Урок окружающего мира: "Леса России"

Разделы: Начальная школа


Цели:   сформировать представление о лесной зоне: познакомить с географическим положением этой природной зоны, климатическими условиями, растительным и животным миром; литературой;

Оборудование:

  • карта природных зон;
  • презентация «Леса России» (используется в течение урока);
  • выставка фотографий: «Животные в зоопарке»;
  • выставка книг, подготовленная обучающимися;
  • музыкальное оформление (мелодия «В мире животных»);
  • видеофильм о зайцах;
  • учебники;
  • рабочие тетради,

Ход урока

I. Организация класса

II. Изучение нового

Учитель: -  Отгадайте загадку и назовите тему нашего урока.

Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом,
Чудеса увидишь в нём.

Учитель: - По каким признакам вы догадались, что речь идёт о лесе?

- Поговорим сегодня о зоне лесов и обобщим наши знания, составив кластер.

Работа с картой

- Посмотрите на карту природных зон.

- Что можно рассказать о зоне лесов по этой карте?

Лесная зона находится южнее зоны тундры, на карте она обозначена зелёным цветом. Зона лесов расположена в умеренном поясе, значит, ярко выражены все четыре времени года, холодная зима и тёплое лето. Зона лесов большей частью расположена на Восточно– Европейской и Западно-Сибирской равнинах, а также на Среднесибирском плоскогорье. Эта природная зона - самая большая. В этой природной зоне три части: самая большая часть – тайга, она закрашена тёмно-зелёным цветом, ещё есть смешанные леса – тоже зелёный цвет, но светлее, и  ещё одна часть – широколиственные леса, зелёный цвет ещё светлее.

(начинается заполнение кластера).

- Подробнее о географическом положении и климатических условиях зоны лесов нам расскажет группа географов.

Группа  географов. 1.Тайга (географическое положение, рельеф, климат)

- А теперь давайте выясним, какие растения растут в тайге и что у них общего. Об этом нам расскажут ботаники.

Группа ботаников.

В тайге преобладают леса из ели, пихты, сосны, лиственницы и сибирского кедра. Все они хвойные растения с игольчатыми листьями – хвоёй. В основном вечнозелёные (за исключением лиственницы). Хвоя у них меняется не вся сразу, а постепенно. У большинства она жёсткая, покрытая плотной кожицей, хорошо переносит морозы. Типичная особенность таёжного леса – его относительное однообразие. Западно-сибирская тайга – тёмнохвойная, густая, тенистая, мрачная.

Работа в тетради (стр. 31,заполнение таблицы). Одновременно на доске заполняется кластер

- Итак, какие растения характерны для тайги?

- Запишем их в таблицу.

- А  теперь посмотрим, как выглядят эти растения, и узнаем о них более подробно.

Работа с учебником (стр. 99, иллюстрация), продолжение выступления группы ботаников

- Во время выступления внимательно слушайте и находите на иллюстрации признаки описываемых объектов.

- Проверим, как внимательно вы слушали и смотрели на иллюстрацию.

Работа в тетради (стр.32, задание №3)

- А теперь своими впечатлениями поделится группа ботаников, изучавшая смешанные и широколиственные леса.

О каких деревьях пойдёт речь, мы узнаем на стр. 103  учебника

Работа в тетради стр.31, №2, стр33, №6

- Богат и разнообразен животный мир лесов. Познакомимся с животными тайги.

Работа по учебнику стр. 102

(чтение текста и распознавание животных по иллюстрациям в учебнике стр. 100-101)

Выступление группы зоологов

- Как приспособились животные к жизни в лесной полосе? (выступление детей с сообщениями об обитателях зоны лесов).

Просмотр видеофильма о зайцах.(2мин 30сек )

- Подумайте,  на какие группы по типу питания можно распределить всех животных леса?

  • хищные,
  • растительноядные,
  • всеядные,

- Какие цепи питания можно составить, используя данную классификацию животных?

Восстанови пропущенные звенья в цепях питания

- Объясни, почему цепи питания связаны между собой.

III. Закрепление

1. Инсценировка «Разговор деревьев»

- Угадай, какие деревья ведут этот разговор.

Расхвалилось дерево своим осенним нарядом: «Красивее моей одежды не придумаешь: тут и красное, и зелёное, и розовое, и оранжевое, и жёлтое. У листа, что ни уголок, то другой цвет».

«А я считаю, что такой наряд для солидного дерева неприличен, - сказало соседнее дерево.- Самый скромный и красивый цвет – зелёный. Я этому цвету никогда не изменяю. Так и опадут мои листья зелёными. И уголки – то у тебя на листьях лишние. Гораздо лучше мелкие зубчики как у меня».

2.Определи животное по описанию. (Каждая группа получает по одной карточке)

(см. Приложение 1).

3.Собрать пазлы

- Убедиться в правильности своего ответа вы сможете, если правильно соберёте пазлы.

(Каждая группа получает свой конверт).

IV. Итог урока

(Звучит мелодия «В мире животных»).

Напишите синквейн на тему «Лес»

1 строка – одно имя существительное (тема)

2 строка – два имени прилагательных

3 строка – три глагола

4 строка – предложение из четырех слов

5 строка – одно существительное или наречие (обобщение)