Формы и методы работы по организации контроля за развитием детей раннего возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


«Самоценность» раннего возраста в том, что это самый поддающийся педагогическому воздействию период, так как велика предрасположенность к усвоению, высока обучаемость ребенка. Все в этом возрасте осваивается и познается впервые.
Перед взрослыми встают вопросы: «Правильно ли развивается малыш? Как нам, взрослым дать оценку уровня развития ребенка, чтобы избежать в будущем многих проблем? Что является критериями показателей развития малыша? Ведь своевременность формирования основных умений и навыков в первые годы жизни, как правило, исключает трудности дальнейшего обучения. Очень важно, что бы развитие малыша протекало гармонично, раскрывало его способности. От того, какие развивающие условия были созданы, на что делается упор, какие воспитательные приемы используются, чему и как учат ребенка, и от многого другого зависит уровень его знаний.

Формы и методы контроля старшего воспитателя в группах раннего возраста разнообразны: беседа с воспитателями и последующее посещение групповых занятий и режимных моментов, изучение документации и календарных планов, анализ детской продуктивной деятельности, беседы с детьми, диагностика уровней знаний умений и навыков.

Процесс отслеживания работы в детском саду складывается из единства трех стадий:

  • сбор информации, т.е. установление и выявление фактов воспитательно-образовательного процесса;
  • анализ собранного материала, его оценка;
  • выработка мероприятий, направленных на улучшение существующего положения в ДОУ и в определенной возрастной группе, каждого ребенка в отдельности.

Организация наблюдения педагогического процесса в группах раннего возраста проходит через все виды контроля: оперативный, тематический и итоговый.
Целью проведения тематического контроля является изучение выполнения программы по конкретным разделам. Заблаговременно объявленный план проверки побуждает воспитателя к самоанализу и самооценке своего труда, к самостоятельному поиску и выбору правильных направлений в работе. Итоги обсуждаются на педагогических советах.

Итоговый контроль проводится после завершения отчетного периода (полугодия, года),направлен на изучение и всесторонний анализ работы педагогического коллектива по выполнению программы и задач годового плана. Аналитическая справка отражает:

  • положительный опыт работы педагогов;
  • проблемы работы коллектива;
  • план действий по выполнению программы.

Оперативный (предупредительный, ДРК) носит выборочный характер, и включат проверку работу отдельных воспитателей и режимных моментов. Проблемы решаются сразу и воспитателям даются рекомендации по устранению выявленных недостатков (материалы хранятся в течении года).

Предупредительный – предупреждает организационные ошибки и недостатки. Например: наличие выносного материала на прогулке, организация маршрута прогулки детей раннего возраста по территории детского сада, к нему же относится и проверка планов работы с детьми.
К оперативному контролю относится такой интересный вид контроля как ДРК (диагностика, регулирование и коррекция) –организация диагностики детей три раза в год. Для чего старший воспитатель заблаговременно объявляет о сроках и методике проведения диагностики. По результатам контроля даются рекомендации, и оказывается методическая помощь.

Цель контроля воспитателя – определить фактический уровень развития каждого ребёнка, определить правильность: педагогических воздействий, условий воспитания и качество всей воспитательной работы дошкольного учреждения. Воспитатель проводит педагогическую и нервно-психическую диагностику детей. По усвоению программы воспи­тательно-образовательного процесса, в нашем детском саду вос­питатели групп раннего возраста, отчитываются в конце учебного года. Однако обследования проводят три раза: в начале, середине и конце года.

Критерии оценки педагогической диагностики уровней развития детей мы берем из книги В.М.Сотниковой «Контроль за организацией педагогического процесса в группах раннего возраста ДОУ» (М. Издательство Скрипторий, 2005, с.56):

– основные показатели познавательного развития ребенка раннего возраста (1 год 6 месяцев, 1 год 9 месяцев, 2 года, 2 г. 6 месяцев, 3 года)
– основные показатели физического развития ребенка раннего возраста (1 год 6 месяцев, 1 год 9 месяцев, 2 года, 2 г. 6 месяцев, 3 года)
– основные показатели социально-эмоционального развития ребенка раннего возраста (1 год 6 месяцев, 1 год 9 месяцев, 2 года, 2 г. 6 месяцев, 3 года)
– основные показатели речевого развития ребенка раннего возраста (1 год 6 месяцев, 1 год 9 месяцев, 2 года, 2 г. 6 месяцев, 3 года)
– основные показатели игровых действий ребенка раннего возраста (1 год 6 месяцев, 1 год 9 месяцев, 2 года, 2 г. 6 месяцев, 3 года)
– основные показатели бытовых навыков ребенка раннего возраста (1 года 6 месяцев, 1 год 9 месяцев, 2 года, 2 г. 6 месяцев, 3 года)

Для проведения педагогической диагностикиразвития малышей подбирается материал, который не используется в повседневной жизни. Хранится он в учебной зоне в группе в коробках по 2-м возрастным периодам (1,6-2 года; 2, 6-3 года). Результаты заполняются в таблице в цветовой гамме, далее воспитатель делает письменный анализ по результатам каждого ребенка. Согласно диагностике строится коррекционно-развивающая индивидуальная работа с детьми.

Диагностика нервно-психического развития проводится по методическому пособию авторов К.Л.Печора, В.Г.Пантюхиной, Л.Г.Голубевой «Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях» (М.,«Просвещение», 1986г), где раскрывается контроль, опирающийся на изучение объективных законо­мерностей хода развития ребёнка.

Необходимость ранней диагностики определяется важнейшим свойством нервной системы ребенка – пластичностью, умению быстро реагировать на воздействие извне.

Л.С.Выгодский отмечал, что психика ребенка раннего возраста развивается в процессе активной предметной и игровой деятельности, в недрах которых и происходит развитие моторики, восприятия, мышления и речи. Методики психолого – педагогического обследования должны быть направлены на изучение уровня развития психологических новообразований и ведущей предметно-игровой деятельности, умственного развития двух уровней : актуального (достигнут к настоящему моменту) и потенциального (связанного с зоной ближайшего развития).

Ориентируясь на данное пособие, воспитатели использу­ют такие методы контроля за нервно-психическим развитием детей:

  • метод опроса матери, изучение истории развития ребенка (при приёме ребёнка в детское учреждение и в дальнейшем по ходу развития ребёнка); данный метод эффективен в адаптационный период;
  • метод наблюдения за ребёнком в группе (выявление особенностей поведения); метод диагностики психического развития ребёнка, с учетом принципа целостного системного изучения ребенка;

В ходе диагностики детей учитываем рекомендации особенностей психологического развития педагогов-психологов Н.М. Щелованова и Н.М. Аскариной :
1) чем младше ребёнок, тем быстрее он развивается, чем быстрее он развивается, тем чаще требуется смена занятий, условий воспитания;
2) у маленького ребёнка все функции организма взаимосвязаны и воспринима­ются в единстве: состояние здоровья, физическое, нервно-психическое разви­тие, поведение.

Развитие маленького ребёнка идёт неравномерно: в разные возрастные периоды определённые умения формируются наиболее интенсивно. Так, на третьем году жиз­ни выделяются два периодав развитии ребёнка: 2 года 1 месяц – 2 года 6 месяцев; 2 года 6 месяцев – 3 года. В каждом из них контролируется:

  • активная речь;
  • сенсорное развитие;
  • игры и действия с предметами;
  • изобразительная деятельность;
  • конструктивная деятельность;
  • степень развития общих движений;
  • формирование навыков самостоятельности.

Контроль проводится по единой методике, с помощью определённого материала, в определённой ситуации, которая должна быть максимально приближе­на к естественным условиям жизни малыша. Воспитатель налаживает доверительные отношения с детьми. И дети с большим интересом относятся к такой игре, где их не обучают, а довольно умело выявляют уже сформированные знания и умения. Каждый воспитатель лучше любого проверяющего знает своих воспитанников. Подмечено, что каждый ребёнок ждет оценки со стороны взрослого. И если он хорошо справился с зданием, его обязательно положительно оценивают.

Результаты диагностики и наблюдений за нервно-психическим развитием детей (схема предложена в этом же пособии) заполняются в общей карте для сравнения имеющихся навыков и умений по различным видам деятельности. Обозначается кружками трех цветов:

красный – «Соответствует возрастной норме»,
зеленый – « Близко к возрастной норме»,
синий – «Не соответствует возрастной норме».

Таким образом, мы делим детей на три подгруппы, и проводим работу в зависимости от результатов:

– группы детей «Близко к возрастной норме» и «Не соответствует воз­растной норме» требуют углубленной коррекционно-развивающей работы по индивидуальным программам, для достижения уровня «Соот­ветствует возрастной норме».
– группе детей «Соот­ветствует возрастной норме», даются задания более усложненные.

Это дает возможность составить индивидуальную программу коррекционного обучения для каждого ребенка, с учетом принципа единства диагностики и коррекции отклонений в развитии.

Основными задачами коррекции психического развития ребенка являются:

  • профилактика нежелательных негативных тенденций личностного и интеллектуального развития;
  • коррекция отклонений на основе создания оптимальных условий для развития зоны ближайшего развития ребенка.

Эффективность коррекционно-развивающей работы зависит от:

1. Раннего выявления и начала целенаправленной педагогической работы с ребенком.
2. Содержания и методов воспитания и обучения ребенка.
3. Своевременного включения родителей в коррекционно-педагогический процесс.
4. Реализация единства требований к воспитанию и обучению ребенка в семье и детском саду.

Недостатки в организации диагностики воспитателей

  • субъективное отношение к воспитаннику;
  • недостаток времени на проведение трех разовых срезов нервно-психического и педагогического развития детей;
  • частая некомпетентность воспитателей групп раннего возраста в психологических вопросах.

Таким образом, контроль старшего воспитателя помогает выявить недочеты в работе с детьми и наметить пути выполнения требований программы, своевременно оказать помощь, подсказать, найти пути улучшения учебно-воспитательного процесса. И достичь гармоничного развития малыша, своевременно формировать основные умения и навыки , что исключит трудности дальнейшего обучения.

Литература:

1. Воспитание детей раннего возраста. Аксарина Н.М.– М.: Издательство «Медицина», 1972, с. 263.
2. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. Печора К.Л., Пантюхина В.Г., Голубева Л.Г. – М.: Просвещение, 1986г, с. 218.
3. Контроль за организацией педагогического процесса в группах раннего возраста ДОУ. Сотникова В.М.– М.: Издательство Скрипторий, 2005, с. 56.