На изучение насекомых по учебнику В.В. Латюшина и В.А. Шапкина отводится 5 уроков. Желательно тему изучить на втором уроке.
Цель:
- Расширить знания учащихся о многообразии насекомых.
- Ознакомить с первичнобескрылыми и крылатыми насекомыми.
- Показать значение насекомых в природе.
- Совершенствовать умение узнавать насекомых на рисунках, таблицах и коллекциях.
Оборудование: Мульти-медиа проектор, коллекции насекомых, таблицы, набор открыток «Насекомые», иллюстрации из книги М.Козлова «Не просто букашки».
Ход урока.
I. Актуализация знаний
(Приложение 1 слайд).
Вопросы к классу:
- К какому типу относятся насекомые?
- Какими основными признаками характеризуется класс насекомых?
После устного ответа учащихся на экране появляется (Приложение 2слайд) с правильными ответами.
II. Изучение нового материала.
Жужжат, пищат, стрекочут
Везде вокруг снуют,
Всё это насекомые, они и там и тут
Отрядов очень много, нам все не перечесть
Но все-таки особенности основные есть.
(Приложение 3 слайд) Тема урока
Скоро лето и они в великом изобилии наполнят наши леса, сады, поля и водоемы. Сколько насекомых на планете? Если такой компьютер, способный сосчитать и выразить в цифрах шестиногое население Земли? Как предполагают насекомых на всей Земле 10 . Миллиарды миллиардов! Больше чем звёзд нВ нашей Галактике. Распространены насекомые от Заполярья до тропиков, все низины и высоты (до вечных ледников), все пресные водоемы (даже горячие до 55),воздух над нами и земля под нашими ногами, почва, травы, деревья, грибы, мертвые и живые животные – это место обитания насекомых.
Сегодня описан 1 миллион видов насекомых, это 70-75 % всех видов насекомых, но каждый год открывают и изучают тысячи новых насекомых (в основном в тропиках). Сколько же всего видов может быть на Земле, полагают от 2 до 5 млн, (для сравнения птиц около 9 тыс. видов, зверей больше 4 тыс. видов).
Вот в этом великом разнообразии нам придется сегодня разобраться.
Весь класс насекомых делится на 2 группы. Это низшие или первичнобескрылые и настоящие или крылатые.
Отряды первичнобескрылых (Приложение 4 слайд).
1. Бессяжковые единственные насекомые без усиков, без осязательных сяжек, нет глаз. Крохотные от о,5 до 2 мм., бесцветные, медлительные жители сырых мхов и пней, питаются более мелкими насекомыми и соками грибов, протыкая их гифы.
2. Ногохвостки самые мелкие насекомые от 0,2 до 6 мм., самые древние. Живут везде – в почве, в парниках, в цветочных горшках, гнезде птиц. Под корой деревьев, на поверхности водоемов. Участвуют в преобразовании трупов людей, животных и растений в перегной, участвуют в почвообразовании. Кормятся спорами грибов, водорослей, лишайников, поедая зеленую мякоть растений, приносят вред полям.
3. Двухвостки от 2 до 50 мм., живут под опавшими листьями, камнями, в гнилых пнях, муравейниках. Без глаз, хвостовые придатки у одних при отступлении задом вперед служат для ощупывания пути, у других для того, чтобы поднести ко рту пойманное насекомое, изогнув над собой зад тела.
4. Щетинохвостки обитают там же, где и двухвостки, имеют фасеточные сожные глаза, прыгают отталкиваясь последней парой конечностей. По строению близки к настоящим насекомым.
Физкультминутка-энергизатор.
Вторая группа наиболее многочисленная, и именно с ними мы встречаемся, видим и замечаем именно их.
Загадка.
Черен, да не ворон,
рогат да не бык
шесть ног, но без копыт.
Идет землю дерет,
летит ворчит, летит пуля жужжит.
Кто это?
(Приложение 5 слайд) Отряд Жесткокрылые.
Около 300 тыс. видов, в 6 раз больше, чем все позвоночные. На слайде рисунки жуков. (Сообщение ученика об особенностях жесткокрылых )
Значение жесткокрылых.
Легенда о появлении бабочек.
Когда-то богиня цветов Флора решила сделать богу Зевсу подарок: она взяла чистоту раннего утра, свежесть горного ручья, хрустальный блеск утренней росы, красоту и благоухание всех земных растений и создала цветок, равного которому не было на всей Земле. Бог Зевс, увидев такой великолепный подарок, не удержался и поцеловал нежные лепестки. И о чудо! – цветок оторвался и полетел. Так, по древнегреческой легенде, появились бабочки.
(Приложение 6 слайд).Отряд чешуекрылые до 200 тыс. видов. На экране рисунки бабочек. (Сообщение ученика об особенностях чешуекрылых).
Демонстрация модели самой большой бабочки (сделана из обычной бумаги).
Значение бабочек (опыляют растения, эстетическое значение, тутовый шелкопряд плетет коконы из шелка, получают натуральный шелк, капустная белянка откладывает яйца на капусте, т.о. принося вред полям и огородам).
Следующий отряд, это насекомые, приносящие человеку большую пользу, дающие полезный сладкий продукт.
(Приложение 7 слайд) Отряд перепончатокрылые около 130 тыс. видов. На экране рисунки пчелы, осы, шмеля. (сообщение о перепончатокрылых)
Общественные насекомые, разделение труда, танцы пчел.
Значение перепончатокрылых (дают мёд, воск, прополис, пчелиный яд, муравьи-санитары леса, производят аэрацию почвы).
Нос долог, голос звонок
Летит кричит, сидит молчит.
Цари его боятся, короли страшатся,
Кто его убьет, сам кровь прольет.
Кто это?
(Приложение 8 слайд) Отряд Двукрылые до 100 тыс. видов.
1 пара крыльев, питаются жидкой пищей (нектар цветов, кровь животных и человека). У комара только самки кровь пьют, для созревания яиц. Значение (опыление цветков, муха рассадник микробов на и в себе, 30 млн. разных болезнетворных микробов, такие, как дизентерия, брюшной тиф, малярийный комар разносит малярию, муха-цеце – сонную болезнь).
Кроме этих самых распространенных отрядов, есть отряды о которых мы меньше слышим . (Приложение 9 слайд) Полужесткокрылые: тараканы, термиты, богомолы, клопы.
Вторичнобескрылые: вши, пухоеды, блохи.
Прямокрылые: кузнечики, сверчки, медведки, уховертки, саранча.
Равнокрылые: цикады, тля.
Сетчатокрылые: златогузка, муравьиный лев, поденки, стрекозы, ручейники, веснянки.
Мы с вами рассмотрели как можно больше классов и их представителей. А теперь давайте ещё один раз вспомним и перечислим значение насекомых в природе.
Сначала послушаем стихотворение.
Для чего в природе насекомые нужны?
Мы сейчас об этом вам рассказать должны.
Пищей они служат птицам и зверькам
Ящерицам, земноводным, даже паукам.
Также могут насекомые опылять цветы,
Чтоб потом образовались из цветков плоды.
А для человечества, много лет подряд
Шелковые нити поставляет шелкопряд.
Бабочки – природы нашей красота
В них любовь и сказка, счастье и мечта.
Стихотворение дополняют устные ответы учащихся.
(Приложение 10 слайд) Значение насекомых в природе в виде таблицы. Вопрос к классу почему значение насекомых показано разными цветами, какая разница между левой и правой половиной.
Ученики должны ответить, что насекомые имеют положительное и отрицательное значение в природе.
Многие насекомые занесены в Красную книгу. В Красную книгу РТ занесены представители распространенных отрядов. Больше всего там жесткокрылых: скакуны, красотелы, жужелицы, жук-олень, жук-носорог, бронзовка, усачи. Из чешуекрылых: аполлон, махаон, адмирал, траурница, многоцветница, голубянка. Из перепончатокрылых различные виды шмелей.
III. Домашнее задание.
Прочитать по учебнику параграфы 16 и ответить устно на вопросы стр.70
Индивидуальные задания: подготовить сообщения о жуках, стрекозах.