Вот и подходят к концу летние каникулы, впереди новый учебный год. Каким он будет для будущих первоклассников, во многом зависит от первого дня, проведённого в школе, от первого урока, какой сумеет преподнести ему учитель. И хочется так спланировать и организовать работу на уроке, чтобы начинающий ученик не только был созерцателем того, что подготовил ему учитель, а стал настоящим творцом общего дела, главного дела в школьной жизни – обучения.
Первый урок в 1-м классе в этом учебном году для меня особый, по той причине, что помимо первоклассников в уроке Знаний принимают участие и второклассники, бывшие мои “первоклашки”, повзрослевшие за лето. Поэтому передо мной встали три основные задачи:
- Ввести первоклассников в школьный мир, не заостряя внимания на традиционное заучивание правил поведения на уроке, так как они уже знакомы второклассникам.
- Дать почувствовать второклассникам их значимость в помощи учителю при организации совместных мероприятий.
- Настроить детей на радость от общения друг с другом в стенах школьного класса, на радость от совместной деятельности.
Сценарий первого урока “Здравствуй, школа!”
Тема: По дороге к знаниям.
Цель: Поздравить первоклассников с началом школьной жизни, а второклассников с началом нового учебного года Воспитывать умение общаться и дружить. Развивать интерес к совместной деятельности.
Показать важность нового статуса ребенка; начать работу по созданию дружного детского коллектива и благоприятного микроклимата на трудном этапе адаптации детей в школе.
Оборудование: Фонограммы звуков маршевой музыки, танцевальной музыки, звуков природы, песен “Чему учат в школе” (Муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского), “Песня о школе” (Муз. Д. Кабалевского, сл. Е. Викторова), “В траве сидел кузнечик” (Муз. В. Шаинского, сл. Н. Носова) Оформление доски, иллюстрации с изображением животных. Цветовой спектр.
План проведения праздника
- Вступление учителя.
- Поздравления от второклассников. Стихи. Песня.
- Школа – чудесная страна необычных путешествий.
- Игра: “Волшебный клубочек”.
- Остановка: “Дерево дружбы”. Каждый ученик рассказывает о себе.
- Игра: “Найду клубочек”.
- Остановка: “Песенный лужок”. Исполнение песни “В траве сидел кузнечик”.
- Игра: “Кто первый”.
- Оздоровительная пауза. Динамические упражнения, слушание звуков природы.
- Остановка: “Радуга”. Изображение радуги красками.
- Мама, мир, Родина – дорогие сердцу слова.
- Поздравления. Вручение подарков.
Ход праздника
Под звуки маршевой музыки дети входят в класс. Музыка смолкает, и учитель произносит слова:
Внимание, внимание по случаю Дня знаний,
Дня новых начинаний, минуточку внимания!
По всей земле России особый нынче день,
В столице ли, в Сибири звонок звенит теперь.В первый раз в первый класс,
Только кажется не страшно.
В первый раз в первый класс,
Сердце трепетно стучит.
Не волнуйся, малыш,
Не тревожься понапрасну.
Школьных дней карусель
Твоё детство закружит.
Первоклассников с началом школьной жизни поздравят их друзья – второклассники.
Второклассники выходят к доске и читают стихи.
1 ученик.
В первый раз в первый класс!
Не робейте, первоклашки,
Вас в обиду не дадим.
Вам, как маленьким ромашкам
Микроклимат создадим.
2 ученик.
Мы решили от всех нас
Первоклашкам дать наказ,
Эти наши назиданья
Приведут вас к крепким знаньям.
1 ученик. Чтоб учились лучше нас, это раз!
2 ученик. Не болели никогда, это два!
3 ученик.
Чтоб компьютер изучали,
Книги умные читали.
4 ученик.
Физкультуру, спорт любили,
О болезнях позабыли.
Никогда не унывали,
Песни звонко распевали.
3 ученик.
Чтоб учились на отлично,
И вели себя прилично:
По перилам не спускались,
В раздевалке не толкались,
Ели завтрак и обед,
И не знали разных бед.
5 ученик.
Все наказ наш услыхали?
Дайте нам ответ тогда.
Вы согласны с нами?
Первоклашки дружно: Да! [1]
Исполняется песня “Чему учат в школе” (В. Шаинского – М. Пляцковского).
Учитель: Школа – чудесная страна волшебных превращений и необычайных приключений и путешествий. Она похожа на сказку. А на чём путешествуют сказочные герои?
(Ученики отвечают: Баба Яга - на метле или в ступе, Аладдин - на ковре самолёте, Емеля – на печи, Иванушка – на Сивке Бурке и др.).
А ещё герои сказок путешествуют пешком, а указывает им путь волшебный клубочек. И мы с вами тоже отправимся в путешествие в школьную страну, взяв вот этот клубок.
(Учитель достаёт из корзинки клубочек, приглашает детей выйти к доске, взяться за руки и образовать круг. Под музыку из кинофильма “Красная Шапочка” дети передают клубочек друг другу по кругу. Музыка смолкает, все садятся на места, а тот, у кого клубочек, остаётся у доски.)
Клубочек привёл нас в волшебный сад, в том саду ...
(Учитель открывает шторки на доске, и дети видят дерево, увешанное яблоками) <Рисунок 1>
Что, дети, вы видите? (яблоню) На этой яблоне есть спелые яблочки, есть и ещё совсем незрелые. И тому, у кого остался клубочек, предоставляется возможность выбрать яблоко, но только спелое, снять его и рассмотреть внимательно.
(На обратной стороне яблока фотография второклассника. Тот ученик, чья фотография на яблочке, выходит к доске, берёт яблочко и рассказывает о себе, своих увлечениях, любимых школьных предметах и друзьях. В заключении “срывает” новое яблочко, и выходит следующий второклассник. Когда останутся незрелые яблоки, пришла очередь срывать и их. Теперь уже к доске рассказывать о себе выходят первоклассники. Оставшееся одно необычное яблоко с фотографией учителя. В местах сорванных яблок остались буквы, их нужно сложить в два слова и прочитать:
ДЕРЕВО ДРУЖБЫ
Учитель: Отправляемся в путь дальше.
(Звучит музыка. Ученики встают плотно друг к другу по кругу, а в центре находится ученик, последним сорвавший яблоко. Клубочек передаётся по кругу сзади за спиной, а когда музыка прерывается, ведущий должен отгадать, у кого клубок.)
Учитель: Следующая остановка: “Песенное озеро”. Знаете ли вы эту песню?
(Звучит песня “В траве сидел кузнечик” (В. Шаинский – Н. Носов). Дети отгадывают песню, а учитель открывает вторую часть доски и появляется изображение песенного озера, а рядом с озером изображения разных животных) <Рисунок 2>
Учитель: Ну а где же наш кузнечик? Его нет. А кто здесь? (Поросёнок, лягушонок, котёнок, утёнок).
А вы знаете, какие они произносят звуки?
(Дети выходят, снимают с доски изображение животного и озвучивают картинки. Опять звучит песня “В траве сидел кузнечик”, а дети в паузах произносят звуки тех животных, картинки которых они держат в руках, и в тот момент, когда укажет учитель. Поросёнок: хрю-хрю, котёнок: мяу-мяу, лягушонок: ква-ква, утёнок: кря-кря.)
Учитель: Отправляемся в путь дальше.
(Волшебный клубочек кладётся на тумбу. Выходят два ученика и под звуки музыки в ходьбе выполняют танцевальные движения, когда музыка смолкнет, дети должны взять клубочек. Тот, кто первым взял клубочек, проводит с классом физминутку по своему усмотрению.)
Учитель: Но что это? Пока мы шли, туча закрыла солнце. А что бывает, когда на небе появляются тучи? (Гроза, гром, молния, дождь)
Правильно. Послушайте. (Звучат звуки природы: гроза и дождь.) Ну а теперь и мы воспроизведём услышанное.
Физминутка:
Набежали в небе тучи.
(Дети имитируют руками тучи)
Ударил гром.
(Хлопок в ладоши над головой)
Полил дождь.
(Дети стучат пальчиками по парте, имитируя звуки дождя)
Дети уснули.
(Дети кладут руки на парту и приклоняют на руки голову)
Выглянуло солнышко.
(Дети поднимают головы и руки вверх, разводя их в стороны)
Дети проснулись.
(Дети кладут руки на парту)
И что же они увидели?
Что за чудо-красота!
Расписные ворота
Появились на пути!
В них ни въехать,
Ни войти.
(На доске изображение радуги, но не цветной, а полностью белой. Дети должны вспомнить 7 цветов радуги по порядку и раскрасить в правильной последовательности. Если дети затрудняются вспомнить цвета радуги, учитель продемонстрирует цветовой спектр. После того, как радуга будет закрашена, появятся слова: мама, мир, Родина (слова записаны заранее свечой на листе). Дети прочитывают эти слова на закрашенной радуге. Затем эти же слова прочитываются хором учениками по карточкам, выставленным на доске)
Какие дорогие сердцу слова и мне хочется добавить ещё одно слово: школа. (Добавляет новую карточку.)
Школа – славный школьный дом,
Хорошо вам будет в нём.
По ступенькам каждый год
К знаньям мы начнём поход.
(Первоклассникам вручаются подарки. Учитель поздравляет их с началом школьной жизни. В заключении ученики второго класса исполняют песню “Песню о школе”).
Литература:
- Учебно-методический комплект “Сценарии школьных праздников” 1-4 класс. М.: Экзамен 2007.
- Фрагменты сценариев, опубликованных в журналах “Практика образования”.