Литературное чтение: «Ррусская народная сказка "Кот, петух и лиса"»

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. расширять круг чтения первоклассников;
  2. учить выделять особенности народной сказки;
  3. учить сравнивать сказки по темам;
  4. учить правильно называть произведение;
  5. учить составлять схематический план и рассказывать по плану.

Оборудование: русская народная сказка «Кот, петух и лиса»; книги с  русскими народными сказками о животных, модели обложек, мультимедийное оборудование.

Ход урока

1. Подготовка к восприятию сказки

С помощью мультимедийного оборудования показываю рисунки, изображающие героев русских народных сказок, или иллюстрации из книг.

2. Работа со сказкой «Кот, петух и лиса» - слушание

Беседа:

- Назовите героев произведения.

- Кто из героев вам понравился? Почему?

- Вспомните, какими словами начинается, а какими заканчивается это произведение (жили-были, стали себе жить-поживать да добра наживать)

Физкультминутка

Мы сейчас бревно распилим
Пилим, пилим, пилим, пилим.
Мы сейчас дрова наколем
Колем, колем, колем,колем
Раз, два, раз, два
Будут на зиму дрова.

3. Моделирование обложки

Учитель: Что вы слушали? Покажите на модели. (Дети самостоятельно рисуют «заместитель» сказки.)

Дети: Сказку. (Дети доказывают, что они слушали сказку. У каждого ученика листочки бумаги – одна четвёртая машинописного листа и цветные карандаши.)

Учитель: Покажите свои модели. Да, все определили, что это сказка.

Подумайте, о ком эта сказка. Покажите это на модели обложки. (Учащиеся самостоятельно закрашивают круг коричневым цветом.)

Учитель: Покажите свои работы. Почему вы выбрали коричневый цвет?

(Дети доказывают, что если произведение о животных, то тема указывается коричневым цветом.)

Учитель: Как вы думаете, кто написал эту сказку о животных? (Выслушиваю рассуждения детей и сообщаю, что это народная сказка, поэтому мы не можем указать фамилию автора.) А вот заголовок есть у этой сказки. Подумайте, какой  бы вы подобрали заголовок к этой сказке. (Дети называют варианты заголовков. Сообщаю, что заголовок  этой сказки  «Кот, петух и лиса».) Покажем на модели заголовок и «напечатаем» слова. (Дети выполняют работу под моим руководством)

Учитель: Назовите заголовок этой сказки. («Кот, петух и лиса»)

Учитель: Назовите сказку – произведение, с которым работаем.

Дети: Русская народная сказка «Кот, петух и лиса»

4. Повторное слушание сказки

Физкультминутка

Поднимайте плечики
Прыгайте кузнечики,
Прыг-скок; прыг-скок.
Сели, травушку послушаем
Тишину послушаем.
Тише, тише, высоко
Прыгай на носках легко.

5. Работа по учебнику и тетради

Чтение слов, предложений и песенок.

Рассматривание иллюстраций в учебнике.

Выполнение заданий в тетради.

Рекомендации: найти книги со сказками о лисе и петухе; выполнить задания в тетради (по выбору).

Литература

1. Книга с русскими народными сказками о животных/

2. Методическое пособие «Литературное чтение». Уроки слушания.