Адаптированная программа по технологии "Техника в крестьянском хозяйстве" для учащихся 9, 10, 11-х классов

Разделы: Технология


Пояснительная записка

Программа “Техника в крестьянском хозяйстве” предназначена для организации занятий по предмету Технология учащихся 9-11-х непрофильных классов.

Цель курса - создание условий для обоснованного профессионального самоопределения школьников на основе формирования системы знаний учащихся по устройству, техническому обслуживанию, эксплуатации тракторов и сельскохозяйственных машин, развитие интереса школьников к технике в целом. Основной идеей является поддержание готовности к осуществлению профессионального выбора, стремления реализовать вои возможности в сельскохозяйственной деятельности.

В программу “Техника и технология сельскохозяйственных работ в крестьянском хозяйстве” входит 3 раздела, соответствующие годам обучения - раздел: “Техника в крестьянском хозяйстве” (9 класс - 68 часов), раздел “Сельскохозяйственная техника, комбайны и технология работ” (10 класс - 68 часов), раздел “Правила движения тракторов по дорогам и улицам”, “Техническое обслуживание и хранение тракторов и сельскохозяйственных машин” (11 класс - 102 часа). Необходимый объем учебного времени добавляется к часам предмета Технология из компонента образовательного учреждения.

В содержании всех разделов учтены традиции сельского уклада жизни, проведено согласование с Гостехнадзором. Особое внимание уделено эстетическому развитию сельских школьников, проведению профессиональных проб. Результатом успешного усвоения программы является возможность получения обучающимися 11 классов удостоверений на право управления тракторами и сельхозмашинами, изучение современной технологии и техники сельскохозяйственного производства.

В программе обеспечивается преемственность в содержании учебного материала всех разделов, реализуются развивающая и воспитывающая функции учебного предмета “Технология”, учтены возрастные особенности учащихся, решаются следующие общие педагогические задачи:

  • выработка у учащихся осознанного отношения к учебе и труду, гражданское и трудовое становление; нравственное, интеллектуальное и физическое развитие личности;
  • воспитание трудолюбия, потребности в труде, уважения к мастерам своего дела, качеств рачительных хозяев, патриотизма, заботливого и бережного отношения к родной природе;
  • формирование у учащихся общетрудовых и профессиональных умений и знаний, необходимых для участия в труде по обустройству личного хозяйства;
  • создание условий для сознательного выбора профессии тракториста-машиниста, связанной с работой не только на селе, но и в других промышленностях.
  • получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.

Результаты обучения

Учащиеся 9-го класса должны:

знать:

  • влияние технологий на общественное развитие;
  • составляющие современного производства товаров или услуг;
  • способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду:
  • способы организации труда, индивидуальной и коллективной работы; основные этапы проектной деятельности;
  • источники получения информации о путях получения профессионального образования и трудоустройства;
  • правила безопасности при работе на тракторах.

Уметь: оценивать потребительские качества товаров и услуг; составлять планы деятельности по изготовлению и реализации продукта труда; использовать в технологической деятельности методы решения творческих задач;

  • проектировать материальный объект или услугу;
  • оформлять процесс и результаты проектной деятельности;
  • выбирать средства и методы реализации проекта;
  • выполнять изученные технологические операции;
  • планировать возможное продвижение материального объекта или услуги на рынке товаров и услуг;
  • уточнять и корректировать профессиональные намерения;
  • по окончании учебного блока имеют право сдавать экзамен “технология” по выбору который основан на учебном материале пройденного курса.

Учащиеся 10-го класса должны:

знать:

  • выполнять механизированные полевые работы в соответствии с требованиями агротехники и технологией производства механизированных работ;
  • подготавливать машины для постановки на хранение;
  • устранять возникающие неисправности сельскохозяйственных машин, не вызывающие необходимости в разборке их сборочных единиц и механизмов;
  • соблюдать правила безопасности труда, пожарной безопасности, производственной санитарии и гигиены.

Уметь:

  • самостоятельно выполнять простейшие регулировочные операции на сельскохозяйственных машинах и все операции по ежесменному техническому обслуживанию;
  • устранять возникающие неисправности сельскохозяйственных машин, не вызывающие необходимости в разборке их сборочных единиц и механизмов;
  • по окончании учебного блока выполняют проектную работу по материалам пройденного курса.

Учащиеся 11-го класса должны

знать:

  • устройство и правила технической эксплуатации двух основных марок тракторов (колесного и гусеничного), применяемых в обучении, агрегатируемых с этими тракторами сельскохозяйственных машин и транспортных средств тракторного типа;
  • общее устройство зернового комбайна;
  • основные требования агротехники и технологии производства механизированных полевых работ по ведущим культурам, возделываемым в хозяйствах района;
  • правила дорожного движения, основы безопасности движения и перевозки грузов;
  • правила безопасности при работе на тракторах и сельскохозяйственных машинах, правила внутреннего распорядка бригады, правила пожарной безопасности;
  • нормы выработки и нормы расхода горючесмазочных материалов;
  • правила хранения тракторов, комбайнов, сельскохозяйственных машин;
  • признаки и причины основных неисправностей, возникающих в процессе эксплуатации техники и способы их устранения;
  • охрану труда, производственную санитарию, пожарную безопасность.

Уметь:

  • самостоятельно работать на тракторах двух марок (гусеничном и колесном), машинах, агрегатируемых с этими тракторами и зерновом комбайне;
  • перевозить грузы на тракторных прицепах, контролировать погрузку, размещение и закрепление груза на прицепе;
  • самостоятельно выполнять простейшие регулировочные операции на тракторах и машинах и все операции по ежесменному техническому обслуживанию;
  • устранять возникающие неисправности тракторов и сельскохозяйственных машин, не вызывающие необходимости в разборке их сборочных единиц и механизмов;
  • экономно расходовать топливо, смазочные, резинотехнические и другие эксплуатационные материалы;
  • правильно организовывать и содержать рабочее место, применять наиболее целесообразные и производительные способы работы и современные методы организации труда;
  • соблюдать правила безопасности труда, пожарной безопасности, производственной санитарии и гигиены.

Учащиеся, полностью освоившие теоретическое и практическое обучение в соответствии с программой, допускаются к сдаче квалификационных экзаменов по изучаемой профессии на квалификационные категории представленные комиссией Гостехнадзора. Учащимся, успешно сдавшим квалификационный экзамен и самостоятельно выполнившим квалификационную (пробную) работу, выдаются свидетельство и удостоверение установленной формы.

Тематическое планирование

Название блоков, разделов, тем

Количество
часов
раздел “ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТ В КРЕСТЬЯНСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ”. 9 класс 68
1 Производство, труд и технологии 6
2 Введение. Классификация и общее устройство тракторов 10
3 Система питания 12
4 Система охлаждения 6
5 Электрооборудование тракторов 6
6 Трансмиссия 14
7 Остов, ходовая часть, механизмы управления трактором 12
8 Пуск двигателя. Основы управления тракторами 3
  итого 68
раздел “ТЕХНОЛОГИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ТЕХНИКИ” 10 класс 68
1 Технология сельскохозяйственных работ, машины и машинные агрегаты 12
2 Техника безопасности и противопожарные мероприятия при выполнении полевых механизированных работ 4
3 Почвообрабатывающие машины и орудия. Технология механизированной обработки почвы. 8
4 Машины для внесения удобрения в почву и технология работ 10
5 Посевные и посадочные машины. Технология посева и посадки 6
6 Машины по уходу за растениями и технология работ 4
7 Сеноуборочные машины и технология заготовки сена 2
8 Зерновые комбайны и валковые жатки. Технология уборочных работ. 8
9 Зерноочистительные машины. Организация работ на зерноочистительном пункте. 2
10 Техническое обслуживание сельскохозяйственных машин 2
11 Технология проектирования и создания материальных объектов или услуг 8
  итого 68
раздел “ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТ В КРЕСТЬЯНСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ” 11 класс 102
1 Виды и формы получения профессионального образования. 8
2 Общие положения. Правила дорожного движения. 6
3 Назначение и классификация дорожных знаков. 18
4 Дорожная разметка и её характеристики. 6
5 Движения гусеничных тракторов на улицах и дорогах. 22
6 Требования к техническому состоянию тракторов. 16
7 Техническое обслуживание тракторов. 12
8 Вождение тракторов. Упражнения в приемах пользования органами управления трактором. 7
9 Квалификационная (пробная) работа.

Квалификационные экзамены.

7
  Итого 102

Список литературы и учебников.

  1. Бешенков А.К. “Технология. Методика обучения технологии”. М:. Дрофа 2003 г.
  2. Романовская М.Б. “Метод проектов в учебном процессе” М.Центр Педагогический поиск” 2006 г.
  3. Огнева А.Н. “Слагаемые выбора профиля обучения и направления дальнейшего образования” Курский областной ИПК и ПРО 2007 г.
  4. Третьякова Н.Н. “Основы агрономии” Москва “Колос” 1977 г.
  5. Гельман Б.М., Москвин М.В. “Сельскохозяйственные тракторы” “Высшая школа” 1978 г.
  6. Жаров М.С. “Трактор 8-11 класс” Москва “Просвещение” 1991 г.
  7. Машков Е.А. , Жалнин Э.В. “Справочник комбайнера” Россельхозиздат 1984 г.
  8. Саксагальский Т.Д. “Школьнику об организации производства” М.Просвещение 1988 г.
  9. Климов Е.А. “Как выбирать профессию” Госкомиздат 1990 г.
  10. Официальный текст “Правила дорожного движения Российской Федерации” М. ООО “Атберг” 2009 г.
  11. Программа общеобразовательных учреждений “Сельский дом и семья 5-9 классы” М.Просвещение 2001 г.
  12. Сборник нормативных документов “Технология” М.Дрофа 2008 г.
  13. Симоненко В.Д. “Учебник Технология 10 класс” М.И.Ц. “Вентана-Граф” 2007 г.
  14. Учебник “Сельскохозяйственные машины и технология механизированных работ” М.Просвещение 1989 г.