УМК «Гармония» по учебнику М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко «К тайнам нашего языка» (Смоленск, «Ассоциация ХХI век, 2007 год)
Цели урока: развивать умение называть признаки предметов, подбирать рифму, обогащать словарный запас школьников, учить работать в группах.
Оборудование: слайды, карточки, учебник, тетрадь-задачник Русский язык. 2 класс; «К тайнам нашего языка» М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко, Смоленск, «Ассоциация ХХI век, 2007.
Ход урока
1. Сообщение темы урока.
2. Особенности загадок.
Детям предлагаются загадки:
- Что за лента для колес
Протянулась средь берез? (Дорога) - Посадили зернышко,
Вырастили солнышко. (Подсолнух)
- Учащиеся отгадывают загадки, доказывая отгадки.
- Далее детям предлагается посмотреть на загадки и сказать, называется ли в загадке предмет, о котором придумана загадка. (Нет, не называется).
– С чем сравнивается дорога в первой загадке? (С лентой)
– Похожа дорога на ленту? (Да, похожа.)
– А на что похож подсолнух? (Подсолнух похож на солнышко.
– Какие еще указаны признаки предметов в загадках, по которым можно догадаться, о чем идет речь? Здесь уместно напомнить детям, что признак – это примета, знак. (Для колес, средь берез. Сказано, что посадили зернышко, оно выросло.)
Далее детям предлагается обратить внимание на последние слова в каждой строчке.
– Что можно сказать о них? (Последние слова в каждой строчке в рифму.)
- Таким образом делается вывод: (слайды)
- В загадке не называется предмет, о котором придумана загадка.
- Может быть назван другой предмет, на него похожий.
- В загадке указываются признаки, по которым можно догадаться, о чем идет речь.
- Чаще всего строки рифмуются.
– На что рифма делает загадку похожей?(На стихотворение)
3. Сравнение загадки и стихотворения.
– Зная особенности загадки, попробуйте определить, где загадка, а где стихотворение.
(Тетрадь-задачник № 1, стр.49, № 175)
-
У стола четыре ножки,
По две с каждой стороны,
Но сапожки и калошки
Этим ножкам не нужны.
С. Маршак -
Эти яблоки румяные
Дружат с зимними полянами
И поют среди берез,
Невзирая на мороз.
В. Мусатов
– Которая из них загадка? (Вторая)
– Зная особенности загадок, докажите, что это загадка.
– Отгадайте загадку. Что это или кто это? (Это снегири)
– Как вы догадались?
– Вернемся к первому тексту. Почему его нельзя назвать загадкой? (Верно, не выполнено первое требование к загадкам. Здесь называется предмет, о котором говорится. Это стихотворение.)
4. Превращение стихотворения в загадку.
– Можно ли строки стихотворения превратить в загадку? Как?
(Можно. Заменить У СТОЛА словом-указателем У НЕГО или вопросом У КОГО?)
– Замените. Что получилось?
У него четыре ножки,
По две с каждой стороны,
Но сапожки и калошки
Этим ножкам не нужны.
– Лучше заменять слова словами-указателями (местоимениями).
Таким же способом предлагается превратить другие стихотворения в загадки.
Учитывая, что это только второй класс, в стихотворениях слова, которые нужно заменить, лучше выделить или подчеркнуть. (Далее работа в группах. Каждой группе учащихся предлагается изменить данное стихотворение, чтобы получилась загадка. Получившиеся загадки дети предлагают отгадать другим командам.)
Тексты стихотворений, которые могут быть предложены детям:
Птицы раннею весной Возвращаются домой. У них на родине дела – Им гнезда вить уже пора! В.Дмитриева |
Они раннею весной Возвращаются домой. У них на родине дела – Им гнезда вить уже пора! |
Родился ландыш в майский день, И лес его хранит. Мне кажется: Его задень – Он тихо зазвенит. Е. Серов |
Родился в майский день, И лес его хранит. Мне кажется: Его задень – Он тихо зазвенит. |
Яблоко спелое, красное, сладкое, Яблоко хрусткое, с кожицей гладкою. Яблоко я пополам разломлю, Яблоко с другом своим разделю. Я. Аким |
Оно спелое, красное, сладкое, Оно хрусткое, с кожицей гладкою. Я его пополам разломлю И с другом своим разделю. |
Заяц шубу поменял – Летом сереньким он стал. В. Дмитриева |
Зверек шубу поменял Летом сереньким он стал. |
Чтоб друзьям письмо послать, Адрес точный надо знать. В. Дмитриева |
Чтоб письмо друзьям послать, Чтоб письмо друзьям послать, |
Мороз в окно глядит и дышит, И на стекле узоры пишет. С. Дрожжин |
Он в окно глядит и дышит И на стекле узоры пишет… |
Карандаш скорей возьмите И рисуйте, что хотите. В. Дмитриева |
Вы его скорей возьмите И рисуйте, что хотите. |
Облака, облака – кучерявые бока, облака кудрявые, целые, дырявые, легкие, воздушные, ветерку послушные. С. Михалков |
У них кучерявые бока, они кудрявые, целые, дырявые, легкие, воздушные, ветерку послушные. |
5. Сочинение загадок по рисункам.
Учебник, стр. 79, № 177, 178.
– Попробуем теперь обойтись без готовых текстов. Посмотрите на рисунок. Что это? (Лопата)
– Зачем нужна лопата? (Чтобы землю копать.)
– Из чего она сделана? (Из железа)
– На что похожа лопата? (На ладошку, на ложку)
– Попробуйте сочинить загадку.
- Железной ладошкой копали картошку.
- Большой железной ложкой мы копаем картошку.
(Далее рассматривается следующий рисунок – ножницы.)
– Из чего сделаны ножницы?(Из железа)
– Для чего они нужны? (Чтобы резать что-то, стричь)
– На что похожи ножницы? (Они похожи на 2 половинки и гвоздик. Раскрытые же ножницы похожи на лягушку.)
Варианты сочиненных загадок:
- Две половинки, гвоздик посерединке.
- Железная лягушка скачет по макушке.
Можно предложить сочинить загадки о других предметах.
Желательно использовать не только рисунки, но и сами предметы.
Следует обратить внимание детей на то, что легко рифмуются глаголы.
Например: В дверь что делают? (стучат) А еще что делают? (звонят)
– Когда в нее стучат, звонят? (Когда войти хотят)
Получилась загадка:
- В нее стучат, в нее звонят,
Когда войти хотят. (Дверь)
– Закипая, чайник что делает? (пыхтит, шумит)
– Кажется, что он… (сердит)
– Он пыхтит, он шумит, он сердит когда? (Когда кипит)
Получилась загадка:
- Он пыхтит, он шумит,
Он сердит, когда кипит. (Чайник)
(Показываю маленькое круглое в голубой оправе зеркальце.)
Рождается загадка:
- Озеро мало.
В сумочке оно.
В озеро то глянешь –
Себя узнаешь. (Зеркальце)
А вот сочиненная загадка о свечке:
- Белый столбик-светлячок
Вдруг зажег огонек. (Свечка) - Два ярких листочка
Сели на цветочек. (Бабочка)
6. Итог урока.
– Понравилось ли сочинять загадки?
– Кто хочет продолжить эту работу?
7. Домашнее задание:
– Попробуйте дома сочинить свои загадки.