Урок "Путешествие в страну Цветов"

Разделы: Биология


Цель: познакомить учащихся со строением цветка, показать разнообразие цветков, типов соцветий, их биологическим смыслом и значением.

Задачи обучения: учащиеся должны знать строение цветка, виды соцветий, роль цветка в семенном размножении.

Задачи развития: развитие познавательного интереса через реализацию межпредметных связей (экологию, литературу, музыку), этимологии терминов, дальнейшее развитие мышления посредством решения проблемных вопросов, воображения и творческих способностей.

Задачи воспитания: экологическое и нравственное.

Оборудование:

  1. Компьютер, электронная презентация урока.
  2. СД – записи музыки.
  3. Выставка рисунков учащихся “ Цветы”, кроссворд.
  4. Живые цветы, гербарии – ландыш, черемуха, комнатные цветущие растения.

Подготовка к уроку

  1. Разгадывание кроссворда “Удивительные цветы”.
  2. Творческие работы: стихи, загадки, рисунки.
  3. Сбор материала к выставке “ Растения – рекордсмены”.

Ход урока

(Звучит музыка)

Учитель: Наступило время нашего урока <Слайд 1>.

Ученик:

“ … Давай пройдемся медленно по лугу
И “ Здравствуй!” скажем, каждому цветку.
Я должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.”

Учитель: Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок” - говорил великий сказочник Г.Х. Андерсен. <Слайд 2>

Сегодня мы совершим путешествие в удивительную сказочную страну Цветов. Мы с вами отправимся по дороге, вымощенной желтым кирпичом, и бодро шагая по ней достигнем изумрудного замка, где правит царица страны – добрая фея Флора. По пути следования нас ожидают различные преграды: быстрые реки, высокие горы, жаркие пустыни, дремучий лес, но будут и привалы. И так в путь.

Цветы сопровождают нас всю жизнь: встречаются при рождении, утешают в старости, радуют на свадьбах и праздниках. Без красоты цветов беднее становиться жизнь. Цветы открывают перед человеком возможность показать прекрасное, открыть тайну рождения семян и плодов.

1 остановка “В глубине цветка” (практическое задание). <Слайд 3>

Класс делится на 4 группы, работают по заданию инструктивной карты.

1, 2 группа “ Строение цветка”.

Инструктивная карта.

  1. Рассморите живой экземпляр цветка. Используя учебник и рисунки, найдите цветоножку, цветоложе, лепестки, тычинки, пестик. Выясните, что входит в состав чашечки и венчика.
  2. Расчлените цветок, подсчитайте число лепестков, тычинок и пестиков.
  3. Рассмотрите строение тычинки, найдите части тычинки: тычиночную нить и пыльник. Как вы думаете, что находится в пыльнике?
  4. Рассмотрите строение пестика, найдите его части: рыльце, столбик и завязь. Выясните из текста параграфа учебника, что находится внутри завязи.
  5. Как вы думаете, почему тычинки и пестик являются главными частями цветка?
  6. Дайте подписи рисунку “Строение цветка”.
  7. Сделайте вывод ч.т. цветок?
  8. Подготовьте выступающих для устных ответов.

3, 4 группы “ Изучение соцветий”.

Инструктивная карта.

  1. Рассмотрите на живом и гербарном материале различные соцветия
  2. Пользуясь схемой соцветий, выясните, как называются соцветия у данных растений. На какие группы делятся все соцветия?
  3. Заполните таблицу в тетради на печатной основе, стр. 46
  4. Сделайте устно вывод: что такое соцветие? Какова роль соцветий в жизни растений?
  5. Подготовьте выступающих для устных ответов.

Отчет 1,2 группы <Слайд 4> <Слайд 5> <Слайд 6> <Слайд 7>.

Отчет 3,4 группы <Слайд 8>.

После выступления групп, проводится беседа по разъяснению понятий.

  1. Околоцветник: простой и двойной <Слайд 9>.
  2. Цветок: обоеполый и однополый/
  3. Растения : двудомные и однодомные <Слайд 10>.

2 остановка “Домашний кроссворд” <Слайд 11>.

  1. В честь этого весеннего цветка во Франции еще в начале 20 века устраивали праздники, П.И. Чайковский посвятил ему свое произведение.
  2. Этот цветок, по преданию, появился из морской пены вместе с богиней Афродитой.
  3. Легенда гласит, что бог запретил работать в воскресенье, а пчелы его ослушались и теперь они не питаются нектаром этого цветка, и опыляют его только шмели.
  4. По греческим сказанием, этот является цветком бога сна.
  5. Этот цветок стал эмблемой революции.
  6. Название этого цветка связано с легендой.о самолюбивом юноше.
  7. Название этого цветка связано с легендой, в которой богиня Флора одаривала все цветы именами забыла про один маленький цветок, в котором была заложена  сила возвращать людям память.

3 остановка “Удивительные цветы”.

1 Ученик: Цветы – самое удивительное создание в мире растений. Их чудесный цвет и разнообразная форма определяют главную цель в жизни – получение семян. Среди них есть карлики и великаны. Самое маленькое растение в мире – ряска. Размер листов ряски составляет всего 1 мм, а цветов еще меньше. Когда ряска цветет, над водоемом поднимается нежно-розовое цветочное облачко. Самый крупный цветок у раффлезии, обитательницы южноамериканских лесов. Диаметр ее цветка достигает 1 метра, остальные органы прорастают в корни деревьев, забирая у них питательные вещества. Раффлезия – паразит. <Слайд 12>

2 Ученик: Цветок лотоса – на государственном гербе Египта, его чеканили на монетах, в Индии – это священное растение. Растет лотос и в умеренной зоне. Диаметр цветка до 30 см. Растет он и в нашей ЕАО, оз. Лебединое, Биробиджанском, Смидовическом, Ленинском районах. Пробывают его выращивать на искусственных озерах. В Китае, Японии, Индии из его корневищ и семян получают муку, сахар, масло и сладости”. <Слайд 13>

Учитель: Ребята, а я вам хочу рассказать одну историю. Однажды весной ребята собрались в поход. Придя в лес,они наткнулись на опушку леса, где росли прекрасные цветы – ландыши. Девчонки очень обрадовались. Каждая хотела хотя бы несколько цветочков принести в подарок маме. Но только одна девочка этого не сделала. Почему?

4 остановка “Что это?” (загадки о цветах)

1. В траве густой, зеленой
Он выглядит нарядно,
Но с пашен, как сорняк
Он изгнан беспощадно.
Головка голубая
И длинный стебелек,
Ну кто ж его не знает?
Ведь это ……. (Василек) <Слайд 14>

2. Из Голландии приехал,
И мороз наш не помеха!
Меж цветов он “знатный” пан
Колпачком цветет ….. (Тюльпан) <Слайд 15>

3. Бутон – для красы, шипы – для угрозы
Цветка не найти красивее ….. (розы) <Слайд 16>

4. На воде, увидел ты
Белые цветы.
Эти жители реки
На ночь прячут лепестки … (лотос) <Слайд 17>

5. Даже ночью муравьишка
Не пропустит свой домишко.
Путь – дорожку до зари
Освещают фонари.
На больших столбах подряд
Лампы белые висят (Ландыш) <Слайд 18>

5 остановка “Светофор” (выполнение тестовых заданий) <Слайд 19>

(У каждого учащегося на столе набор сигнальных карточек (сигналы Светофора)

1. Цветок – это ….
Зеленый – яркий венчик
Желтый – околоцветник
Красный – видоизмененный побег

3.Часто ярко окрашены:
Зеленый – чашелистики
Желтый – лепестки венчика
Красный – пестик

2. Главные части цветка:
Зеленый – лепестки и чашелистики
Желтый – пестик и тычинки
Красный - столбик и рыльце

4.Раздельнополые цветки у которых
Зеленый – есть лепестки и чашелистики
Желтый –есть только тычинки
Красный –есть только пестики

5.Соцветие головка у :
Зеленый – подсолнечника
Желтый –клевера
Красный – черемухи

Заключение, чтение стихотворение учениками

1. Мы давно вас считаем друзьями,
Дети наших садов и полей
Мы ухаживать будем за вами,
Чтоб на клумбах росли вы пышней.

2. Сколько вас, пышноцветных, веселых,
Распустилось у всех на виду
Под широкими окнами школы,
В нашем залитом солнцем саду.

3. Мы из вас составляем букеты,
Подбирая цветок за цветком,
И душистое свежее лето
Вместе с вами приходит в наш дом.

4. Пускай вас греет солнышко,
Ласкает тишина.
Цвети еще прекраснее
Родимая страна!

Учитель вот и окончено наше путешествие. Ребята, что нового вы узнали сегодня о цветке?

Выставление оценок.

Презентация