Пояснительная записка
Программа “Техника в крестьянском хозяйстве” предназначена для организации занятий по предмету Технология учащихся 9-11-х непрофильных классов.
Цель курса
- создание условий для обоснованного профессионального самоопределения школьников на основе формирования системы знаний учащихся по устройству, техническому обслуживанию, эксплуатации тракторов и сельскохозяйственных машин, развитие интереса школьников к технике в целом. Основной идеей является поддержание готовности к осуществлению профессионального выбора, стремления реализовать вои возможности в сельскохозяйственной деятельности.В программу “Техника и технология сельскохозяйственных работ в крестьянском хозяйстве” входит 3 раздела, соответствующие годам обучения
- раздел: “Техника в крестьянском хозяйстве” (9 класс - 68 часов), раздел “Сельскохозяйственная техника, комбайны и технология работ” (10 класс - 68 часов), раздел “Правила движения тракторов по дорогам и улицам”, “Техническое обслуживание и хранение тракторов и сельскохозяйственных машин” (11 класс - 102 часа). Необходимый объем учебного времени добавляется к часам предмета Технология из компонента образовательного учреждения.В содержании всех разделов учтены традиции сельского уклада жизни, проведено согласование с Гостехнадзором. Особое внимание уделено эстетическому развитию сельских школьников, проведению профессиональных проб. Результатом успешного усвоения программы является возможность получения обучающимися 11 классов удостоверений на право управления тракторами и сельхозмашинами, изучение современной технологии и техники сельскохозяйственного производства.
В программе обеспечивается преемственность в содержании учебного материала всех разделов, реализуются развивающая и воспитывающая функции учебного предмета “Технология”, учтены возрастные особенности учащихся, решаются следующие общие педагогические задачи:
- выработка у учащихся осознанного отношения к учебе и труду, гражданское и трудовое становление; нравственное, интеллектуальное и физическое развитие личности;
- воспитание трудолюбия, потребности в труде, уважения к мастерам своего дела, качеств рачительных хозяев, патриотизма, заботливого и бережного отношения к родной природе;
- формирование у учащихся общетрудовых и профессиональных умений и знаний, необходимых для участия в труде по обустройству личного хозяйства;
- создание условий для сознательного выбора профессии тракториста-машиниста, связанной с работой не только на селе, но и в других промышленностях.
- получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
Результаты обучения
Учащиеся 9-го класса должны
:знать:
- влияние технологий на общественное развитие;
- составляющие современного производства товаров или услуг;
- способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду:
- способы организации труда, индивидуальной и коллективной работы; основные этапы проектной деятельности;
- источники получения информации о путях получения профессионального образования и трудоустройства;
- правила безопасности при работе на тракторах.
Уметь: оценивать потребительские качества товаров и услуг; составлять планы деятельности по изготовлению и реализации продукта труда; использовать в технологической деятельности методы решения творческих задач;
- проектировать материальный объект или услугу;
- оформлять процесс и результаты проектной деятельности;
- выбирать средства и методы реализации проекта;
- выполнять изученные технологические операции;
- планировать возможное продвижение материального объекта или услуги на рынке товаров и услуг;
- уточнять и корректировать профессиональные намерения;
- по окончании учебного блока имеют право сдавать экзамен “технология” по выбору который основан на учебном материале пройденного курса.
Учащиеся 10-го класса должны:
знать:
- выполнять механизированные полевые работы в соответствии с требованиями агротехники и технологией производства механизированных работ;
- подготавливать машины для постановки на хранение;
- устранять возникающие неисправности сельскохозяйственных машин, не вызывающие необходимости в разборке их сборочных единиц и механизмов;
- соблюдать правила безопасности труда, пожарной безопасности, производственной санитарии и гигиены.
Уметь:
- самостоятельно выполнять простейшие регулировочные операции на сельскохозяйственных машинах и все операции по ежесменному техническому обслуживанию;
- устранять возникающие неисправности сельскохозяйственных машин, не вызывающие необходимости в разборке их сборочных единиц и механизмов;
- по окончании учебного блока выполняют проектную работу по материалам пройденного курса.
Учащиеся 11-го класса должны
знать:
- устройство и правила технической эксплуатации двух основных марок тракторов (колесного и гусеничного), применяемых в обучении, агрегатируемых с этими тракторами сельскохозяйственных машин и транспортных средств тракторного типа;
- общее устройство зернового комбайна;
- основные требования агротехники и технологии производства механизированных полевых работ по ведущим культурам, возделываемым в хозяйствах района;
- правила дорожного движения, основы безопасности движения и перевозки грузов;
- правила безопасности при работе на тракторах и сельскохозяйственных машинах, правила внутреннего распорядка бригады, правила пожарной безопасности;
- нормы выработки и нормы расхода горючесмазочных материалов;
- правила хранения тракторов, комбайнов, сельскохозяйственных машин;
- признаки и причины основных неисправностей, возникающих в процессе эксплуатации техники и способы их устранения;
- охрану труда, производственную санитарию, пожарную безопасность.
Уметь:
- самостоятельно работать на тракторах двух марок (гусеничном и колесном), машинах, агрегатируемых с этими тракторами и зерновом комбайне;
- перевозить грузы на тракторных прицепах, контролировать погрузку, размещение и закрепление груза на прицепе;
- самостоятельно выполнять простейшие регулировочные операции на тракторах и машинах и все операции по ежесменному техническому обслуживанию;
- устранять возникающие неисправности тракторов и сельскохозяйственных машин, не вызывающие необходимости в разборке их сборочных единиц и механизмов;
- экономно расходовать топливо, смазочные, резинотехнические и другие эксплуатационные материалы;
- правильно организовывать и содержать рабочее место, применять наиболее целесообразные и производительные способы работы и современные методы организации труда;
- соблюдать правила безопасности труда, пожарной безопасности, производственной санитарии и гигиены.
Учащиеся, полностью освоившие теоретическое и практическое обучение в соответствии с программой, допускаются к сдаче квалификационных экзаменов по изучаемой профессии на квалификационные категории представленные комиссией Гостехнадзора. Учащимся, успешно сдавшим квалификационный экзамен и самостоятельно выполнившим квалификационную (пробную) работу, выдаются свидетельство и удостоверение установленной формы.
Тематическое планирование
№ |
Название блоков, разделов, тем |
Количество часов |
раздел | “ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТ В КРЕСТЬЯНСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ”. 9 класс | 68 |
1 | Производство, труд и технологии | 6 |
2 | Введение. Классификация и общее устройство тракторов | 10 |
3 | Система питания | 12 |
4 | Система охлаждения | 6 |
5 | Электрооборудование тракторов | 6 |
6 | Трансмиссия | 14 |
7 | Остов, ходовая часть, механизмы управления трактором | 12 |
8 | Пуск двигателя. Основы управления тракторами | 3 |
итого | 68 | |
раздел | “ТЕХНОЛОГИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ТЕХНИКИ” 10 класс | 68 |
1 | Технология сельскохозяйственных работ, машины и машинные агрегаты | 12 |
2 | Техника безопасности и противопожарные мероприятия при выполнении полевых механизированных работ | 4 |
3 | Почвообрабатывающие машины и орудия. Технология механизированной обработки почвы. | 8 |
4 | Машины для внесения удобрения в почву и технология работ | 10 |
5 | Посевные и посадочные машины. Технология посева и посадки | 6 |
6 | Машины по уходу за растениями и технология работ | 4 |
7 | Сеноуборочные машины и технология заготовки сена | 2 |
8 | Зерновые комбайны и валковые жатки. Технология уборочных работ. | 8 |
9 | Зерноочистительные машины. Организация работ на зерноочистительном пункте. | 2 |
10 | Техническое обслуживание сельскохозяйственных машин | 2 |
11 | Технология проектирования и создания материальных объектов или услуг | 8 |
итого | 68 | |
раздел | “ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТ В КРЕСТЬЯНСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ” 11 класс | 102 |
1 | Виды и формы получения профессионального образования. | 8 |
2 | Общие положения. Правила дорожного движения. | 6 |
3 | Назначение и классификация дорожных знаков. | 18 |
4 | Дорожная разметка и её характеристики. | 6 |
5 | Движения гусеничных тракторов на улицах и дорогах. | 22 |
6 | Требования к техническому состоянию тракторов. | 16 |
7 | Техническое обслуживание тракторов. | 12 |
8 | Вождение тракторов. Упражнения в приемах пользования органами управления трактором. | 7 |
9 | Квалификационная (пробная)
работа. Квалификационные экзамены. |
7 |
Итого | 102 |
Список литературы и учебников.
- Бешенков А.К. “Технология.