Учебные цели.
- Установить взаимосвязь между компонентами и результатами действия вычитания
- Закреплять состав чисел 5, 6, 7, 8, 9, навыки
счета, взаимосвязь между частью и
целым, сравнение чисел, вычитание на числовом отрезке. - Закреплять знания приемов устного и
письменного вычитания чисел в пределах 10
и умение проверять правильность вычислений.
Развивающие цели.
- Развивать творческие способности, умение мыслить логически грамотно.
- Развивать математически грамотную речь.
Воспитательные цели.
- Воспитывать интерес к математике.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент (проверка готовности учащихся к уроку)
Работа в тетради: запись даты.
2. – Приближался Новый 2010 год. Родители, уходя на работу, наказывали Маше и Саше крепко запереть дверь и нарядить елку игрушками. Разбирая украшения у елки, детям показалось, что маленькая снежинка машет руками, пытаясь что-то сказать. Саша и Маша дотронулись до нее и вдруг... очутились в сказочном лесу. Снежинка рассказала им, что Новый год не наступит без главного героя. И дети отправились его искать. По пути им надо было решать математические задания.
3. Математический диктант (ответы записываются в тетрадь).
- От 8 отнять 2.
- Найти разность чисел 5 и 2.
- Уменьшаемое 4, вычитаемое неизвестно, разность 3. Найти вычитаемое.
- Записать предыдущее 8.
- На сколько 4 меньше 8?
- Я задумала число, вычла из него 3, получила 6. Какое число я задумала?
(Проверка с помощью сигнальных карточек: 6, 3, 1, 7, 4, 9).
– Найти пары чисел, разность которых
равна 3.
– Расставить ответы в порядке убывания и мы
узнаем одно из лакомств нашего героя. (9, 7, 6, 4, 3,
1)
– Перевернуть карточки. Что получилось? (Мясо)
4. Работа по карточкам (3 чел.)
– Саша и Маша отправились дальше. Вдруг на пути вырос лес. Заполните таблицу и сможете из него выйти.
Индивидуально:
уменьшаемое | 9 | 9 | ||
вычитаемое | 2 | 6 | ||
разность | 7 | 5 | 3 | 1 |
Проверка.
– Что можете сказать об уменьшаемом?
– Что можете сказать о вычитаемом?
– А о разности?
– Продолжите вывод.
5. Работа по карточкам (3 чел.)
– Этот вывод поможет сравнить выражения, не вычисляя. Вставьте вместо звездочек знаки >, <, =.
Индивидуально:
6 – 2 * 6 – 3
8 – 4 * 8 – 2
5 – 4 * 5 = 4
Проверка.
6. Физминутка (класс встает)
Развитие внимания. Проводится игра «Светофор».
Показать детям таблички с зелёным, жёлтым и
красным кругами, если красный – руки поднять,
жёлтый – руки вытянуть вперёд, зелёный –
опустить вниз.
7. Дан числовой отрезок. Необходимо составить по нему 3 равенства-разности.
8. Вышли дети из леса и увидели избушку Бабы-Яги. Обрадовалась старая и говорит: «Примеры решать не умею. В школу не хожу. Помогите!»
– Найдите значения выражений (записывают в тетрадь с комментированием, читают разными способами).
5 – 3 = 9 – 8 =
6 – 3 = 9 – 7 =
7 – 3 = 9 – 6 =
8 – 3 = 9 – 5 =
– Что интересного заметили в примерах первого
столбика? (При увеличении уменьшаемого
разность увеличивается.)
– Что интересного заметили в примерах второго
столбика? (При уменьшении вычитаемого разность
увеличивается.)
– Прочитать по-разному равенства, где части 5 и
4.
9. Только отошли Саша и Маша от избушки,
как пошёл сильный снег, замела вьюга.
– Составьте выражения к задачам, тогда выпущу
вас из своего царства, – услышали они голос
Снежной Королевы. (Запись выражений
самостоятельно в тетрадь, разбор после записи).
– В царстве Снежной Королевы жили 8 белых
медведей. З медведя ушли. Сколько осталось?
– Сколько медведей осталось?
– Каким действием узнали?
– Почему вычитали?
– Расскажите, о чём говорится в задаче и что
узнавали?
– Какое выражение составили?
– Назвать целое и части.
– Как найти целое, части?
– Дополните задачи и составьте к ним выражения:
«На ладошку Герде упало 5 снежинок, 2 снежинки
растаяли». (Дети дополняют задачу, высказывают
свое мнение, выражения составляют
самостоятельно.) Разбор
– Составьте числовое выражение по рисунку.
– Придумайте задачу по этому выражению.
10. Физминутка
Зайцы скачут: скок-скок-скок.
Да на беленький снежок.
Приседают, слушают:
Не идёт ли волк.
Раз – согнуться, разогнуться,
Два – нагнуться, потянуться,
Три – в ладоши 3 хлопка,
Головою 3 кивка.
11. Выполнение теста
Тест
а) Подчеркни выражения и равенства, в которых выполняется вычитание.
4 – 3 = 1 5 – 2 6 + 3 8 – 7 4 > 3
б) Зачеркни выражения и равенства, в которых не выполняется вычитание.
9 – 5 = 4 7 + 3 5 – 3 6 – 4 1 + 3
в) В данных равенствах обведи кружочком вычитаемое.
6 – 5 = 1 3 + 5 = 8 2 + 7 = 9 8 – 6 = 2
г) В данных равенствах обведи кружочком уменьшаемое.
7 – 2 = 5 3 – 0 = 3 1 + 6 = 7 9 – 9 = 0
д) В данных выражениях и равенствах обведи кружочком разность чисел.
2 + 6 = 8 7 – 5 = 2 1 + 5 9 – 8
е) Подчеркни правильный ответ на вопрос: «Какое самое большое число при вычитании?»
- разность
- уменьшаемое
- вычитаемое
ж) Вставь в клеточку пропущенное число.
12. Стих ветер. Прояснилось небо. «Мы почти у цели, – прошептала Снежинка. – Осталось решить примеры, найти правильный ответ и мы узнаем, кого же спрятали злые колдуны».
Игра « Собери картинку»
– Решить выражение, найти нужный ответ,
поставить карточку на место выражения.
– Какого же героя мы освободили?
13. Итог урока
– Вы сегодня хорошо потрудились, спасибо за работу. Тигр – символ 2010 года – дарит вам подарки.Раздаются медали с изображением тигра.