Интегрированный урок (математика + история) по теме "Внетабличное умножение и деление. Памятники Кремля"

Разделы: Начальная школа


Цели: закреплять вычислительные навыки по теме “Внетабличное умножение и деление”, совершенствовать знания и умения при решении выражений на порядок действий, делении с остатком, познакомить учащихся с некоторыми историческими объектами Кремля, воспитывать любовь к истории страны.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Постановка темы урока.

Сегодня у нас урок– закрепление по теме “Внетабличное умножение и деление”. Учебники нам не понадобятся, так как мы пойдём на экскурсию, конечно, воображаемую. Запишите число и классная работа.

Чтобы узнать, куда мы отправимся, нам нужно разгадать слово, зашифрованное в таблице.

3. Устный счёт.

Слайд 1.Решив примеры, поставьте буквы на месте полученных результатов.

36

20

12

17

90

25

60: 3= Р 100:4=Ь 30* 3=Л

51:3= М 12*3=К 48:4=Е

– Что у вас получилось? (Кремль) Слайд 2.

– Молодцы! Именно туда мы с вами и отправимся.

– Кто может сказать, что такое Кремль? (высказывания детей) Кремль– это крепостная стена с башнями и бойницами, которая служила для защиты города.

– Кто может сказать, где находится Кремль? (в центре Москвы, на Боровицком холме)

Представьте, что мы подходим к стенам Кремля. Строились они несколько раз. Сначала были из дерева (слайд 3) и страдали от пожаров, затем из белого камня (слайд 4) и наконец кирпичные (слайд 5).Такие, какими мы видим их сейчас. Этим стенам более 500 лет.

4. Минутка чистописания.

Давайте запомним это число, записав его на минутке чистописания.

500 , Продолжите в порядке убывания.

– Что это значит? (Начинаем с самого большого …)

5. Закрепление пройденного.

А теперь посмотрим на башни. (Слайд 6) Они разные: есть круглые, есть четырёхугольные, а есть “проездные”.

– Что значит “проездные”? (через них можно проехать, они с воротами)

Как мы говорили в начале урока, Кремль перестраивался несколько раз. Какими были строения? ( деревянными, белокаменными, кирпичными).Помимо того, что перестраивались стены и здания, увеличивалась территория, так как росло количество живущих в Кремле людей. Стены дубового Кремля имели пять башен. В дальнейшем их стало больше. Чтобы узнать, сколько башен было в белокаменном и стало в кирпичном Кремле, решите задачу устно.

Задача. Деревянный Кремль имел 5 башен, белокаменный на 3 башни больше, чем деревянный, а кирпичный в 4 раза больше , чем деревянный. Сколько башен у белокаменного и у кирпичного Кремля? (У белокаменного-8 башен, а у кирпичного – 20 башен.)

- Сколько же башен у Кремля сейчас? (20)

Правильно, их 20 и они разные. Какие именно, вы узнаете, решив устно следующую задачу.

Задача. Кремль окружает стена с 20 башнями, “проездных” из них – в 4 раза меньше. Через сколько башен можно проехать в Кремль? (через 5 башен)

– Что значит увеличить, уменьшить число в несколько раз? (значит умножить, разделить)

Хорошо, а теперь вычислив значения выражений по вариантам (слайд 7) вы узнаете о разновидностях башен.

Работа в тетради. (По одному – у доски)

1 вариант.

2 вариант

3 вариант

(100-25):5-12=

(20+22).2:7=

(64+4.9):20=

Проверка.

В кремлёвской стене 3 круглых башни,12 четырёхугольных, на 5 башнях есть звёзды. Остановимся и посмотрим на башни со звёздами. (слайд 8) Это Боровицкая, Троицкая, Водовзводная, Никольская, Спасская башни. Размер каждой звезды от 3м до3м75см, вес от 1т до1,5т. Несмотря на это, звёзды свободно и плавно вращаются под действием ветра. Сделаны звёзды из рубина. Освещаются изнутри мощными лампами днём и ночью. На какой же высоте установлены эти прекрасные звёзды? Чтобы узнать это, решим задачу и найдём высоту башен. (слайд 9)

- Прочитайте задачу про себя внимательно. Вслух – один.

Задача. Высота Спасской башни 71м. Боровицкая– на 17м ниже Спасской , Водовзводная – на7мвыше Боровицкой, Никольская– на9м выше Водовзводной, Троицкая – на10м выше Никольской, Найдите высоту всех башен?

Один ученик решает у доски с объяснением, остальные – в тетрадях.

6.Физминутка.

(Под мелодию песни “А я иду, шагаю по Москве…”

7. Повторение.

А теперь давайте подойдём к Спасской башне (слайд 10) Вспомните, что вы о ней узнали?(Она “проездная”, её высота 71м,наверху находится рубиновая звезда).А теперь посмотрите внимательно на башню и скажите ,чем ещё знаменита эта башня и чем отличается от всех остальных? (На ней находятся часы– куранты) Посмотрите внимательно на часы. Каждый Новый год вся страна с замиранием слушает 12 ударов этих часов. Занимают они на башне 3 этажа. Часы очень большие. Об их размерах, мы узнаем решив самостоятельно уравнения.

Решив это уравнение, мы узнаем вес часов. Х*4=100 (25т)

Решив это уравнение, мы узнаем высоту цифр. Х:6=12 (72см)

Решив это уравнение, мы узнаем диаметр часов. 66:Х=11 (6м)

Вот такие огромные часы находятся на Спасской башне. Прежде, чем покинуть территорию Кремля, послушаем бой курантов.

Итак мы познакомились с некоторыми историческими памятниками с математической стороны. Чтобы узнать, как я оценила вашу работу на уроке. вы должны выполнить самостоятельную работу на карточках похожую на ту, что была вначале урока..

Карточка. Выполни деление с остатком.

1(ост.1)

9(ост.3)

8(ост.5)

7(ост.4)

2(ост.8)

0(ост.8)

4(ост.5)

8:7=М; 50:9=Ы; 61:7=Л; 8:10=Ц;

48:20=Д; 84:9=О; 60:8=О.

Что у вас получилось? Действительно, вы молодцы, хорошо работали.

8. Итог урока.

Презентация