Цель урока: Создать условия для формирования познавательных универсальных учебных действий обучающихся.
Задачи урока:
- Совершенствование устных вычислительных навыков и умение решать задачи.
- Систематизация знаний об единицах длины и массы.
- Развитие логического мышления.
- Воспитание бережного отношения к своему здоровью.
Ход урока
1. Проверка домашнего задания.
№ 239
Показать алгоритм решения примеров 3 столбика.
* : +
* - :
2. Сообщение темы и цели урока.
Сегодня на уроке будем выполнять устные вычисления с многозначными числами,
систематизировать знания об единицах длины и массы.
3. Минутка быстрого счёта.
/работа с файлами/
4. Минутка чистописания.
735
– Что отсутствует в данном числе? (единицы)
– Это единицы, какого разряда? (1)
– Единиц 1 разряда столько, чему равна разность единиц тысяч и десятков?
– Какое это число? (7352)
Анализ и запись числа
5. Гимнастика для ума /устный счёт/
Опорное число увеличить на 4 | 7356 |
полученное число уменьшить на 54 | 7302 |
увеличить в 10 раз | 73020 |
на 700 | 73720 |
уменьшить на 50000 | 23720 |
– Наименьшее число обведите, а наибольшее подчеркните.
– В наименьшем числе зачеркните одну цифру так, чтобы оставшееся число было наибольшим из возможных.
7302 732
– Увеличьте данное число в 2 раза
732*2
– Уменьшите данное число в 4 раза
732/ 4
– Уменьшите число 732 на 3 десятка
– Найдите закономерность и запишите следующее число.
702, 604, 504,….. (405)
6. Работа с величинами.
Единицы длины
– Какие величины вы знаете? (ед. длины, ед. массы)
Игра «Найди пару».
(карточки на столе учителя) | (запись на доске) |
1 м | 100 см |
1 км | 10000 м |
1 см | 10 мм |
1 дм | 10 см |
1 м | 10 дм |
Работа с карточками.
- 3 см = …мм
- 60 мм = …см
- 8 м = ….дм
- 13 дм = ….см
Заполните пропуски так, чтобы равенства были верными.
- 40 м 5 дм = ….. дм
- 405 мм = …см … мм
- 4 м 5 см = ….. см
- 405 км = ……м
(взаимопроверка в парах)
405 м от чего до чего может быть таким расстояние? (от школы до дома, длина беговой дорожки)
Логическая задача.
Три друга Коля, Миша и Юра соревновались в беге. Коля пробежал быстрее, чем Миша, но медленнее, чем Юра. Кто был первым? (Юра)
Кто из вас участвовал в соревнованиях по бегу?
Одна из форм поддержания здоровья – это движение.
Физминутка
Единицы массы
– Единицы какой величины надо знать, чтобы узнать вес? (единицы массы)
Наименьшая единица массы?
Наибольшая единица массы?
– Задайте вопросы по таблице массы.
Экологический калейдоскоп.
Я читаю предложение, а вы должны услышанное именованное число выразить в кг (устно)
Без розовых скворцов спасти урожаи от частых нашествий саранчи было бы невозможно. За 5 дней пара птиц съедает 2000 г вредных насекомых.
Небольшой лиственный лес отфильтровывает за год 70 т пыли, а такой же хвойный 35 т.
Вырази число в граммах.
С одного дерева сосны собирают 4кг смолы, из которой при перегонки получают скипидар и канифоль. Из скипидара получают лаки. Краски, лекарства, а без канифоли и мыло не будет мылиться, и не будет бумага чернил держать.
- 2000 г = 2 кг
- 70 т = 7000 кг
- 35 т = 35000 кг
- 4 кг = 4000 гр
Составь равенства и запиши их.
- 4 ц = 400 кг
- 3 кг 200 г = 3200 г
- 8 т = 80 ц
«лишнее» - 5т - ? Замените более мелкими единицами.
5т = 50ц = 5000кг
Индивидуальная работа с сильными учениками.
(карточки)
- 3 кг = …г
- 13 т 27 кг = …кг
- 90 ц 16 кг = …кг
- 73 ц = ..т…ц
6. Работа над задачей.
Хорошее дело задачи – решать.
Но без быстрого верного счёта,
Остановится любая работа.
Вашему вниманию предлагаю таблицу.
По заданию найдите значения выражений.
Число, находящееся в треугольнике, увеличь в 10 раз.
19• 10 = 190
Произведение чисел в кругах увеличь на 70.
50•2 +70 = 170
Сумму чисел в прямоугольниках увеличь в 100 раз.
(8+7)•100 = 1500
Какое число «лишнее»? (32)
Скажите, сколько будет, если взять 2 раза по 32? 3раза по 32? (как находили?)
Сейчас будем задачу решать
Решая задачу, о многом можно узнать.
Задачи учат нас рассуждать,
Анализировать, наблюдать, вычислять.
Хотите узнать, о чём будет говориться в задаче?
Загадка
Хоть и кислый он,
В чай, положим, мы … (лимон)
Лимон – вечнозелёное субтропическое растение.
Плод – лимон, который состоит из 8-12 долек, трудно отделяемые друг от друга. Плоды богаты минеральными солями, витаминами группы В и особенно много витамина С, который оказывает благоприятное влияние на организм человека и очень полезный.
Используют лимон как приправу к блюдам с рыбой, мясом.
Задача № 231
Чтение условия задачи и работа над содержанием.
Что означает число 15? 100? 30?
Выполним схему-чертёж и составим программу решения.
*
+
Проверка решения задачи.
- 100 * 15 = 1500(л.)
- 1500 + 30 = 1530(л.)
100 * 15 + 30 = 1530(л.)
Измените, условие задачи, чтобы она решалась так
100•15-30
7. Домашнее задание.
№ 3 стр. 57
8. Итог урока.
– Над чем работали на уроке? (Решали примеры с многозначными числами, повторили единицы длины и массы, работали над задачами).
– Задайте вопрос по тому материалу, который мы повторяли на уроке.
– Оценки за урок.
Всем спасибо за работу на уроке.