План урока "Изготовление разделочных досок "

Разделы: Общепедагогические технологии


Цели:

  • Образовательная: закрепление пройденного материала (по разделу).
  • Воспитательная: формирование навыков и умений, через самостоятельное выполнение заданий.
  • Развивающая: развитие познавательного интереса к профессии и к созданию изделий, выполненных своими руками; логического мышления, памяти, внимания, воображения и коммуникативных способностей учащихся.

Оборудование урока: изделия (разделочные доски), карточки – задания (записки), загадки, «Пазл (ручной лобзик для выпиливания)», аксессуары для выполнения заданий.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

1. Организационная часть:

  • поверка класса (после перемены), определение отсутствующих, организация внимания;
  • сообщение темы и цели урока – закрепление пройденного материала, декоративная отделка (роспись) изделия.

2. Повторение пройденного материала (на предыдущем уроке):

Вопросы на повторение  и предполагаемые ответы учащихся:

Вопрос 1: Для чего применяется декоративная отделка досок?

Предполагаемый ответ учащихся: (Декоративная отделка досок применяется для придания красивого (эстетического) вида).

Вопрос 2: Какие виды росписи по дереву вы знаете?

Предполагаемый ответ учащихся: (Я знаю Городецкую роспись, Хохломскую, Дымковская, Филимоновская, Гжель и т. д.)

Вопрос 3: Какой вид росписи мы будем применять для нашего изделия?

Предполагаемый ответ учащихся: (Городецкая роспись).

Вопрос 4: Родина Городецкой росписи?

Предполагаемый ответ учащихся: (Родиной Городецкой росписи является город Городец Нижегородской области).

Вопрос 5: Какие цвета красок применяются для росписи?

Предполагаемый ответ учащихся: (Для росписи применяют такие цвета: белый, черный, зеленый и различные оттенки красного цвета).

Вопрос 6: Кого умельцы изображают на своих изделиях?

Предполагаемый ответ учащихся: (На своих изделиях народные умельцы изображают коней, птиц, людей: девица у зеркала, семейная пара, девиц с коромыслом, люди за столом (чаепитие)).

Вопрос 7: Какие «виды» цветов (растительный орнамент) применяются для росписи?

Предполагаемый ответ учащихся: (Всегда рисуют бутоны, бубенчики, листочки, распустившиеся цветы и обязательно рисуют травку, в виде завитушек).

3. Актуализация опорных знаний

Игра «Найди клад» (сценарий)

Этапы игры:

1) Устройство верстака. ТБ.

2) Породы древесины.

3) Инструмент.

4) Основные технологические операции и инструмент к ним.

4. Заключительная часть

а. Анализ выполненных заданий (игры)

б. Закрепление пройденного материала: письмо (сценарий) в. Домашнее задание:

Закончить работу (роспись); повторить тему «Лакирование», ТБ при работе

Сценарий игры «Найди клад»

Ведущие: учитель и  учащиеся – при чтении заданий, разыскивании  записок – подсказок и т.д.

Условия: Записки - подсказки необходимо пронумеровать (Задание № 1, № 2 и т.д.) и спрятать так, чтобы участникам игры было труднее их найти.

Игра  «Найди клад»

Учитель: Импровизирует потерю изделий и инструмента. На столе находит письмо. Зачитывает его…

Письмо:

Дорогие ребята!
Не теряйте свои поделки и инструменты. Дело в том, что я  невидимо присутствовал на вашем первом уроке. И выяснил следующее.
Во-первых,  на мой взгляд вы не знаете: оборудование, инструменты,  их части и не знаете как ими работать.
Во–вторых, знаете ли Вы материалы из которых изготавливаете поделки - изделия, технологические операции и т. д? И вообще: Какие из Вас СТОЛЯРЫ и ПЛОТНИКИ?  Вы учитесь лишь в 5 классе.
Но может быть, я ошибаюсь? Давайте проверим.
Я ваши изделия и инструменты спрятал в труднодоступное место, как клад. Для того  чтобы найти его, Вам необходимо выполнить мои задания, которые потребуют от Вас смекалки, быстроты мышления, знаний предмета, а самое главное дружной работы в классе. На каждом этапе Вас ждут мои  записки – подсказки, которые помогут Вам отыскать «клад».
ЖЕЛАЮ УДАЧИ!
С ДРУЖЕСКИМ ПРИВЕТОМ, ДОМОВЕНОК ЦЕНТРА ОБРАЗОВАНИЯ «СМЕНА»

Учитель: Что делать? Будем искать «клад», выполним задания?

Учащиеся: Да!!!

Учитель: И так (зачитывает первую записку, которая находилась в конверте с письмом)

Задание № 1

Загадка:

Стол – не стол,
Парта – не парта,
На мне пилят, строгают,
Поделки выполняют
(верстак)

Учитель подсказывает, о том, что подсказку необходимо искать на верстаках, учащиеся находят следующие  записки - подсказки

Задания в классе:

Задание № 2

Расскажи – ка мне дружок, как устроен верстачок?

(все по очереди (или один из учащихся) рассказывают устройство верстака)

Задание № 3

Об устройстве -  рассказал
Про ТБ–то  я не знал? 
Расскажите, громко – гласно,
Как работать безопасно?

(все по очереди рассказывают ТБ – правила пользования верстаком, охрану труда)

Задание № 4

Рассказали, молодцы,
Покрутите – ка тиски.

Задание № 5

(Зажать в тиски)

Чтобы, клад найти скорей
Загляни–ка в нашей музей

Задание № 6

(на любом экспонате)

Что такое кедр, клен?
Расскажи, коль  ты умен,
Там подсказку ты найдешь,
Как разыщешь, так пойдешь.

(двое учащихся рассказывают о породах древесины- клен и кедр, их свойства и отличие, можно пользоваться помощью группы)

Задание № 7

(на стене под стендами)

Не лает, не кусает,
А в дом не пускает?
(замок)

Задание № 8

(записка – подсказка и «Пазл - ручной лобзик» на дверной ручке)

Чем выпиливать скажи
Да рисунок сей сложи.
Да записку не забудь
Отправляйся дальше в путь.

(Все вместе собирают мозаику. Можно задать несколько вопросов о лобзике: для чего, его части и т.д.)

Задание № 9

(в скважине замка)

В цех столярный загляни.
И заданье там найди.

Задания в коридоре:

Задание № 10

(на двери в столярный цех)

Дверь закрыта на замок,
Поиграй со мной дружок.
Физ. минутка впереди
Кто не смелый – уходи.

Учитель: Задание: «Карлики и великаны»

Всем выстроится в ряд, при слове «Великан» - идите гигантскими шагами; при слове «Карлики» - передвигайтесь в обратную сторону   в присядку.

Задание № 11

(зажать в дверь)

Есть верстак – большой, огромный,
Для разметочных работ,
Там записка, в ней заданье.
Клад найдешь ты без хлопот.

Задание № 12

(на верстаке для разметки)

Вы разметку изучали,
Логика, мышленье есть?
Вы задачку разгадайте,
В ней получите заданье.

(карточки по  черчению) Задания выполняются по группам. (перевернуть – подсказка)

Задание № 13

(обратная сторона карточек)

Вы назад поворотитесь,
В коридоре очутитесь.
На стене висит доска
Там задачка не проста.

Задание № 14

(в стенде)

У меня четыре ножки,
Словно у сороконожки.
Я не стул, не табурет.
Кто же я, каков ответ?
(стол)

Задание № 15

(на столе)

Вот коробка, не простая
В ней секрет лежит на дне.
Вы на ощупь отгадайте,
Назови предметы мне

(Все по очереди опускают руку в коробку, не вынимая руки (на ощупь) опознают предметы (можно инструмент) и произносят названия их в слух). Затем вынимают предметы из коробки, для подтверждения правильности угаданного предмета.

Задание № 16

(на дне коробки)

В класс тихонько все идем
И на место все кладем.

Задание № 17

(на двери)

Дверь я запер на замок
Чтоб войти никто не смог
Вы хорошие ребята?
А воспитаны ли вы?
Что б открыть замок двери
Слово доброе скажи.

(Все по очереди произносят добрые, вежливые слова)

Задание № 18

(зажата в двери)

По местам садимся тихо
Натерпелись вы все лиха.

Задание № 19

(на верстаках)

Клад найдете у доски
Он в мешочке, поищи.

(Учащиеся находят «клад», разбирают свои изделия, находят письмо)

Учитель зачитывает содержание письма:

Дорогие ребята!
Я внимательно наблюдал за вами. Мне очень понравилось, что вы при поиске «клада» (изделий и инструмента) проявили смекалку, находчивость, быстроту и решительность. Я понял, что ошибался. Вы хорошо знаете изучаемый предмет. Из вас в будущем получатся отличные мастера своего дела.
А самое главное, я убедился, что вы воспитанные ребята и сильны своей дружбой. Я всегда с интересом буду присутствовать на занятиях и следить за вашими успехами.
С огромным приветом!
Домовенок ЦО «Смена».

В конце игры необходимо написать ответное письмо домовенку, содержание которого должны придумать учащиеся самостоятельно и написать его на доске. Учитель должен задать  несколько вопросов об игре, заданиях – конкурсах и т. д.