Урок математики в 1-м классе по теме "Компоненты вычитания"

Разделы: Начальная школа


Учебные цели.

  • Установить взаимосвязь между компонентами и результатами действия вычитания
  • Закреплять состав чисел 5, 6, 7, 8, 9, навыки счета, взаимосвязь между частью и
    целым, сравнение чисел, вычитание на числовом отрезке.
  • Закреплять знания приемов устного и письменного вычитания чисел в пределах 10
    и умение проверять правильность вычислений.

Развивающие цели.

  • Развивать творческие способности, умение мыслить логически грамотно.
  • Развивать математически грамотную речь.

Воспитательные цели.

  • Воспитывать интерес к математике.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент (проверка готовности учащихся к уроку)

Работа в тетради: запись даты.

2. – Приближался Новый 2010 год. Родители, уходя на работу, наказывали Маше и Саше крепко запереть дверь и нарядить елку игрушками. Разбирая украшения у елки, детям показалось, что маленькая снежинка машет руками, пытаясь что-то сказать. Саша и Маша дотронулись до нее и вдруг... очутились в сказочном лесу. Снежинка рассказала им, что Новый год не наступит без главного героя. И дети отправились его искать. По пути им надо было решать математические задания.

3. Математический диктант (ответы записываются в тетрадь).

  • От 8 отнять 2.
  • Найти разность чисел 5 и 2.
  • Уменьшаемое 4, вычитаемое неизвестно, разность 3. Найти вычитаемое.
  • Записать предыдущее 8.
  • На сколько 4 меньше 8?
  • Я задумала число, вычла из него 3, получила 6. Какое число я задумала?

(Проверка с помощью сигнальных карточек: 6, 3, 1, 7, 4, 9).

– Найти пары чисел, разность которых равна 3.
– Расставить ответы в порядке убывания и мы узнаем одно из лакомств нашего героя. (9, 7, 6, 4, 3, 1)
– Перевернуть карточки. Что получилось? (Мясо)

4. Работа по карточкам (3 чел.)

– Саша и Маша отправились дальше. Вдруг на пути вырос лес. Заполните таблицу и сможете из него выйти.

Индивидуально:

уменьшаемое   9   9
вычитаемое 2   6  
разность 7 5 3 1

Проверка.

– Что можете сказать об уменьшаемом?
– Что можете сказать о вычитаемом?
– А о разности?
– Продолжите вывод.

5. Работа по карточкам (3 чел.)

– Этот вывод поможет сравнить выражения, не вычисляя. Вставьте вместо звездочек знаки >, <, =.

Индивидуально:

6 – 2   *   6 – 3
8 – 4   *   8 – 2
5 – 4   *   5 = 4

Проверка.

6. Физминутка (класс встает)

Развитие внимания. Проводится игра «Светофор».
Показать детям таблички с зелёным, жёлтым и красным кругами, если красный – руки поднять, жёлтый – руки вытянуть вперёд, зелёный – опустить вниз.

7. Дан числовой отрезок. Необходимо составить по нему 3 равенства-разности.

8. Вышли  дети из леса и увидели избушку Бабы-Яги. Обрадовалась старая и говорит: «Примеры решать не умею. В школу не хожу. Помогите!»

– Найдите значения выражений (записывают в тетрадь с комментированием, читают разными способами).

5 – 3 =                                                           9 – 8 =
6 – 3 =                                                           9 – 7 =
7 – 3 =                                                           9 – 6 =
8 – 3 =                                                           9 – 5 =

– Что интересного заметили в примерах первого столбика? (При увеличении уменьшаемого разность увеличивается.)
– Что интересного заметили в примерах второго столбика? (При уменьшении вычитаемого разность увеличивается.)
– Прочитать по-разному равенства, где части 5 и 4.

9. Только отошли Саша и Маша от избушки, как пошёл сильный снег, замела вьюга.
– Составьте выражения к задачам, тогда выпущу вас из своего царства, – услышали они голос Снежной Королевы. (Запись выражений самостоятельно в тетрадь, разбор после записи).
– В царстве Снежной Королевы жили 8 белых медведей. З медведя ушли. Сколько осталось?
– Сколько медведей осталось?
– Каким действием узнали?
– Почему вычитали?
– Расскажите, о чём говорится в задаче и что узнавали?
– Какое выражение составили?
– Назвать целое и части.
– Как найти целое, части?
– Дополните задачи и составьте к ним выражения: «На ладошку Герде упало 5 снежинок, 2 снежинки растаяли». (Дети дополняют задачу, высказывают свое мнение, выражения составляют самостоятельно.) Разбор

– Составьте числовое выражение по рисунку.

– Придумайте задачу по этому выражению.

10. Физминутка

Зайцы скачут: скок-скок-скок.
Да на беленький снежок.
Приседают, слушают:
Не идёт ли волк.
Раз  –  согнуться, разогнуться,
Два – нагнуться, потянуться,
Три  –  в ладоши 3 хлопка,
Головою 3 кивка.

11. Выполнение теста

Тест

а) Подчеркни выражения и равенства, в которых выполняется вычитание.

4 – 3 = 1          5 – 2            6 + 3                8 – 7                 4 > 3

б) Зачеркни выражения и равенства, в которых не выполняется вычитание.

9 – 5 = 4         7 + 3             5 – 3               6 – 4                 1 + 3

в) В данных равенствах обведи  кружочком вычитаемое.

6 – 5 = 1         3 + 5 = 8              2 + 7 = 9                 8 – 6 = 2

г) В данных равенствах обведи кружочком уменьшаемое.

7 – 2 = 5                  3 – 0 = 3                          1 + 6 = 7                               9 – 9 = 0

д) В данных выражениях и равенствах обведи кружочком разность чисел.

2 + 6 = 8                   7 – 5 = 2                        1 + 5                                  9 – 8

е) Подчеркни правильный ответ на вопрос: «Какое самое большое число при вычитании?»

  • разность
  • уменьшаемое
  • вычитаемое

ж) Вставь в клеточку пропущенное число.

12. Стих ветер. Прояснилось небо. «Мы почти у цели, – прошептала Снежинка. – Осталось решить примеры, найти правильный ответ и мы узнаем, кого же спрятали злые колдуны».

Игра « Собери картинку»

– Решить выражение, найти нужный ответ, поставить карточку на место выражения.
– Какого же героя мы освободили?

13. Итог урока

– Вы сегодня хорошо потрудились, спасибо за работу. Тигр  –  символ 2010 года  – дарит вам подарки.Раздаются медали с изображением тигра.