Цель
- Формирование представления о том, что такое художественный образ.
- Развитие эстетического вкуса через произведения искусства.
- Воспитание любви к природе, бережного отношения к ней.
Ход урока
1. Вступление
.Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с произведениями искусства: живописью, поэзией, музыкой. Откроем для себя что-то новое.
2. Наблюдение за произведениями разных жанров
Посмотрите на эту картину. Ее автор известный русский художник – И.Грабарь. Я пока не скажу ее название. Что вы можете сказать, глядя на картину? Чей образ показал нам художник? Какой это образ? Как вы думаете, что чувствовал в этот момент художник? Да, эта картина называется “Рябинка”. Судя по названию, каково отношение автора к ней? Какие изобразительные приемы использовал автор?
А сейчас прочитайте, пожалуйста, два отрывка из поэтический произведений.
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса.
Осень наступила, высохли цветы
И глядят уныло голые кусты.
Что можете сказать об этих произведениях? Чей образ рисуют нам поэты? Какая осень в стихотворении А.Пушкина? А в стихотворении Плещеева? Смотрите как интересно, образ осени, а представлен по-разному. У А.Пушкина осень красоты необыкновенной, а у Плещеева унылая, невзрачная. С помощью каких художественных средств авторам удалось так четко нарисовать образ осени?
А сейчас вы послушаете музыкальное произведение. Его автор норвежский композитор –Э.Григ. Попробуйте определить, чей образ представлен.
Это произведение называется “Утро”. Что помогло нам так ясно представить образ раннего утра?
Поэты, писатели, музыканты, живописцы передают нам свое впечатление от чего-то. Они изображают то, что их вдохновило, отображают свои чувства. А мы воображаем и оживляем это впечатление. В нашей душе остается образ.
Образ – это не сам предмет, а его след в душе.
3. Изучение нового материала
Закройте, пожалуйста, глазки. Я сейчас произнесу слово, а вы попробуйте себе это представить – Япония. Выслушиваются ответы детей.
Япония – необыкновенная страна. Она расположена на островах. Стремление к гармонии с природой – главная черта японского искусства. Японские архитекторы создают свои постройки так, чтобы они сливались с окружающим миром, были ему открыты. Тайна искусства состоит в том, чтобы вслушиваться в несказанное, любоваться невидимым.
Японцы, живущие из поколения в поколение на земле, не скупящейся на природные катастрофы, способны проникаться состоянием просветления и умиротворения. Осенью и весной для японцев наступают дни любования природой. Люди выезжают семьями за город, чтобы насладиться мимолетной красотой цветов вишни или багрянцем кленовых лесов. А какие чудесные сады японцы создают – из чего бы вы думали? Из камней. В жизни японцев камни играют особую роль. Они постоянно сопутствуют им в парках и садах, дома, у городских зданий. Они всегда исполнены для японцев символического значения. Их расположение, форма, цвет имеют свой смысл, историю, легенду.
В каждом японском доме есть своеобразный уголок красоты – ниша, где стоит ваза с цветами, висят картина, ковер.
Сегодня на уроке литературного чтения мы познакомимся с жанром японской поэзии.
Знакомство с трехстишиями – хокку.
Учитель читает наизусть хокку Басе.
В небе такая луна,
Словно дерево спилено под корень,
Белеется свежий след.
Чей образ себе представили? Какая луна? Как вы думаете, почему? С чем сравнивает автор луну? Обратите внимание на построение стихотворения. Чем оно отличается от русских стихотворений? Оно состоит из трех строчек. И называется – хокку.
Чтение
Ива склонилась и спит.
И кажется мне, соловей на ветке
Это ее душа.
А здесь чей образ?
За ночь вьюнок обвился
Вкруг бадьи моего колодца…
У соседа воды возьму!
Нам понятны образы, созданные японскими поэтами? Что общего во всех трех хокку?
Они о природе.
А сейчас мы с вами пофантазируем.
Давайте попробуем изобразить красоту.
Ведь каждый видит ее по-своему
Дети делятся своими мыслями.
Что вы представляете, когда слышите слова: огонь, весна, игра, ночь.
4. Итог урока
Что нового для себя открыли?
5. Домашнее задание
.Сочинить хокку
(объект природы). Нарисовать картину к одному из хокку.