Цели урока:
- на основе материала исторических источников, литературы усвоить ход Отечественной войны, героическую оборону российского населения, выяснить, в чем заключался ее народный характер;
- воспитание чувства гордости и любви к Родине на примерах подвигов российского народа;
- формирование способностей к коммуникативной мыслительной и рефлексивной деятельности;
- формирование навыков анализа, синтеза, умения извлекать фактические знания из исторических источников, применение их на практике;
- формирование умения аргументировать свою точку зрения, давать оценку явлениям государственной и общественной жизни ХIХ и ХХ веков.
Задачи урока:
Развитие способностей и умений учащихся:
- способность достигать результата, опираясь на личный опыт, используя помощь одноклассников, привлекать дополнительные знания из других источников;
- способность оригинально мыслить и отстаивать особенности своего решения;
- умение разбивать деятельность на шаги, перестраивать свои действия;
- толерантность в восприятии других решений;
- способность работать в группе;
- способность к сотрудничеству с одноклассниками, с учителем;
- способность применить учебный материал к новым условиям.
Формы работы: индивидуальная и групповая.
Оборудование: карта “Отечественная война 1812 года”; мультимедийный проектор, портреты героев Отечественной войны; выставка книг, посвященных Отечественной войне 1812 года; схема Бородинского сражения; иллюстративный материал.
Основные понятия: стратегия, тактика, партизанское движение, ополчение.
Опережающее задание:
1 группа – подготовить презентацию на тему: Музей-заповедник Бородинское поле;
2 группа – инсценировать отрывок из романа Л.Толстого “Война и мир” – Совет в Филях; весь класс – ознакомиться с документами по теме.
План урока:№ п/п | Время |
Содержание | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. | Организационный момент. Постановка проблемы, уточнение темы урока. | Подготовка класса к началу урока, знакомство с задачами и целями, постановка проблемы | Попытка сформулировать тему урока, ответы на вопросы | |
2. | Компьютерная презентация на тему: “Музей – заповедник Бородинское поле | 1 группа показывает и комментирует презентацию | ||
3. | Проверка домашнего задания | Контроль за знаниями учащихся | Заполнение листов с заданиями, работа у доски с картой и таблицей | |
4. | Совет в Филях, оставление Москвы. | Обсуждение вопросов игры, рассказ об оставлении Москвы | Ролевая игра, ответы на вопросы | |
5. | Тарутинский маневр, народный характер войны, Бронницы в годы 1812 г. | Постановка проблемы, помощь учащимся в ее решении. | Работа с документами и картой, ответы на вопросы | |
6. | Изгнание наполеоновской армии из России. | Изложение нового материала, работа с картой | Работа с картой, записи в тетрадях | |
7. | Причины победы в Отечественной войне, ее историческое значение. | Подведение итога урока, домашнее задание | Решение проблемы, ответы на вопросы, запись домашнего задания |
Запись на доске:
2. “ Для вас Россия – мундир, вы его надели и снимете, а для меня Россия – кожа”.
А.И. Остерман-Толстой.
1. “ Гроза двенадцатого года
Настала – кто тут нам помог?
Остервенение народа,
Барклай, зима, иль русский Бог?”
А.С.Пушкин
Знать:
- основные события Отечественной войны;
- понятия и даты;
- причины победы в войне;
- историческое значение Отечественной войны 1812 г.
Уметь:
- работать с картой и документами
- грамотно излагать свои мысли, сравнивать и делать выводы.
Новые понятия: партизанское движение, ополчение
Новые даты: 25 декабря 1812 г. – Манифест об окончании войны.
Здравствуйте дорогие ребята и уважаемые гости. Сегодня на уроке мы продолжаем изучать историю Отечественной войны 1812 года. Обратите внимание на эпиграф к сегодняшнему уроку (прочитать). Сегодня мы исследуем проблему: КТО ЖЕ ПОМОГ РОССИИ ПОБЕДИТЬ НАПОЛЕОНА?.. Для этого вы должны знать и уметь (прочитать с доски) Как мы сегодня будем работать? Обратите внимание на план урока – он перед вами на столе в Рабочем листе№2 На этом уроке вы сможете получить несколько оценок, заполнив рабочий лист №1, ответив у доски, за презентацию, и конечно же за активную работу. Начать урок я хочу с нескольких вопросов: Они перед вами на рабочем листе №2. Попробуйте на них ответить. Итак, продолжая изучать Отечественную войну, какие вопросы этой темы мы должны рассмотреть? (Совет в Филях, оставление Москвы, Тарутинский маневр, партизанское движение в годы войны, изгнание французов с территории страны, причины победы России в войне, и ее историческое значение.)
В связи с последним вопросом о памятниках, нужны они или нет, мне бы хотелось, чтобы вы послушали стихотворение Вадима Шефнера:
Стоит ли былое вспоминать,
Брать его в дорогу, в дальний путь?
Все равно упавших не поднять,
Все равно ушедших не вернуть,
И сказала память: “Я могу
Все забыть, но нищим станешь ты.
Я твои богатства стерегу,
Я храню тебя от слепоты”.
В трудный час на перепутьях лет,
На подмогу совести своей
Мы зовем былое насовсем,
Мы зовем из прошлого друзей.
И друзья, чьи отлетели дни,
Слышат зов – и покидают ночь.
Мы им не поможем, но они
К нам приходят, чтобы нам помочь”.
О чем это стихотворение? О памяти, о том, зачем она нужна, о том что, обладая памятью, мы становимся сильнее.
– Сегодня можно услышать и прочесть самые различные точки зрения на то, что такое Родина и имеет ли вообще смысл это понятие в наше время?
– Считаете ли вы, что защищать Родину, как и прежде, – долг каждого гражданина?
(обратить внимание на слова Остермана – Толстого, еще раз уточнить тему урока, записать на доску: зачем нам нужна память о прошлом?)
Как человек, лишенный памяти, превращается в манкурта, способного убить свою собственную мать, так и лишенный исторической памяти народ, останется равнодушен к судьбам своей родины. Наши недруги это хорошо понимали. Так гитлеровское командование выпустило приказ, в котором были такие слова: “И пусть никому не приходит в голову передавать покоренным народам по радио сведения из их прежней истории. Передавать следует музыку и еще раз музыку”. Но Гитлер просчитался, советский народ хорошо знал свою историю, ее героические страницы и совсем не случайно смог отстоять свободу и независимость своей Родины в Великой Отечественной войне.
Именно в эти дни вся страна отмечает 65–ю годовщину битвы под Москвой. Военный обозреватель агентства “Юнайтед Пресс” сравнивал положение германских войск с положением наполеоновской армии: “История, очевидно, повторяется. Разница заключается в том, что русские в 1942-м г. в отличие от своих предков в 1812 г. изменили положение в свою пользу без потери своей столицы. Немцы отступают по той же дороге на Смоленск, по которой отступал Наполеон”. Наверное, Гитлеру, нужно было лучше учить историю.
2. Какое на ваш взгляд, событие было самым ярким в Отечественной войне 1812 г.? (Конечно Бородинское сражение) В связи с сегодняшним разговором, давайте оживим в памяти впечатления, которые мы испытали на Бородинском поле 3 сентября этого года. Об этом группа ребят подготовила свою презентацию.
3. Ребята, вы посмотрели презентацию. Скажите, все ли вам понравилось, были ли допущены фактические ошибки, правильно ли была построена речь выступающих ребят? Какую оценку им можно поставить?
Итак, я надеюсь, вы помните, какую проблему мы сегодня исследуем. Для ее решения необходимо вспомнить то, что мы изучили об Отечественной войне ранее.
1-й ученик идет к доске и выполняет таблицу:
Государства | Причины войны | Характер войны |
РОССИЯ | ||
ФРАНЦИЯ |
2-й ученик на карте показывает основные вехи начального периода войны
Остальные ребята получают листы с заданиями на 5 минут: Смотри рабочий лист №1
4.Обратите внимание на второй вопрос урока: Надо ли было оставлять Москву? Попытайтесь ответить на этот вопрос, после инсценировки “Совета в Филях”. Слушайте внимательно и решите, кто из героев прав, а кто нет?
Итак, 1 сентября, в деревне Фили состоялся Военный совет русского командования.
(Ролевая игра)
Вопросы к игре:
– Какова была главная цель Совета в Филях?
– Какое решение было принято на нем?
– Так нужно ли было оставлять Москву? Чья точка зрения вам ближе?
Ну что же, посмотрим, правы вы или нет? 2 сентября наполеон подошел к Москве и остановился на поклонной горе. Он ожидал депутацию с хлебом и солью, а не дождавшись, вошел в безжизненный город, покинутый своими жителями.
Нет, не пошла Москва
К нему с повинной головою.
Не праздник, не приемный дар,
Она готовила пожар
Нетерпеливому герою.
Да, как и рассчитывал Кутузов, овладение Москвой не принесло императору французов победы, а его войскам отдыха и изобилия. Во время своего пребывания в Москве Наполеон трижды предлагал Александру Первому начать переговоры о мире. Однако все его предложения оставались без ответа. После 36 дней бесплодных попыток добиться мира с Россией Наполеон отдал приказ отступать из Москвы. Способствовал этому, и сильнейший пожар в городе. (Смотри учебник стр.30: иллюстрация “ Пожар в Москве”)
Вопрос о причине пожара не получил однозначного ответа у современников и историков. Ни одна из существующих версий не может считаться доказательной с исторической точки зрения. В результате пожара Москва выгорела на треть.
На рассвете 8 октября 1812 г. наполеоновская армия начинает отступление из Москвы.
Узнав, что французы покинули Москву, Кутузов произнес: “С сей минуты, Россия спасена!”
5. А где же русская армия? Что с ней?
Настало время поговорить о Тарутинском маневре и о народном характере войны.
История нашего города не осталась в стороне от тех героических событий, которые мы сейчас изучаем. Особенно тесно связана история Бронницкого уезда в 1812 г. именно с Тарутинским маневром и партизанским движением.
Перед уроком я просила вас познакомиться с документами по этой теме. Сейчас, мы поступим таким образом, каждый ряд получит отдельную тему и вопросы к ней, ответьте на них через несколько минут.
1 группа – Тарутинский маневр.
Вопросы:
- Объясните, в чем состояло значение Тарутинскогоманевра?
- Как изменилось соотношение сил русской и французской армий в сентябре 1812 г.?
- Почему силы русской армии увеличивались во время пребывания ее в Тарутино, а французская армия ослабла в Москве?
Запись в тетрадях: Тарутинский маневр – позволил русской армии получить подкрепление и закрыть французам путь в неразоренные войной районы.
2 группа – партизанское движение.
Вопросы:
- Почему войну 1812 г. называют народной, Отечественной?
- Какова роль русского крестьянства в победе над Наполеоном?
- По тексту документов расскажите о действиях партизан в1812 г. Выделите примеры героизма русского народа в Отечественной войне.
- Объясните значение понятий “Партизанское движение”, “Ополчение”.
Запись в тетрадях:
Партизанское движение – народные вооруженные отряды, действующие в тылу врага.
Ополчение – военное формирование, в помощь регулярной армии на добровольных началах.
3 группа – Бронницы в годы войны.
Вопросы:
- Как между собой связаны Тарутинский маневр и история Бронницкого уезда?
- Как наполеоновское нашествие отразилось на нашем городе?
- Расскажите о партизанском движении в бронницком уезде.
- Приведите примеры героизма бронницких крестьян?
6. (Работаем с картой и тетрадью)
После оставления Москвы Наполеон рассчитывал, отступая направиться в южные, не разоренные губернии России. Но на его пути, встала пополненная и окрепшая русская армия. (120 тыс. и 200 тыс. ополчения). Поражения под Тарутином и Малоярославцем (этот город 8 раз переходил из рук в руки) вынудили Наполеона повернуть войска на разоренную им же самим старую смоленскую дорогу. Значительный урон врагу наносили партизаны, кроме того, падала дисциплина. За армией тянулся огромный обоз награбленного добра, что снижало ее маневренность. Отсутствие фуража приводило к падежу лошадей. Наступили холода.
22 октября в сражении под Вязьмой французы потеряли 7 тыс. человек. В сражении под Красным 3-6 ноября 5 тыс. убитыми, лишились почти всей кавалерии и артиллерии. К Березине Наполеон подошел с 30-40 тыс. боеспособных солдат. За ним тянулись 35-40 тыс. безоружных, отставших, больных. При переправе Наполеон потерял еще 30 тыс. своих солдат. Границу сумели перейти лишь жалкие остатки “великой армии”. Сам император, бросив войска, бежал в Париж. Встретившим его придворным он вынужден был заявить: “Армии больше нет”.
Завершение Отечественной войны было ознаменовано приказом М.И.Кутузова по армии 21 декабря 1812 г., и Манифестом Александра
I от 25 декабря 1812 года.Запись в тетрадях: 25 декабря 1812 года – Манифест Александра
I об окончании войны.7. Итак, попробуем ответить на вопрос Пушкина, кто же помог русской армии победить Наполеона?
- Участие народа,
- военный талант полководцев,
- героизм русских защитников,
- тактика отступления и выжженной земли,
- холодная русская зима (Генерал Зима),
- русский Бог.
А в чем значение Отечественной войны 1812 года?
- Война проявила чувство национального самосознания русского народа, вызвала небывалый патриотический подъем;
- люди проявляли чудеса отваги и героизма;
- изгнание захватчиков стало первым шагом на пути освобождения всей Европы от наполеоновского владычества.
- лучшие представители дворянства стали осознавать, что народ, сыгравший огромную роль в освобождении своей Родины, не должен оставаться под крепостным гнетом;
- война вдохновила многих деятелей культуры на создание выдающихся произведений.
Отечественная война 1812 года навсегда останется в памяти народной как пример мужества, героизма и беззаветной любви к своей Родине. Еще раз, подтверждая правило: “Кто к нам с мечом придет, от меча и погибнет”
Домашнее задание: учебник с29-31, рабочая тетрадь № 1.8, 1.9.
В конце урока прошу вас ответить на несколько вопросов:
- Дайте оценку своей работе и работе группы?
- Проверьте, не осталось ли вопросов по теме?
- Что нового вы сегодня узнали?
- Что хотелось бы узнать дополнительно?