Цели: сформировать представление о лесной зоне: познакомить с географическим положением этой природной зоны, климатическими условиями, растительным и животным миром; литературой;
Оборудование:
- карта природных зон;
- презентация «Леса России» (используется в течение урока);
- выставка фотографий: «Животные в зоопарке»;
- выставка книг, подготовленная обучающимися;
- музыкальное оформление (мелодия «В мире животных»);
- видеофильм о зайцах;
- учебники;
- рабочие тетради,
Ход урока
I. Организация класса
II. Изучение нового
Учитель: - Отгадайте загадку и назовите тему нашего урока.
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом,
Чудеса увидишь в нём.
Учитель: - По каким признакам вы догадались, что речь идёт о лесе?
- Поговорим сегодня о зоне лесов и обобщим наши знания, составив кластер.
Работа с картой
- Посмотрите на карту природных зон.
- Что можно рассказать о зоне лесов по этой карте?
Лесная зона находится южнее зоны тундры, на карте она обозначена зелёным цветом. Зона лесов расположена в умеренном поясе, значит, ярко выражены все четыре времени года, холодная зима и тёплое лето. Зона лесов большей частью расположена на Восточно– Европейской и Западно-Сибирской равнинах, а также на Среднесибирском плоскогорье. Эта природная зона - самая большая. В этой природной зоне три части: самая большая часть – тайга, она закрашена тёмно-зелёным цветом, ещё есть смешанные леса – тоже зелёный цвет, но светлее, и ещё одна часть – широколиственные леса, зелёный цвет ещё светлее.
(начинается заполнение кластера).
- Подробнее о географическом положении и климатических условиях зоны лесов нам расскажет группа географов.
Группа географов. 1.Тайга (географическое положение, рельеф, климат)
- А теперь давайте выясним, какие растения растут в тайге и что у них общего. Об этом нам расскажут ботаники.
Группа ботаников.
В тайге преобладают леса из ели, пихты, сосны, лиственницы и сибирского кедра. Все они хвойные растения с игольчатыми листьями – хвоёй. В основном вечнозелёные (за исключением лиственницы). Хвоя у них меняется не вся сразу, а постепенно. У большинства она жёсткая, покрытая плотной кожицей, хорошо переносит морозы. Типичная особенность таёжного леса – его относительное однообразие. Западно-сибирская тайга – тёмнохвойная, густая, тенистая, мрачная.
Работа в тетради (стр. 31,заполнение таблицы). Одновременно на доске заполняется кластер
- Итак, какие растения характерны для тайги?
- Запишем их в таблицу.
- А теперь посмотрим, как выглядят эти растения, и узнаем о них более подробно.
Работа с учебником (стр. 99, иллюстрация), продолжение выступления группы ботаников
- Во время выступления внимательно слушайте и находите на иллюстрации признаки описываемых объектов.
- Проверим, как внимательно вы слушали и смотрели на иллюстрацию.
Работа в тетради (стр.32, задание №3)
- А теперь своими впечатлениями поделится группа ботаников, изучавшая смешанные и широколиственные леса.
О каких деревьях пойдёт речь, мы узнаем на стр. 103 учебника
Работа в тетради стр.31, №2, стр33, №6
- Богат и разнообразен животный мир лесов. Познакомимся с животными тайги.
Работа по учебнику стр. 102
(чтение текста и распознавание животных по иллюстрациям в учебнике стр. 100-101)
Выступление группы зоологов
- Как приспособились животные к жизни в лесной полосе? (выступление детей с сообщениями об обитателях зоны лесов).
Просмотр видеофильма о зайцах.(2мин 30сек )
- Подумайте, на какие группы по типу питания можно распределить всех животных леса?
- хищные,
- растительноядные,
- всеядные,
- Какие цепи питания можно составить, используя данную классификацию животных?
Восстанови пропущенные звенья в цепях питания
- Объясни, почему цепи питания связаны между собой.
III. Закрепление
1. Инсценировка «Разговор деревьев»
- Угадай, какие деревья ведут этот разговор.
Расхвалилось дерево своим осенним нарядом: «Красивее моей одежды не придумаешь: тут и красное, и зелёное, и розовое, и оранжевое, и жёлтое. У листа, что ни уголок, то другой цвет».
«А я считаю, что такой наряд для солидного дерева неприличен, - сказало соседнее дерево.- Самый скромный и красивый цвет – зелёный. Я этому цвету никогда не изменяю. Так и опадут мои листья зелёными. И уголки – то у тебя на листьях лишние. Гораздо лучше мелкие зубчики как у меня».
2.Определи животное по описанию. (Каждая группа получает по одной карточке)
(см. Приложение 1).
3.Собрать пазлы
- Убедиться в правильности своего ответа вы сможете, если правильно соберёте пазлы.
(Каждая группа получает свой конверт).
IV. Итог урока
(Звучит мелодия «В мире животных»).
Напишите синквейн на тему «Лес»
1 строка – одно имя существительное (тема)
2 строка – два имени прилагательных
3 строка – три глагола
4 строка – предложение из четырех слов
5 строка – одно существительное или наречие (обобщение)