Конспект урока по русскому языку в 1-м классе "Слово - имя собственное. Закрепление".

Разделы: Начальная школа


Цели урока: закрепить умение писать большую букву в именах собственных

Задачи урока:

  • совершенствовать знания учащихся; формировать интерес к поэтическому слову; учить работать с толковым словарем;
  • развивать умение систематизировать изученный материал; расширять кругозор учащихся и обогащать словарный запас; , развивать мелкую мускулатуру рук;
  • воспитывать любовь к родному языку на основе сказок А.С.Пушкина;
  • формирование положительного отношения к здоровью, через использование здоровьесберегающих технологий( двигательные минутки)

Оборудование : мультимедийный проектор, индивидуальные дифференцированные карточки, «Толковый словарь русского языка для детей» В.И.Даля, иллюстрации, портрет А.С.Пушкина

Ход урока

1. Организационный момент

У. Если очень постараться
Можно в сказке оказаться,
С персонажем повстречаться.
Если же не отвлекаться,
Все вниманье и старанье
Вы включите на урок,
Чтоб поставленной задачи
Каждый бы добиться мог.

У. Желаю вам удачи и успехов на этом уроке. Вас ждет очень много интересного и увлекательного. А главное, мы должны закрепить умение правильно писать имена собственные и уметь их отличать от других слов.

У.Открываем тетради, записываем число, классная работа.

2. Чистописание. Лексико-орфографическая подготовка

У.С чего обычно начинается наш урок русского языка?

Д.Наш урок начинается с минуты чистописания.

У. А для чего необходим этот этап урока?

Д.Я думаю, что минута чистописания необходима для того, чтобы наше письмо было более аккуратным и правильным.

У.Посмотрите внимательно на доску, там для вас приготовлен узор. Что он вам напоминает? ( запись на доске узора из петель)

Д.Я считаю, что он похож на петли, кружева, волны

У.А я вижу – рыболовные сети. Может быть кто-то из вас знает синоним к слову рыболовные сети?

Д. Я думаю, что это слово – невод.

У.А что такое невод? Как об этом говорит толковый словарь?

Один из учеников раскрывает словарь В.И. Даля и читает толкование слова

Д.Невод – большая рыболовная сеть

Слайд 1

У .Какая согласная буква вызывает у вас сомнение при написании этого слова?

Д. Это буква д в конце слова

У.Давайте попробуем изменить это слово, поставив его во множественное число

Д. Неводы. Четко слышно – ды, значит писать будем в слове невод на конце слова букву д

У. А посмотрите на узор с точки зрения соединения элементов.

Д. Верхняя и нижняя петля соединяется с буквой «о» с помощью верхнего и нижнего соединения

У.Совершенно верно. Обратите внимание еще на безотрывное письмо, соблюдая одинаковое расстояние между элементами.

У. Прежде чем начать писать выполним упражнение

Упражнение для развития мелкой мускулатуры рук «Гусь»

У.Молодцы. Проверьте свою посадку. Откройте тетради. Запишите число, классная работа

Дифференцированная работа по степени сложности и помощи

3 группа У. Вы выполняете по-моему началу в тетради и продолжаете безотрывно до конца строчки.

2 группа У. Разгадайте мою закономерность и продолжите узор сами.

1 группа У.А вы придумайте свой узор с этими элементами.

У. Приготовьтесь к письму. Проверьте свою осанку.

У. А какой из синонимов мы чаще используем в речи?

Д. Чаще всего в обычной речи мы используем сочетание слов « рыболовные сети»

У.А где можно встретить слово « невод»?

Д. Я думаю, что это слово чаще всего используется в сказках

3. Закрепление

У. Послушайте отрывок из одной известной вам сказки

Раз он в море закинул невод
Пришел невод с одною тиной.
Он в другой раз закинул невод -
Пришел невод с травою морскою.
В третий раз закинул он невод -
Пришел невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой – золотою.

У. Кто узнал эту сказку?

Д. Это « Сказка о рыбаке и рыбке»

У.Чтобы вспомнить, а для кого-то узнать, автора этой сказки посмотрите на доску

Слайд 2

У. Что общего во всех этих словах?

Д. Это имена собственные, пишутся с большой буквы

У. По какому принципу они разделены?

Д. Я считаю, что по принципу : Фамилия, Имя, Отчество

У. А как вы думаете, правильно ли составлены имя, отчество и фамилия автора?

Д. Я думаю, что они перепутаны

У.А кто сможет назвать автора « Сказки о рыбаке и рыбке»?

Д. Я думаю, что это Александр Сергеевич Пушкин

У. Правильно. Это – Александр Сергеевич Пушкин. А.С.Пушкин – великий русский поэт. Не о каждом человеке говорят, что он великий.

У. Как вы думаете, ребята, о каком человеке можно сказать, что он великий?

Д. Я думаю, что это можно сказать о человеке, которого все знают, любят

Д. А я думаю, что о человеке, который совершил что-то важное в жизни

У. Совершенно верно. Стихи, сказки, поэмы А.С.Пушкина знают, читают и любят люди всего мира

У. Подберите из предложенных слов синоним к слову ВЕЛИКИЙ

На доске: большой грандиозный знаменитый громадный

У. Каким словом можно заменить в предложении «А.С.Пушкин – великий русский поэт» слово великий?

Д. Знаменитый

У. Но более точно, все-таки, слово великий. Запишите предложение в тетрадь.

А.С.Пушкин – великий русский поэт.

Письмо с комментированием

У.Имя этого поэта сопровождает нас всю жизнь. Мы слышали его, когда мама в детстве читала нам сказки.

Слайд 4

Д. А.С.Пушкин родился 6 июня 1799г. в городе Москва. В доме Пушкиных любили литературу. Александр Сергеевич рано научился читать и писать. В восемь лет уже сочинял на французском языке маленькие стишки. Учитель был француз, поэтому в основном говорил на французском языке, как и все члены его семьи. Только бабушка поэта Марья Алексеевна и его няня Арина Родионовна первыми привили любовь к родному русскому языку.

У. Для удобства и быстроты принято сокращать имя, отчество. Их записывают начальными большими буквами и ставят после каждой первой заглавной буквы точку, так как мы сократили слово. А как будет выглядеть Ф.И.О. поэта, о котором мы говорим сегодня?

Д. Я думаю, что так А.С.Пушкин

У.Совершенно верно. А теперь давайте составим и запишем предложение, в котором говорится, где же родился А.С.Пушкин

Д. А.С.Пушкин родился в городе Москва.

У. Какие правила мы должны вспомнить, чтобы правильно написать предложение.

Д. И.О.Ф. , названия городов пишутся с большой буквы, первое слово в предложении пишется с заглавной буквы, в конце предложения ставится точка.

Д. Слово Москва – словарное слово, пишется буква О

Дети записывают с комментирование.

У. Продолжим дальше знакомиться с великим русским поэтом А.С.Пушкиным

2 подготовленный ребенок рассказывает Слайд 4

Д. Самым близким человеком для Александра Сергеевича была его няня Арина Родионовна. Она всегда была с ним рядом. Когда он был еще совсем маленьким и когда он вырос. Именно она рассказывала ему пословицы, поговорки, русские народные сказки. И каждый раз поэт восклицал: « Что за прелесть эти сказки!» На основе ее рассказов А.С.Пушкин и писал свои замечательные сказки.

У. На доске записаны буквы. Вы должны разделить эту запись на слова. Должно получиться предложение, которое вы запишите в тетрадь.

БЛИЗКИМЧЕЛОВЕКОМБЫЛАНЯНЯАРИНАРОДИОНОВНА

Д.Я думаю, что это предложение:

Близким человеком была няня Арина Родионовна.

У .Какие правила мы должны помнить, что бы правильно записать предложение?

Д. Имена, Отчества людей – имена собственные, пишутся с заглавной буквы, первое слово в предложении пишется с заглавной буквы, в конце предложения ставится точка.

Дети записывают с комментирование

3 подготовленный ребенок рассказывает. Слайд 4

Д.В 1811 году было объявлено об открытии лицея в селе Царское под Петербургом. Семья Пушкиных переезжает в Петербург. А.С.Пушкин успешно сдает экзамены в лицей. Именно в лицее он написал свои первые стихи, о которых узнала Россия. Эта школа называлась – Царскосельский лицей.

У.Я предлагаю вам прочитать запись на доске и ответить на вопрос: «Можно ли назвать эту запись предложением?»

На доске: он, в, Царском, около, Петербурга, учился, селе.

Д. Это не предложение, так как не выражает законченной мысли, слова не связаны друг с другом

У.Составьте из слов предложение и запишите его в тетрадь. Но задание это вы будете выполнять по-разному

Дифференцированная работа по степени сложности

1 группа У. Составьте самостоятельно это предложение и запишите его в тетрадь

2 группа У.На карточках у вас есть первое слово из этого предложения, вы допишите его дальше самостоятельно

3 группа У. У вас на карточках записано это предложение, но с ошибками. Исправьте ошибки и запишите его в тетрадь.

У.Проверим, какое же предложение у вас получилось.

Д. Он учился в Царском селе около Петербурга.

У. Какие орфограммы встретились вам при записи этого предложения?

Д.Названия сел, городов пишутся с большой буквы

У.Молодцы ребята. Много стихов, сказок, поэм написано А.С.Пушкиным. Во многих городах А.С.Пушкину поставлены памятники в знак уважения и почитания великого поэта. В Москве на Тверском бульваре воздвигнут памятник великому русскому поэту.

Слайд 5

У. Давайте запишем последнее предложение в тетрадь

В Москве на Тверском бульваре воздвигнут памятник А.С.Пушкину.

У. Какие правила вам понадобились при записи этого предложения?

Д.Названия городов, улиц, имена, отчества, фамилия людей пишутся с большой буквы.

Запись предложения с комментированием.

4. Физкульминутка

У. Во многих сказках А.С.Пушкина встречается море. Вспомним игру «Море волнуется раз…»

Ребята стоят на своих местах и выполняют те движения, которые им показывает учитель, четко копируя их.

5. Закрепление. Составление текста

У.Отдохнули? Хорошо! А теперь давайте прочитаем предложения, которые мы писали по ходу урока

Д. А.С.Пушкин родился в городе Москва. Близким человеком была няня Арина Родионовна. Учился он в Царском селе около Петербурга. В Москве на Тверском бульваре воздвигнут памятник А.С.Пушкину.

У. Можно ли данную запись назвать текстом?

Д. Я думаю, что да

У.А почему вы так думаете?

Д.Я считаю, что предложения связаны друг с другом по смыслу

Д. Все предложения связаны одной темой – А.С.Пушкин

У. Чем осложнен этот текст?

Д. В этом тексте много имен собственных

У. Подчеркните имена собственные в тексте

Проверка - дети читают подчеркнутые имена собственные и объясняют, почему их подчеркнули

6. Итог урока. Домашнее задание

У. Были ли у вас, ребята, трудности во время выполнения заданий на уроке? В каких заданиях? Что должны сделать, чтобы их преодолеть?

Ответы детей

У. На каком задании были успешны? Что помогло в этом?

Ответы детей

У.В начале урока мы вспомнили одну только сказку А.С.Пушкина. А какие еще сказки он написал для детей? Вот об этом вы узнаете дома.

Презентация.