Цели:
- познакомить с информацией о прическах в различные исторические эпохи; показать значение прически для человека;
- формирование специальных изобразительных навыков и развитие качеств творческого мышления: воображения, оригинальности, фантазии, способности к разработке гипотез, побуждение учащихся к самостоятельной творческой деятельности;
- создание и поддержание на уроке благоприятной психологической атмосферы
Оборудование к уроку:
а) для учителя – плакаты с видами причесок в
разные исторические эпохи, музыка, иллюстрация с
изображением аккуратного и неопрятного
человека;
б) для ученика – краски, кисть, банка для воды,
фломастеры, цветные карандаши, белая бумага.
ХОД УРОКА
1. Оргмомент
– Проверьте свои рабочие места: к уроку вам понадобится бумага для рисования, краски, кисти, банка для воды, фломастеры, цветные карандаши.
2. Вступительное слово учителя.
– Я очень рада видеть вас сегодня на уроке
рисования. Вижу, что у вас хорошее настроение,
пусть оно и будет помощником в нашей работе.
Наверное, это не случайно, ведь за окном зима, все
вокруг усыпано белым долгожданным снегом. Зимой
очень много различных праздников и мы ходим друг
к другу в гости, хотим выглядеть красивыми,
привлекательными. Как же нам это удается? Как вы
думаете? (Ответы детей)
Итак, внешний облик человека делают
привлекательным опрятная одежда, начищенная
кремом обувь, макияж, и, конечно…
Не сеют, не сажают, сами вырастают. (Волосы)
– Всякие ли вы волосы могут добавить человеку
привлекательность? Как вы думаете?
– Стрижка выглядит лучше, чем распущенные
волосы? Почему?
– Только ли от длины волос, цвета, толщины это
зависит?
Волосы должны быть в аккуратном состоянии (вымыты, расчесаны, красиво уложены). А когда волосы в порядке, то по-другому как мы можем сказать о человеке? (У тебя хорошая прическа)
– Что же такое прическа? (Это уложенные в определенную форму волосы)
Посмотрите внимательно на эти рисунки. (Идет показ лохматого и аккуратно причесанного человека). В чем отличия этих людей? (модно одетый, но голова в ужасном состоянии, следовательно, прическа многое значит во внешнем виде.) Хорошая прическа, ухоженная, говорит о воспитанности, об уважительном отношении к окружающим людям, о вкусе человека, о том, что он умеет чувствовать и видеть красоту. Я желаю тоже вам этому научиться, и уверена, что наша работа на уроке в этом поможет.
А сейчас, я предлагаю вам, отправится в музей
красоты, где один из залов посвящен прическам (Звучит
музыка). Но я предлагаю вам не только побывать
посетителями музея, но и художниками, ведь многие
художники в музеях делают зарисовки.
Итак, уважаемые посетители нашего музея,
представьте себе Древнюю Грецию, страну,
расположенную на берегу Средиземного моря.
«Прическа здесь создавалась из прямых и завитых
волос. В древности густым длинным волосам
придавали большое значение, т. к. считали это
символом воли, храбрости. Прически древних
греков были изящны. Особенно им нравились
светлые волосы. От природы волосы гречанок
темные, но они считали, что темный цвет придавал
лицу суровость, поэтому прибегали к разным
способам их осветлять. Гречанки вязали из волос
сложные узлы, укладывали вокруг головы косы и
закрепляли их лентами и гребнями.
В Древнем Риме люди до такой степени хотели изменить прическу, что посыпали ее цветными порошками.»
– Какие элементы в современной прическе мы можем использовать? Какие идеи древних мастеров вам по душе? Зарисуйте на одном маленьком листочке то, чтобы вы сохранили бы в наши дни? Я даю вам 10 секунд. (Дети делают зарисовку)
Продолжаем нашу экскурсию. «В 17 веке мужчины
напоминали разряженных петухов, они носили
длинные локоны (особенно короли). Женщины носили
небольшие кокетливые прически из завитков,
украшая их кружевами и бантиками. В этом же веке
стали популярны парики, сделанные из шерсти
животных, морской травы, лент и полосок кожи.
В 18 веке появилась мода на белые пудреные парики,
которые уравнивали все возрасты. Их пудрили не
только пудрой, даже мукой. Поэтому в 18 веке был
израсходован весь запас муки и начались голодные
бунты. Сначала прически были изящные и небольшие
по размеру, но постепенно стали расти вверх. Для
того чтобы сделать высокую прическу, парикмахер
делал каркас, т. к. без его помощи волосы не могли
держаться. Мужчины носили парики, перевязанные
лентами.
С 1789 года наступает мода на естественные волосы и
парики никто не носит».
– Сейчас мы ненадолго прервемся. Зарисуйте на следующем маленьком листочке идеи 17-18 веков, которые вас удивили. Что бы вы взяли для причесок наших дней? (10 секунд) (Рисуют дети)
«Прически 19 века требовали мастерства и высокого вкуса. Дамские прически делали только из длинных волос. Мужские прически делали из полудлинных волос, дополнением к ним служили бородки, небольшие усики, бакенбарды. А женские прически часто менялись.
Россия со времен правления Петра I, следовала европейской моде, только в крестьянских семьях продолжали следовать старорусским обычаям, и девушки носили косы.
В 20 веке стали делать короткие стрижки, а мужские прически удлинились, появилась мода на естественные парики, шиньоны, которые изготавливали машинным способом и стали красить волосы. Появилось много средств для укладки волос. В салонах-парикмахерских стали пользоваться фенами, другой аппаратурой».
– А теперь на последнем листочке, в течении 10 секунд, зарисуйте идеи 19-20 веков, которые могут пригодиться в создании новой прически.
– Проследуем в следующий зал. Но он еще не оформлен. Это предстоит сделать вам, тем более, что близится еще один праздник – 23 февраля, День Защитников Отечества. Мальчикам захочется выглядеть в этот день особенно красивыми, а девочкам тем более!
3. Физминутка
Но перед большой и серьезной работой давайте отдохнем. Встаньте из-за парт, разведите руки в стороны, разожмите и сожмите пальцы рук, поверните голову в одну сторону, другую. Садитесь за парты.
4. Объяснение задания
– Работать будем следующим образом. Сейчас мы с вами нарисуем овал лица человека. Он будет основой для создания вами прически для мальчика (или мужчины), девочки (или женщины). Для этого лист альбома расположим вертикально, нарисуем тонкой, еле заметной линией осевую линию, отметим высоту нашего овала лица, и в полученных границах изобразим его. Вот так будет начинаться ваша работа.
А теперь вы стилисты, люди, которые придумывают прически. Вам понадобится ваша фантазия. Смелее! В работе можете использовать краски, кисти, фломастеры и цветные карандаши и конечно же зарисовки, которые вы сделала в нашем путешествии по музею. Как только вы закончите работу, вы должны будете вырезать ваши прически, и мы поместим их в зале нашего музея. Но вы еще и постараетесь рассказать о своей работе. Итак, приступайте к работе.
5. Самостоятельная работа
6. Выставка
– Пусть ваши работы останутся в музее и радуют будущих посетителей. Кто из стилистов желает дать интервью, рассказать о прическе, которая только что была создана?
7. Итог урока
– Урок окончен. Спасибо за урок!