Цели:
- Образовательная: закрепление пройденного материала (по разделу).
- Воспитательная: формирование навыков и умений, через самостоятельное выполнение заданий.
- Развивающая: развитие познавательного интереса к профессии и к созданию изделий, выполненных своими руками; логического мышления, памяти, внимания, воображения и коммуникативных способностей учащихся.
Оборудование урока: изделия (разделочные доски), карточки – задания (записки), загадки, «Пазл (ручной лобзик для выпиливания)», аксессуары для выполнения заданий.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
1. Организационная часть:
- поверка класса (после перемены), определение отсутствующих, организация внимания;
- сообщение темы и цели урока – закрепление пройденного материала, декоративная отделка (роспись) изделия.
2. Повторение пройденного материала (на предыдущем уроке):
Вопросы на повторение и предполагаемые ответы учащихся:
Вопрос 1: Для чего применяется декоративная отделка досок?
Предполагаемый ответ учащихся: (Декоративная отделка досок применяется для придания красивого (эстетического) вида).
Вопрос 2: Какие виды росписи по дереву вы знаете?
Предполагаемый ответ учащихся: (Я знаю Городецкую роспись, Хохломскую, Дымковская, Филимоновская, Гжель и т. д.)
Вопрос 3: Какой вид росписи мы будем применять для нашего изделия?
Предполагаемый ответ учащихся: (Городецкая роспись).
Вопрос 4: Родина Городецкой росписи?
Предполагаемый ответ учащихся: (Родиной Городецкой росписи является город Городец Нижегородской области).
Вопрос 5: Какие цвета красок применяются для росписи?
Предполагаемый ответ учащихся: (Для росписи применяют такие цвета: белый, черный, зеленый и различные оттенки красного цвета).
Вопрос 6: Кого умельцы изображают на своих изделиях?
Предполагаемый ответ учащихся: (На своих изделиях народные умельцы изображают коней, птиц, людей: девица у зеркала, семейная пара, девиц с коромыслом, люди за столом (чаепитие)).
Вопрос 7: Какие «виды» цветов (растительный орнамент) применяются для росписи?
Предполагаемый ответ учащихся: (Всегда рисуют бутоны, бубенчики, листочки, распустившиеся цветы и обязательно рисуют травку, в виде завитушек).
3. Актуализация опорных знаний
Игра «Найди клад» (сценарий)
Этапы игры:
1) Устройство верстака. ТБ.
2) Породы древесины.
3) Инструмент.
4) Основные технологические операции и инструмент к ним.
4. Заключительная часть
а. Анализ выполненных заданий (игры)
б. Закрепление пройденного материала: письмо (сценарий) в. Домашнее задание:
Закончить работу (роспись); повторить тему «Лакирование», ТБ при работе
Сценарий игры «Найди клад»
Ведущие: учитель и учащиеся – при чтении заданий, разыскивании записок – подсказок и т.д.
Условия: Записки - подсказки необходимо пронумеровать (Задание № 1, № 2 и т.д.) и спрятать так, чтобы участникам игры было труднее их найти.
Игра «Найди клад»
Учитель: Импровизирует потерю изделий и инструмента. На столе находит письмо. Зачитывает его…
Письмо:
Дорогие ребята!
Не теряйте свои поделки и инструменты. Дело в том, что я невидимо присутствовал на вашем первом уроке. И выяснил следующее.
Во-первых, на мой взгляд вы не знаете: оборудование, инструменты, их части и не знаете как ими работать.
Во–вторых, знаете ли Вы материалы из которых изготавливаете поделки - изделия, технологические операции и т. д? И вообще: Какие из Вас СТОЛЯРЫ и ПЛОТНИКИ? Вы учитесь лишь в 5 классе.
Но может быть, я ошибаюсь? Давайте проверим.
Я ваши изделия и инструменты спрятал в труднодоступное место, как клад. Для того чтобы найти его, Вам необходимо выполнить мои задания, которые потребуют от Вас смекалки, быстроты мышления, знаний предмета, а самое главное дружной работы в классе. На каждом этапе Вас ждут мои записки – подсказки, которые помогут Вам отыскать «клад».
ЖЕЛАЮ УДАЧИ!
С ДРУЖЕСКИМ ПРИВЕТОМ, ДОМОВЕНОК ЦЕНТРА ОБРАЗОВАНИЯ «СМЕНА»
Учитель: Что делать? Будем искать «клад», выполним задания?
Учащиеся: Да!!!
Учитель: И так (зачитывает первую записку, которая находилась в конверте с письмом)
Задание № 1
Загадка:
Стол – не стол,
Парта – не парта,
На мне пилят, строгают,
Поделки выполняют
(верстак)
Учитель подсказывает, о том, что подсказку необходимо искать на верстаках, учащиеся находят следующие записки - подсказки
Задания в классе:
Задание № 2
Расскажи – ка мне дружок, как устроен верстачок?
(все по очереди (или один из учащихся) рассказывают устройство верстака)
Задание № 3
Об устройстве - рассказал
Про ТБ–то я не знал?
Расскажите, громко – гласно,
Как работать безопасно?
(все по очереди рассказывают ТБ – правила пользования верстаком, охрану труда)
Задание № 4
Рассказали, молодцы,
Покрутите – ка тиски.
Задание № 5
(Зажать в тиски)
Чтобы, клад найти скорей
Загляни–ка в нашей музей
Задание № 6
(на любом экспонате)
Что такое кедр, клен?
Расскажи, коль ты умен,
Там подсказку ты найдешь,
Как разыщешь, так пойдешь.
(двое учащихся рассказывают о породах древесины- клен и кедр, их свойства и отличие, можно пользоваться помощью группы)
Задание № 7
(на стене под стендами)
Не лает, не кусает,
А в дом не пускает?
(замок)
Задание № 8
(записка – подсказка и «Пазл - ручной лобзик» на дверной ручке)
Чем выпиливать скажи
Да рисунок сей сложи.
Да записку не забудь
Отправляйся дальше в путь.
(Все вместе собирают мозаику. Можно задать несколько вопросов о лобзике: для чего, его части и т.д.)
Задание № 9
(в скважине замка)
В цех столярный загляни.
И заданье там найди.
Задания в коридоре:
Задание № 10
(на двери в столярный цех)
Дверь закрыта на замок,
Поиграй со мной дружок.
Физ. минутка впереди
Кто не смелый – уходи.
Учитель: Задание: «Карлики и великаны»
Всем выстроится в ряд, при слове «Великан» - идите гигантскими шагами; при слове «Карлики» - передвигайтесь в обратную сторону в присядку.
Задание № 11
(зажать в дверь)
Есть верстак – большой, огромный,
Для разметочных работ,
Там записка, в ней заданье.
Клад найдешь ты без хлопот.
Задание № 12
(на верстаке для разметки)
Вы разметку изучали,
Логика, мышленье есть?
Вы задачку разгадайте,
В ней получите заданье.
(карточки по черчению) Задания выполняются по группам. (перевернуть – подсказка)
Задание № 13
(обратная сторона карточек)
Вы назад поворотитесь,
В коридоре очутитесь.
На стене висит доска
Там задачка не проста.
Задание № 14
(в стенде)
У меня четыре ножки,
Словно у сороконожки.
Я не стул, не табурет.
Кто же я, каков ответ?
(стол)
Задание № 15
(на столе)
Вот коробка, не простая
В ней секрет лежит на дне.
Вы на ощупь отгадайте,
Назови предметы мне
(Все по очереди опускают руку в коробку, не вынимая руки (на ощупь) опознают предметы (можно инструмент) и произносят названия их в слух). Затем вынимают предметы из коробки, для подтверждения правильности угаданного предмета.
Задание № 16
(на дне коробки)
В класс тихонько все идем
И на место все кладем.
Задание № 17
(на двери)
Дверь я запер на замок
Чтоб войти никто не смог
Вы хорошие ребята?
А воспитаны ли вы?
Что б открыть замок двери
Слово доброе скажи.
(Все по очереди произносят добрые, вежливые слова)
Задание № 18
(зажата в двери)
По местам садимся тихо
Натерпелись вы все лиха.
Задание № 19
(на верстаках)
Клад найдете у доски
Он в мешочке, поищи.
(Учащиеся находят «клад», разбирают свои изделия, находят письмо)
Учитель зачитывает содержание письма:
Дорогие ребята!
Я внимательно наблюдал за вами. Мне очень понравилось, что вы при поиске «клада» (изделий и инструмента) проявили смекалку, находчивость, быстроту и решительность. Я понял, что ошибался. Вы хорошо знаете изучаемый предмет. Из вас в будущем получатся отличные мастера своего дела.
А самое главное, я убедился, что вы воспитанные ребята и сильны своей дружбой. Я всегда с интересом буду присутствовать на занятиях и следить за вашими успехами.
С огромным приветом!
Домовенок ЦО «Смена».
В конце игры необходимо написать ответное письмо домовенку, содержание которого должны придумать учащиеся самостоятельно и написать его на доске. Учитель должен задать несколько вопросов об игре, заданиях – конкурсах и т. д.