщение родителей к совместному воспитанию и развитию ребенка,
- формирование базисных основ личности с учетом индивидуальных особенностей ребенка.
Максимальное время пребывания ребенка в этих группах отводится профилактике и коррекции существующих речевых отклонений, формированию навыков самообслуживания, общению ребенка со сверстниками и взрослыми, выполнению элементарных трудовых операций – и все это в игровой форме.
Деятельность групп пятичасового пребывания осуществляется только в первую половину дня с 08.30 до 13.30 с целью наиболее эффективного усвоения ребенком «Программы воспитания и обучения детей в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой.
Целью работы двухчасовых групп для детей от года до трех лет помимо целей работы пятичасовых групп является ранняя адаптация и социализация ребенка в условиях массового дошкольного учреждения.
Планы работы для таких групп рассматриваются, обсуждаются и утверждаются на педагогическом совете педагогическим коллективом. Время работы групп предусматривается в первую и вторую половину дня – с 09.00 до 11.00 и с 17.00 до 19.00, а также возможна работа групп в выходные и праздничные дни в утреннее и вечернее время.
В группах ранней адаптации и социализации встречаются самые маленькие посетители. Здесь мама (папа, няня) остаются на весь период, необходимый ребенку для благоприятной адаптации, получают информацию о возрастных особенностях своего малыша и обучаются доступным методам и приемам занятий в домашних условиях.
Для зачисления в группы кратковременного пребывания подается заявление родителей, предоставляется медицинская справка о состоянии здоровья ребенка, заключается родительский договор. Прием детей в эти группы осуществляется старшей медицинской сестрой нашего учреждения на общих основаниях.
Деятельность групп кратковременного пребывания регламентируется планом работы и расписанием занятий, утвержденных заведующей. Занятия проводятся группами, подгруппами или индивидуально в зависимости от уровня подготовки, психологических особенностей ребенка и запросов его родителей. Длительность и периодичность посещения ребенком группы оговаривается в родительском договоре и может составлять от одного до пяти раз в неделю с двух- или пятичасовым пребыванием ребенка в группе. Так же заранее оговаривается одно- или двухразовое питание по желанию родителей. Наполняемость групп кратковременного пребывания осуществляется в соответствии с Уставом ГДОУ и составляет 12 детей - в группах с пятичасовым пребыванием и до 15 детей – в группах ранней адаптации и социализации с двухчасовым пребыванием.
Для каждого вида групп кратковременного пребывания составляется и утверждается заведующей штатное расписание сотрудников, участвующих в организации и обеспечении работы с детьми. Важно отметить, что сотрудники могут приниматься как на постоянное место работы, так и осуществлять внутреннее совмещение в нашем учреждении. Это помогает в условиях дефицита кадров заинтересовывать педагогические кадры и обслуживающий персонал удобным графиком работы и возможностью внешнего совмещения работы – с одной стороны, и дает возможность повысить заработную плату сотрудникам, совмещающим работу в рамках одного учреждения, – с другой стороны. За длительный период функционирования групп кратковременного пребывания накопился опыт привлечения и обучения новых кадров, принятых в ГДОУ по рекомендациям родителей, а также - опыт вступления самих мам, бабушек или нянь в штатный коллектив детского сада.
Все группы кратковременного пребывания функционируют в помещениях, предметно-развивающая среда которых соответствует программному содержанию и возрастным особенностям детей. Возможность работать без спальных комнат позволяет более рационально использовать свободные помещения детского сада.
Таким образом, группы кратковременного пребывания дают возможность малышам легче адаптироваться к условиям любого массового дошкольного учреждения и формировать готовность к школьному обучению, помогают решать проблему нехватки мест в детских садах, обеспечивают дополнительную заинтересованность педагогических кадров и вспомогательного персонала, позволяют эффективно использовать материальные ресурсы учреждения.