Цели урока:
- закрепление, повторение теоретического материала при решении упражнений, задач; отработать умение и навыки применения правил “+”, “-“, “*”, “:” чисел с разными знаками; дальнейшее углубление навыков решения задач, знакомство и историческим материалом по теме;
- развитие у каждого ученика вкуса к творческой, активной деятельности при решении задач; развитие чувства взаимопомощи и товарищества, умение проверять и оценивать выполненную работу;
- пробудить у учащихся интерес к изучению математики, расширить их кругозор; показать, что математика – чудесная наука.
Оборудование. Карта путешествия, задачи на ватмане, тесты, жетоны, магниты.
Презентация к уроку – Приложение 1.
Содержание урока
Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать случаев делать его немного занимательным.
Б. Паскаль.
Чтобы спорилось нужное дело,
Чтобы в жизни не знать неудач,
Мы в поход отправляемся смело
В мир загадок и сложных задач.
Не беда, что идти далеко,
Не боимся, что путь будет труден
Достижения крупные людям
Никогда не давались легко.
Сегодня на уроке мы будем повторять, и обобщать знания по теме действия с положительными и отрицательными числами. Перед вами, ребята, стоит задача показать свои знания при решении упражнений, проявить находчивость и смекалку. Мы сегодня будем путешествовать по маршруту, указанному на карте на вертолете.
Наша первая площадка: “Историческая”.
Сообщение о возникновении отрицательных чисел рассказывает ученик.
Срочное сообщение!
Из-за плохой видимости, мы не можем взлететь. По сведениям синоптиков, ясная погода будет через 7 минут. Взяли ручки, подписали листочки, отвечаем на вопросы теста.
ТЕСТ
Вариант 1.
1. Выполните сложение: – 6,4+(-12).
а) -5,6; б) -18,4; в) -6,6; г) другой ответ.
2. Выполните сложение: 13+(-5).
а) 8; б) -7; в) 7; г) другой ответ.
3. Выполните умножение: 2*(-).
а) -1; б) 1; в) -1; г) другой ответ.
4. Выполните деление: -18:(-0,3).
а) 60; б) 54; в) -6; г) другой ответ.
5. Вычислите: -2,5*(-1,6)+41,6:(-4).
а) 6,4; б) 0,64; в) -0, 64; г) другой ответ.
Вариант 2
1. Выполните сложение: -17+(-5,9).
а) -11,1; б) -12,1; в) -22,9; г) другой ответ.
2. Выполните сложение: -16+2.
а) -13; б) -18; в) 13; г) другой ответ.
3. Выполните умножение: -*(-1).
а) -1; б) 1; в) ; г) другой ответ.
4. Выполните деление: 3,6:(-0,9).
а) -0,4; б) -4; в) -40; г) другой ответ.
5. Вычислите: 3,8*(-1,5)+(-35,2):(-5).
а) -12,74; б) 1,7; в) 1,34; г) другой ответ.
Показалось солнышко, нам пора в путь.
Учитель:
Думать, мыслить, не зевать,
Быстро все в уме считать.
Площадка “Вычислительная” (см. здесь)
Задание 1. Заполнить таблицу (1 столбик)
m |
n |
¦m ¦ +¦n ¦ |
m + n |
¦ m + n¦ |
m * n |
– 3 |
– 6 |
9 |
– 9 |
9 |
18 |
– 4 |
+ 6 |
10 |
2 |
2 |
– 24 |
10 |
– 7 |
17 |
3 |
3 |
– 70 |
0 |
5 |
5 |
5 |
5 |
0 |
– 10 |
+ 7 |
17 |
– 3 |
3 |
– 70 |
– 8 |
– 9 |
17 |
– 17 |
17 |
72 |
– 9 |
+ 9 |
18 |
0 |
0 |
– 81 |
Вопрос к учащимся: Что называется модулем числа?
Задание 2.
Заполнить
II и III ст.Вопросы: Какой можно сделать вывод? Как сложить 2 отрицательных числа? Как сложить 2 числа с разными знаками?
Задание 3.
Заполните
IY ст.Повторим правила умножения отрицательных чисел; чисел с разными знаками.
Какого действия не хватает в таблице? ( : )
Выполним деление.
Задание 4.
Используя знаки ( +) и ( – ) замените звездочку:
( * 8) + (* 4) = – 4 | (– 8): (* 4) = 2 |
( * 8) + ( * 4) = 4 | ( + 8) : ( – 4) = – 2 |
( * 8) + (* 4) = 12 | (– 3) . (* 4) = – 12 |
( * 8) + (* 4) = 12 | (* 3) . (– 4) = 12 |
( * 3) + (* 3) = 0 |
Как называются числа в последнем равенстве?
(Противоположные)
Дать определение противоположных чисел.
Учитель:
В мире много сказок
Грустных и смешных,
И прожить на свете
Нам нельзя без них!
Пусть герои сказок
Дарят нам тепло,
Пусть добро навеки
Побеждает – зло.
На площадке “ Сказочная” послушаем сказку “Непослушные сестренки”
Жила – была в Математическом царстве, в Арифметическом государстве, в деревне Положительных чисел Троечка. Она договорилась по телефону встретиться со своей двоюродной сестрой Минус Троечка, которая жила в деревне Отрицательных чисел. Встретиться решили вечером в Нулевом лесу. Они никогда не видели друг друга. Пошла Троечка по координатной прямой, которую пересекала другая прямая. Эту дорогу называли Перпендикулярной. Входить в этот лес строго воспрещалось. За этим следи леший Икс. Непослушные сестренки обманули лешего и пробрались в лес, но как только они встретились, так сразу же исчезли. Не зря им говорили, что противоположным числам в Нулевом лесу встречаться нельзя.
Учитель:
Пусть вопросы колки,
Как у сосны иголки,
Попробуем ответить
На все вопросы эти.
Площадка “Шуточная”
За правильный ответ (жетон)
Задачи – шутки
- Два сына и два отца
- Арбуз стоит 20 рублей и
- Мельница двенадцать мер овса
- На грядке сидят 6 воробьев.
- Черепаха Тортила имеет обыкновение совершать
утреннюю “пробежку” по стадиону: по часовой
стрелке она проползает беговую дорожку за 90 мин,
а против часовой стрелки – за 1,5 часа. Чем
объяснить несовпадение результатов? (90 мин – 1,5
часа)
Вы ребята все устали,
Много думали, считали
А сейчас мы отдохнем
Физкультминутку проведем.
Съели три яйца
По сколько яиц съел каждый? (по одному)
Ещё пол – арбуза
Сколько стоит арбуз? (40 руб.)
Размелет в полтора часа.
Теперь скажи: в какой же срок
В шестнадцать мер исполнить ей урок (2 часа)
К ним прилетели ещё 5
Кот подкрался и схватил
Одного воробушка.
Сколько осталось воробьев на грядке (ни одного)
Площадка “Спортивная”
Разминку проводит ученик.
У Оленя дом большой
Он глядит в своё окно
Заяц мимо – пробежал
В дверь к нему стучал.
Стук – стук, дверь открой
Там в лесу охотник злой
Заяц, заяц, забегай,
Лапу подавай.
Учитель:
Он есть у дерева, цветка,
Он есть у уравнений
И знак особый – радикал –
С ним связан, без сомнений.
Заданий многих он итог.
И с этим мы не спорим
Надеемся что каждый смог
Ответить: это…. (корень)
Наш вертолет прибывает на площадку “Равнина уравнений”
Задание. Угадать корень уравнения.
– 6 + * = – 9 | 0,5 – + . * = 2 |
* + 17 = 2 | 3 . * = – 3,6 |
– 0,04 + * = 0 | * . (-4) = – 100 |
– 3,6 + * = – 4 | *: ( -7) = – 1,2 |
* + 9,3 = 9,3 | – 38: * = 2 |
Учитель:
Логически мыслить,
Задачи решать
Непросто скажу ….
Надо многое знать.
Площадка “Логическая”
Учитель:
Чтоб врачом, моряком
Или летчиком стать
Надо твердо, на “5”
Математику знать!
Будут трудные задачи,
Я желаю вам удачи.
Площадка “ Задачкино”
(за ответ жетон)Задача 1.
Как-то рано поутру
Птицы плавали в пруду –
Белоснежных лебедей втрое
Больше, чем гусей;
Уток было восемь пар –
Вдвое больше, чем гагар.
Сколько было птиц всего,
Если нам ещё дано,
Что всех уток и гусей
Сколько, сколь лебедей?
(Всего 56; гагар 8, уток 16, гусей 8, лебедей 24)
Задача 2.
Гуси с юга к нам летели,
На лугу зеленом сели.
Их увидел Елисей:
– Добрый день вам, сто гусей
– Нас не сто, – сказал вожак,
Уважительный гусак.
– Сколько ж вас? – он вопрошает
– Кто сметливый – отгадает
Если к нам добавить столько ж
И полстолько, четверть столько,
Да гуся, что сел на стог,
Вот тогда нас будет сто.
Вот скажите-ка, друзья,
Какова гусей семья? (36 гусей)
Задача 3.
По дороге вдоль кустов
Шло одиннадцать хвостов,
Сосчитать я также смог,
Что шагало тридцать ног.
Это вместе шли куда – то
Петухи и поросята.
И вопрос мой к вам таков;
Сколько было петухов? (7 петухов)
Задача 4. В клетке находятся кролики и фазаны. Всего 6 голов и 20 ног.
Сколько кроликов и сколько фазанов в клетке? (4 кролика, 2 фазана)
Осенний кросс.
Задача 5.
Кросс осенний вспоминая,
Спорят белки 2 часа:
Победил в забеге заяц.
А второй была лиса!
– Нет, – твердит другая белка, -
Ты мне шутки эти брось
Заяц был вторым, конечно,
Первым был, я помню, – лось!
– Я, – промолвил филин важный, -
В спор чужой не стану лезть.
Но у вас в словах у каждой
По одной ошибке есть.
Белки фыркнули сердито.
Неприятно стало им.
Вы уж взвесив всё, решите
Кто был первым,
Кто вторым. ( 1 – лось, 2 – лиса, 3 – заяц)
Площадка “ Конечная”
Учитель:
Вот и закончился урок
Нам пора подвести итог
Что мы повторяли?
Какие задачи решали?
Подводится итог, считаются жетоны, выставляются оценки.
Закончим наш урок стихотворением о положительных и отрицательных числах.
Рассказывают ученики.
1. Числа отрицательные, новые для нас
Лишь совсем недавно изучил наш класс
Сразу прибавилось всем теперь мороки –
Учат – учат правила дети все уроки.
2. Если уж захочется очень вам сложить
Числа отрицательные, нечего тужить
Надо сумму модулей быстренько узнать,
К ней потом знак “минус” взять да приписать.
3. Если числа с разными знаками дадут.
Чтоб найти их сумму, все мы тут как тут.
Больше модуль быстро очень выбираем
Из него мы меньший модуль вычитаем.
Самое же главное – знак не позабыть!
– Вы, какой поставите? – мы хотим спросить.
– Вам секрет откроем, проще дела нет,
Знак, где модуль больше, запиши в ответ.
4 Жили на свете близнецы – братья,
Были похожи собой.
Из-за нелепого проклятья
Разделены судьбой.
Братья имели разные знаки,
С ними по жизни шли
Если ж случалось им повстречаться
В ноль превращались они.
Учитель:
5. Плюс или минус? Кто же важнее?
Этот вопрос не решить.
Чтобы в задачах не ошибаться
Надо нам с ними дружить
Больше иль меньше –
Вот что важнее,
Это всегда надо знать.
Коль это знаешь, не сомневайся
Будешь задачи решать